Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Драма учительского одиночества

Постановления лежат, распоряжения летят.
А наша жизнь идет сама по себе...

Нам иногда кажется, что школьная жизнь меняется исключительно из-за постановлений правительства, приказов министерства или на худой конец газетных статей. В то же время есть много фактов, свидетельствующих об обратном. Никакого влияния на жизнь ребенка, на жизнь учителя в школе ни постановления, ни приказы, ни статьи не имеют. Это нам, авторам всех этих произведений, хочется, чтобы вышедшая из-под пера бумага действовала мгновенно и эффективно.
– Как, вы не читали моей статьи в газете «Первое сентября»? Я там уже все написал про двенадцатилетку.
– Вы что, не видели письма министра о внебюджетных средствах?
– Неужели вы не знаете о постановлении правительства о попечительских советах?
Не читали, не видели, не знаем.
Потому что живем своей не только неповторимой, но и полной собственных забот и тревог жизнью, в которой нет места постановлениям, статьям и приказам.
...У нас классы сокращают – вот беда. Мало того, что первоклассников стало меньше, так еще в целях экономии стали сажать в один класс по тридцать учеников и уменьшать количество классов в школе. Это похоже на знаменитое уплотнение граждан в их квартирах во время революции. В один класс, как в коммуналку, напихивают детей, словно сельдь в бочку, и формируется особая психологическая атмосфера жителей коммунальных квартир: все равны в нищете и бесправии.
...У нас поток бумажной волокиты вырос на несколько порядков: министерство требует груды бумаг, свои чиновники навалились, снова многотомные отчеты надо сдавать, бесконечные справки. Это отупляет учителя, это превращает школу в контору, это делает чиновника всесильным. Вот ведь как интересно: ездят министерские по всем регионам, всюду им показывают достижения, а вот сказать, что бумажный вал нарастает катастрофически, отнимает все силы и время, – никто не может.
...У нас телефоны в школах отключают за неуплату, позвонить в другой город невозможно, а не то чтобы выйти в Интернет. Даже если в школе есть компьютеры и даже если вы не работаете в Интернете, а просто общаетесь с коллегами по электронной почте, то платить надо не меньше 1000 рублей в месяц. А расходные материалы сколько стоят! Оказалось, что массовая компьютеризация не в том, чтобы купить и установить пентиум и принтер, сканер и модем. Это как раз, поднатужившись, сделать можно, но вот дальше-то что? Неужели нельзя сделать правительственную программу поддержки школьных компьютерных сетей, так, чтобы мы могли жить в современном мире, пользоваться компьютером? Ведь если школьник приучится пользоваться компьютером все время, то, когда он вырастет, обязательно станет одним из покупателей, принесет прибыль и продавцам, и изготовителям – кто бы им это объяснил и создал систему школьного пользования сетями и компьютером?
...У нас нет денег. Совсем. И лично у учителей, и в школах. Зарплата, даже если ее выдают, очень маленькая, у начинающего учителя меньше 500 рублей, у «стажиста» меньше 1000 рублей. Сейчас, в сентябре, все поголовно учителя на картошке. Одна мысль, одна забота, одна страсть – собрать побольше картошки!
У одного учителя в Омске жулье вырыло всю картошку на дачном участке. Представляете, приезжает он на участок – вся картошка вырыта, пустые ямки и ботва разбросана по всему полю. А на эту картошку вся надежда была – зиму перезимовать. Интеллигентный учитель вымирает, мы уже не считаем зазорным идти в свободные дни торговать на рынок или подрабатывать на бензоколонках. Там мы зарабатываем больше, чем в классе. Работа в школе становится увлечением, хобби для тех, кто может себе это позволить.
...У нас еще беда пришла, откуда не ждали, – депутаты. Мы навыбирали депутатов из своей сферы – из сферы образования в городские, краевые, областные думы, в большую думу. Они нам обещали: мы будем защищать интересы школы, голосуйте за нас, мы ваше лобби.
Никакого лобби мы не получили, потому что депутаты наши быстро смекнули, что учителей среди избирателей гораздо меньше, чем не учителей, и стали демонстрировать свою любовь к народу за счет школы. Например: школа, чтобы выжить, обращается к родителям за помощью, депутаты начинают клеймить школу позором и натравливают проверку за проверкой.
В одном сибирском городе не осталось почти ни одного директора школы, у которого не было бы проведено проверки прокуратурой. И все проверки инспирированы депутатом краевого собрания от образования... Почему-то получается, что лучшими помощниками школы становятся люди, весьма далекие от школы или вуза. Не бывает, правда, правил без исключения: известно, что команда депутатов от образования в Усть-Илимске горой стоит за школу, Олег Смолин в Госдуме – защитник учителей, Алексей Захарько, депутат карельской думы, защищает сельскую школу, можно еще назвать несколько имен, но они погоды не делают. В целом школе от «своих» депутатов одни неприятности. Вместо того чтобы воевать за образовательный бюджет, они, зная ситуацию изнутри, находят самые тонкие места и бьют по школе, по директорам, по фактически беззащитному сообществу. Одно дело – нападать на серьезных нарушителей, на бандитов, на высоких чиновников, это опасно и означает длительную, затяжную борьбу. А напустить проверку за проверкой на школу и обнаружить копеечное нарушение – честь и слава депутату! Вот только непонятно, как школе себя ремонтировать, как поддерживать учителей, как кормить и обеспечивать учебниками учеников, как выживать, если ни копейки на все это не дают, если по отношению к школе закон нарушается – нет финансового норматива, нет юридического лица, нет договора с учредителем, нет независимой аттестации. Вот бы чем депутатам и заняться... Но они занимаются другим – бьют своих, чтобы чужие боялись.
Не будем мы больше выбирать их в депутаты.
...У нас нет сообщества. Мы страшно одиноки. Мы чувствуем, что надоели обществу и властям своими требованиями денег, уже и наши ученики смотрят на нас и на школу как на неизбежное зло не только в жизни страны, но и в своей жизни. Профсоюзы нас постоянно провоцируют на борьбу, а бороться без конца и без результата нам надоело.
...У нас есть школа – единственное, что осталось. Это наша крепость, она в осаде: чиновники, депутаты, жулье, прокуроры, политики, собственное одиночество. Если вы не учитель, уважаемый читатель, то вам, может быть, показалось, что автор собрал в одну статью услышанные им жалобы и описал коллективный плач Ярославны? Думаете, автор хочет разжалобить кого-то или вызвать прилив сочувствия? Если вы так считаете, то в общем-то вы правы.
А с другой стороны... Мы и не плачем вовсе, просто если статьи, приказы и постановления не влияют на нашу жизнь, то, может быть, наша жизнь повлияет на них? Может так случиться?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru