Преодолевая пространство и время
Это не просто письмо читателя, а лучшее
послесловие к нашим летним выпускам газеты
В жизни так часто бывает: вдруг происходит
счастливое совпадение. Только мы подумали: скоро
день рождения Симона Львовича Соловейчика – и
сразу обнаружили в почтовом ящике этот отклик на
наши летние публикации “Школы сотрудничества”.
Его прислала Ирина Дмитриевна Демакова –
замечательный педагог и старинный друг редакции.
Как же точно она увидела: главные успехи в
педагогике чаще всего делят поровну педагоги и
журналисты, потому что именно журналисты умеют
взглянуть на происходящее отстраненно, увидеть
самую сердцевину и возвысить ее до философского
размышления. Так работал Симон Львович
Соловейчик. Вряд ли мы сможем когда-нибудь
дотянуться до его таланта. И все же высшей
наградой для каждого из нас оказались слова
Ирины Дмитриевны о том, что наша “Школа
сотрудничества”, возможно, станет рукотворным
памятником С.Соловейчику. Ведь он мечтал о такой
школе и строил ее всю свою жизнь.
Я перелистываю летние выпуски “Школы
сотрудничества” и вглядываюсь в чудесные
портреты детей. Есть тут и фотографии взрослых, у
которых беспечные и веселые лица. Наверное, думаю
я, это те самые учителя, которым в течение долгих
лет твердили: “Вы блестящий учитель, у вас
прекрасные ученики” и которые в конце концов в
это поверили...
Запоем прочла все пять выпусков сразу и до
конца. Я не знаю, что за произведение лежит на
моем столе, каков его жанр и что “натворили” его
авторы, но все это мне очень интересно. Как бывает
со мной довольно часто, когда что-то не удается, я
обращаюсь к записям лекций о Януше Корчаке,
которые слушала на семинаре в Израиле летом 1990
года. Их читал нам, московским педагогам,
известный корчаковед из Варшавы Александр
Львович Левин. Лекции начинались вопросами: кем
был и что сделал Корчак? к чему он стремился?
Внезапно я осознаю, что публикация в “Первом
сентября” отвечает на те же вопросы, только
касаются они С.Л.Соловейчика. Кем он был? Что
сделал и к чему стремился?
Когда читаешь этот собранный в книгу материал о
гуманистической педагогике – педагогике
сотрудничества учителей и детей всех времен и
народов, невольно соглашаешься со словами,
сказанными кем-то: “Главные успехи в педагогике
принадлежат не педагогам”. Успех этой “книги в
газете” делят поровну две группы авторов:
педагоги, которые хорошо работают с детьми и
постоянно думают про то, как они это делают, и
журналисты, которые из своего особенного,
немного отчужденного пространства, продуваемого
свежими ветрами, все видят по-другому. Я думаю,
что эта “книга в газете” есть церемониал –
торжественное открытие памятника выдающемуся
журналисту Симону Соловейчику.
Рукотворным памятником ему стала школа
сотрудничества, которую он строил всю свою жизнь.
Школа, преодолевшая пространство и время,
разрушившая пограничные столбы и собравшая под
одной крышей педагогов России, Польши, Англии,
Франции, Германии и других стран, педагогов,
которые жили в прошлых столетиях, и наших
современников. Им неплохо вместе. В школе
сотрудничества детей не унижают, не бьют, в них
верят, их любят, им помогают, их поддерживают. Это
школа, в которой дети свободны, трудолюбивы и
счастливы. В книге многократно – чтобы мы не
забывали и не расслаблялись – говорится о том,
что есть педагогика не только гуманистическая,
но и тоталитарная. В каждом тексте сопоставление
сотруднической и карательной педагогики:
свобода – рабство; усталость – бодрость и
активность; доверие – контроль и оценивание,
трудность быть самим собой – легкость
самореализации; собственные законы и язык школы
– трафареты; договор – приказ; педагогическая
поддержка – равнодушие к детям...
Название книги имеет продолжение – через
двоеточие мы читаем: “эстафета педагогических
идей”. И хотя понятно, что слово “эстафета”
означает только то, что авторы верят, что идею
можно передавать от одного человеку к другому,
все же этот образ не показался мне удачным,
потому что он сильно упрощает ситуацию. Хорошая,
добрая, умная педагогика рождается гением и
трудом, на бегу ее не передашь и не освоишь...
В Библии сказано: “В начале было слово”. Авторы
книги утверждают, что в педагогике вначале была
идея. В сущности, перед нами книга о
педагогических идеях, которые собирал, хранил и о
которых писал Соловейчик. В книге их 35.
Может быть, эту книгу можно рассматривать как
копилку мировых педагогических достижений, как
банк данных, как перечень передового опыта? Дело,
конечно, не в том, как это назвать, а в том, что нам
напоминают, что мы можем черпать из этого кладезя
столько, сколько нам под силу унести... И здесь
нет, как в известной сказке, медных, серебряных и
золотых монет. Только чистое золото.
Авторам счастливо удалось избежать ошибок,
которые часто встречаются при обращении к
педагогическому наследию прошлого, когда,
восхищаясь трудами того или иного выдающегося
педагога, практики не умеют творчески
использовать его идеи. Книга позволяет говорить
о свободной миграции идей, о реальной
возможности использования разных идей в
различных комбинациях, об отсутствии
неразрешимых противоречий, о том, что идеи,
рождающиеся в одной стране, могут быть приняты в
другой.
В книге представлен новый взгляд на наследие
выдающихся педагогов мира: речь идет об
актуальности их достижений для решения проблем
современного отечественного образования. Книга
позволяет сделать важный вывод о том, что, хотя,
строго говоря, педагогические идеи напрямую
нельзя переносить из одного времени в другое, мы
не имеем права терять то, что уже было достигнуто.
В этой книге мы в гостях у Соловейчика, потому
что в ней не просто отобраны идеи. Каждая идея
озарена талантом педагога и удвоена талантом
журналиста. О ком бы ни писал Соловейчик, он
словно на некоторое время вживался в этого
человека и сам становился немного Корчаком или
немного Амонашвили. Он всегда увлекался теми, о
ком писал. Эта книга – парад его пристрастий.
Несомненно: у журналиста Соловейчика была своя
педагогическая концепция воспитания. Ее основа
– вера в педагога, в то, что он прочтет, обдумает,
разберется, сможет. Во что верит Соловейчик? В то,
что в каждом педагоге живет мечта о себе лучшем и
о лучшем в себе, что воспитатель должен сам
подготовить себя к педагогической деятельности,
что сущность процесса воспитания не воздействие
взрослого на ребенка, а взаимодействие человека
с человеком; что педагог, который не любит детей,
не интересуется ими и всегда занят собой, не
может быть воспитателем; что ничто не может быть
построено в образовании без детей, что именно
ребенок – самый квалифицированный эксперт,
способный оценить работу учителя, и что именно
дети смогут изменить нашу жизнь к лучшему.
Каждая часть книги имеет заключительную
страницу, где Соловейчик подводит итоги
сказанному ранее. По стилю это небольшие эссе. Их
пять. В каждом из них слова, которые дорогого
стоят: “Воспитание – это искусство, а где
искусство, там талант, там сердце, интуиция,
вдохновение”; “Если вы хотите учить всех, вы
должны видеть ребенка в целом”, “...бесценный
опыт быть хорошим”, “Имей дух и умей возбудить
его в детях”, “Воспитываем мы общением,
сотворчеством и сотрудничеством”.
Симон Львович Соловейчик был человеком особой,
индивидуальной дороги. У него был свой путь. Мне
кажется, что ему были свойственны
“сейсмографические” способности, он остро
реагировал на любые изменения в мире
образования, воспитания, в мире детства. На
каждое изменение он реагировал словом, которое
слышали все.
Почему-то с самого начала чтения книги в газете
я думала о счастье человека не быть забытым
людьми в наш забывчивый век, о счастье человека,
который и после смерти объединяет людей и делает
их лучше. Это относится и к В.Ф.Матвееву, и к
С.Л.Соловейчику, и к О.С.Газману, и к Янушу Корчаку,
и к А.С.Макаренко, и к В.А.Сухомлинскому – ко всем
ушедшим от нас авторам и героям этой прекрасной
книги. И я снова и снова вспоминаю слова из
“Кадиша” А.Я.Галича, которые он написал о Петре
Залевском – бывшем гренадере, инвалиде войны,
служившем сторожем в “Доме сирот” Я.Корчака и
убитом польскими полицаями: “О дай мне Бог конец
такой, всю боль испив до дна, в свой смертный миг
махнуть рукой глядевшим из окна!”
Мы смотрим из окна. Мы помним. Спасибо.
Ирина ДЕМАКОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|