С чего начинается выстрел
Девочки из хороших семей
бесстрашно стреляли в лицо врагу – первыми
террористами в России были барышни-народоволки.
Жертвенные, романтические юноши и девушки ломали
свои судьбы: им казалось, ради высоких идеалов; в
конце концов оставались лишь опустошенность,
кровавые сны по ночам, самоубийство... Насилие
ломает самого насильника – это тоже опыт
терроризма.
В Берлине зловещее чудо перерождения
пацифизма в насилие свершилось в майские дни 1967
года, когда официальные власти, легальные
студенческие организации, клубы, коммуны – все
по-своему готовились к визиту шаха Ирана. На
стенах коммун, кампусов, книжных лавок –
портреты шаха под объявлением “Разыскивается
преступник”. Вольные художники Коммуны-1 готовят
маски шаха и шахини для мирной студенческой
демонстрации, назначенной на вечер 2 июня – время
визита шаха в оперу.
Трудно сказать, кто начал драку в этой толпе, где
кроме студентов были все четыре полиции Берлина,
эмигранты всех стран и континентов, в том числе
небольшая, но крайне агрессивная группа правых
иранцев, шумно выражавших свою преданность шаху.
Когда полетели камни и помидоры, многие
бросились бежать. Сержант полиции выстрелил в
спину одного из бежавших.
Юноша, скончавшийся вечером в госпитале,
оказался студентом-геологом из Ганновера; ему
было 23 года, он недавно женился, и дома его ждала
беременная жена. На демонстрации и вообще в
политике, возможно, случайный человек. Дни и ночи
шли траурные митинги в университете, в кампусах,
коммунах, протестантских церквях. Один из
активистов левого движения позже скажет:
“Убийство Бена и реакция властей на него
уничтожили наши последние иллюзии об этой
системе”.
Короткий опыт лично пережитого насилия, своя
капля крови потрясла сильнее тех пролитых за
океаном морей крови, о которых рассказывали
газеты и экран. В 1970 году эти настроения
усилились убийством четырех и ранением десяти
студентов во время демонстрации протеста против
вторжения в Камбоджу в Кентском университете
США. Насилие звало к сопротивлению – резистансу,
они упивались этим словом, юноши и девушки
сороковых годов рождения, составившие ядро
первого призыва террористов.
Юные радикалы охотно отождествляли себя с Че
Геварой, романтически погибшим в горах Боливии, и
с его французским другом Режи Дебре,
приговоренным к 26 годам тюремного заключения, и с
“черным доктором” Францем Фаноном, мистикой
насилия которого они упивались, как стихами
любимого этим поколением поэта Рембо: “Насилие
очищает нацию, освобождает ее от страха, отчаяния
и апатии”. Юные радикалы как-то не заметили, что
воспевавший насилие Фанон сам служил революции
не пулей и бомбой, а своим открытым домом и
госпиталем, что Че Гевара говорил о терроризме:
“Он подрывает то, на чем мы держимся, – контакт с
массами”, что все это было не только в другом
месте, но и в другое время – в эпохи, пережитые их
странами столетие назад...
“2 июня” – день убийства Бено Онезорга, дата
взрывов, поджогов, убийств, похищений, ежегодных
с 1968 года годовщин мести и название
террористической группы. Тогда же определились
будущие лидеры западногерманского террора,
будущие уголовные преступники: Ульрика Майнхоф,
Гудрун Энслин, Карл Распе, Фриц Тайфель...
Человек или авторитарен, или либерален, и таков
он во всем – от выступления на митинге до нюансов
интимной жизни, заключили Адорно и другие авторы
“Авторитарной личности”, подвергнувшие тысячу
“средних американцев” различным тестам на
“потенциальный фашизм” (и обнаружив его у 60%
опрошенных!). Английская исследовательница
Дж.Беккер рассматривает террористов ФРГ сквозь
эту же призму. Она только переадресовала
обвинение Адорно от обывателя либеральной элите.
Оценка Беккер терроризма категорична:
“Антифашистское сопротивление, как они назвали
свои действия скорее из лукавства, чем по
невежеству, было лишь способом удовлетворения их
эгоистических порывов”.
Английский журналист-социолог Арнольд Бейхман
советует перестать копаться в генеалогии
терроризма. Какая разница, чьи они дети? Они –
преступники. Преступность – их нация, их
отечество, их партия. Это не значит, что они убоги,
бездарны, лишены душевных достоинств, совсем
напротив. Но они обречены преступности. Почему?
“На этот вопрос не ответил ХIХ век, не знает
ответа и ХХ. Генетика также отказывается открыть
современным ученым тайну преступности, как
биология не открыла ее Ламброзо”.
Автор большого исследования о терроризме
“Последнее оружие” Ян Шрейбер на вопрос, кто
именно становится террористом, отвечает: “Никто
именно. По обстоятельствам – любой... Я отвечаю
резко, но я отвечаю на все эти пошлые стереотипы,
что арабу в конце концов жизнь недорога, что
негры – дикари, им убить – пара пустяков, что
японцев много и они не могут относиться к жизни
всерьез, что ирландцы – пьяницы и хулиганы, а
некоторые безумные европейцы принимают их
всерьез и подражают им... Как это неумно и опасно
видеть в террористах умственно поврежденную
малую группу, которую можно перебить или
переловить. Террористы – это не “они”, это – мы,
это большинство из нас. Способность нанести
ущерб, причинить страдание ближнему широко
распространена”.
Спектр ответов на вопрос о личности террориста
широк. Но при пестроте спектра в нем есть
повторяющийся, превалирующий тон: люди не от мира
сего, романтики, не поладившие с
действительностью.
Психологически-психоаналитическая трактовка
личности террориста в западной литературе,
пожалуй, преобладает. Особенно показательна
книга Дж.Беккер “Дети Гитлера”.
В искусственно освещенной комнате суда на скамье
подсудимых сидят четверо вожаков “Фракции
Красная армия” в одинаковых голубых джинсах и
черных свитерах, прозрачные от бесконечных
голодных забастовок. Их лица в глубоких складках,
глаза блуждают.
Это май 1975 года.
Одной из них – Ульрике Майнхоф – осталось жить
несколько дней. Через год покончат с собой и
остальные – Андреас Баадер, Гудрун Энслин и Карл
Распе.
“Нет, она не была ни справедливой, ни человечной,
– пишет Беккер. – И не в том корни ее поступка. Не
правы и те, кто думает, что, осознав свою вину, она
сама покарала себя. Моральный абсолютизм делает
человека неспособным к самоанализу.
Это просто последнее, что оставалось ей:
мученическая смерть – высшая форма героизма, по
понятиям ее страны и ее религии. Она долго
мечтала о героическом подвиге – еще с детства в
Ольденбурге; она так и не выросла из этой мечты,
из подросткового экстремизма, оставшись
навсегда самолюбивым, жадным до любви ребенком, в
котором пуританство и мятежность так и не пришли
в гармонию”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|