Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/1999

Архив

Более или менее убедительная тень

Самое сильное человеческое чувство, считает Лайм Нисон, – это страх перед собственным несовершенством

Герой Лайма Нисона, принесший ему славу после того, как “Список Шиндлера” побил оскаровские рекорды, затмил всех нисоновских персонажей. Сам актер, отвечая на вопросы корреспондента “Фигаро суар” Алена Роже, признается в этом с абсолютным спокойствием.

– “Список Шиндлера” волей-неволей вытеснил из нашего сознания то, что Лайм Нисон – актер, снявшийся в большом количестве фильмов. Звезда Голливуда. И так далее. Даже самые маститые критики при упоминании о Лайме Нисоне как завороженные в один голос говорят о Шиндлере.
– Слава вообще всегда выходит боком. Вы знаете, я назвал себя “новым Штирлицем”. Ибо этот образ в начале 70-х овладел сознанием целого поколения советских людей. В середине 90-х тот же трюк произошел с американцами после “Списка Шиндлера”. Дело тут вовсе не в том, что я сыграл хорошо или не очень хорошо. А в том, что Спилберг попал в точку: народу нужен собственный национальный герой. Они готовы поклоняться ему и смотреть, широко раскрыв глаза, даже если этот герой во многом миф.
– Но Шиндлер не миф. Вы как-то несколько надменно говорите про него. Возможно, это ревность. Герой оказался выше актера. Вам трудно смириться с этим?
– Нет, нет. Это не так. Потому что все-таки мой Шиндлер – миф. Единственная правда заключается в том, что он спас тысячи евреев от газовой камеры. Все остальное – сказка. Но вот что интересно. В чем преуспел гениальный Стивен Спилберг, так это в проникновении в самую тонкую область человеческого мозга. В ту, где находится признание человеческой слабости, хрупкости, беззащитности.
– Я не очень понимаю, признаться.
– Поясню. Вы знаете, какое самое сильное из человеческих чувств?
– Любовь.
– Это все глупости. Самое сильное – страх перед собственным несовершенством. Подумайте. Вот нормальный, здоровый человек. Умный, сильный, вполне респектабельный. Он садится за руль своей машины. Врезается в столб. И все кончается. Почему целое поколение выбирает фильм про сверхчеловека? Потому что понимает – сверхчеловек, наполовину состоящий из живых клеток, наполовину из виртуальных, почти неуязвим. Все жаждут защитника. Кого-то, кто окажется умнее, сильнее, честнее. Кто возьмет их за руку и выведет из газовой камеры. Этот сюжет проще мифов о сверхвиртуальных роботах, но гораздо страшнее. Потому что гораздо реальнее. Это только перед женщиной мы рисуемся, демонстрируя свою силу и пуленепроницаемость, а на деле мы все боимся газовой камеры.
– Ну, в смысле метафоры, конечно.
– В смысле метафоры. Вы помните “1984” Оруэлла?
– Да, конечно.
– Помните, там была некая комната 101, куда отправляли провинившихся. И каждого там ожидало что-то свое. Именно то, чего он боялся больше всего на свете. На несчастного обрушивался его собственный страх. Монстр – зеркальное отражение твоего внутреннего ужаса. У каждого из нас есть такая комната. Защитить от нее может только некто, вроде моего героя Оскара Шиндлера. Он гораздо нужнее и интереснее людям, чем актер Лайм Нисон. Поэтому, если вы заметили, никто никогда не говорил, как я справился с ролью. Оказывается, это не важно. Достаточно просто быть более-менее убедительным.
– И все-таки у меня ощущение, что вы ревнуете свой персонаж к зрителю.
– Я знаю только одного актера, к которому не прилипает никакая роль. Он как-то выше всего, что им создано. Это Джек Николсон. Казалось бы, формановская “Кукушка” должна была навсегда пригвоздить его к образу, который прославил Николсона по обе стороны океана. Так нет. Он повесил этот образ на стенку и спокойно, не оглядываясь, пошел дальше. Может, это участь великого актера?

Перевела с французского
Натэла МЕСХИ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru