Московская область,
п. Черноголовка
Елена ШАРОВА
Мы не даем гарантий.
Вашего ребенка возьмем с условием: вы
разделите с нами ответственность за этот
эксперимент
В школу “Веста” принимают тех, кто
страдает сразу тремя-четырьмя хроническими
заболеваниями и детей с особенностями развития.
Классы подбирают по принципу психологической
совместимости учителя и учеников. У каждого
ребенка – индивидуальная программа обучения.
У часто
болеющего ребенка может возникнуть так
называемая инвалидная психология, он
сосредоточивается на фиксировании недомоганий,
чувствует себя центром вселенной и ждет от всех
помощи. На родителей детские болезни действуют
так же разрушительно. Около 80 процентов взрослых,
измотанных хворями собственного ребенка,
скатываются к откровенной гиперопеке. Общение с
молодым человеком становится схематичным: на все
случаи жизни даются прямые советы. Разъясняются
варианты поведения. В результате подросток не
нарабатывает собственного опыта взаимодействия
с людьми, не учится принимать решения, отвечать
за свои поступки. Действуя строго по правилам,
предложенным взрослыми, он перестает
исследовать жизнь, не ищет границы собственных
возможностей. Тяга к самостоятельности затухает.
Примерно половина родителей детей-хроников
предъявляет к ним явно заниженные требования. Но
даже те из них, кто решается на тяжкую борьбу за
здоровье ребенка, совершенно не представляют,
что творится в его душе. Как ни странно,
собственные опасения и проблемы занимают
взрослых больше, чем переживания больного. Но, к
счастью, бывает иначе.
***
В подмосковном поселке Черноголовка
мамы, у которых родились дети со слабым здоровьем,
объединились. Сначала, как водится, они бились
поодиночке. Ходили по врачам, учились делать
массаж, пичкали детей медикаментами, искали чудо-профессоров,
верили в нетрадиционную медицину. В конце концов
каждая понимала: надеяться, кроме себя, не на кого.
Тут впору рукам опуститься, да вовремя нашли друг
друга. И обнаружили, что получилась целая
ясельная группа «несадовских детей». Стали
заниматься с детишками собственными силами.
Никаких фантастических идей. Кто что умел, тот
тому и учил: рисовать, музицировать, игрушки
мастерить. Незаметно сложилась семейная школа в
садовском варианте. А возглавила это
неформальное объединение психолог Елена
Житомирская.
Вперед двигались интуитивно, но через год с
удивлением заметили: дети и болеть меньше стали,
и развиваться успешнее. Результат обнадежил.
Чтобы его закрепить, обратились к новым
педагогическим веяниям. Посетили семинар,
проходивший в вальдорфской школе. Освоили
прикладные методы работы с детьми – как шить, как
вязать, словом, владеть руками.
Односельчане не могли не заметить на улицах
жизнерадостную стайку малышей, всегда занятых
чем-то увлекательным. Прошел слух о хорошем
домашнем садике. Он разросся, стал
разновозрастным. И наконец администрация
поселка доверила энтузиастам создание
муниципального образовательного учреждения для
детей, нуждающихся в длительном лечении. Назвали
его школой-интернатом «Веста». Житомирская стала
его директором. Сейчас она говорит, что такая
серьезная заявка в то время – невероятное
нахальство. Но ведь не отказались же!
Опыта особенного не было. И потому, не чувствуя
уверенности в том, что все получится, Житомирская
всех родителей предупреждала честно: это наши
первые шаги, гарантий дать не можем, ребенка
вашего примем с условием – вы разделите с нами
ответственность за этот эксперимент. Так в
поселке рядом с общеобразовательной появилась
еще одна школа – родительская. Ей уже пять лет.
***
В «Весту» принимают ребятишек,
страдающих сразу тремя-четырьмя хроническими
заболеваниями, а также инвалидов. Классы
подбираются по принципу психологической
совместимости: ученики с педагогом должны ладить.
Каждому ребенку составили индивидуальную
программу. Чтобы уложиться в рамки Базисного
плана, приходилось что-то изобретать постоянно. 16
вариантов программ на один урок!
Опробовали осторожно. Для начала все предметы (включая
литературу и математику) как бы пронизали
музыкой и живописью. Интегрированные уроки,
уроки-игры… Только вроде стало получаться, как
подоспели строгие СанПиНы. А как сократить
программу в школе? За счет музыки, конечно. Еще
факультативы и кружки позакрывать… Тут
спасительной оказалась родительская школа при
«Весте». Вместо факультативов клубы по интересам.
Работают они не круглый год, а циклично: месяц (пока
не надоест) дети мастерят игрушки, потом лепят,
вышивают… Родителей-умельцев нашлось немало,
так что дети весь учебный год каким-нибудь
ремеслом занимаются. Поделки ребят тоже
используются. Сделали, например, поролоновых
кукол. Пришли с ними в первый класс, разыграли
сценку: в школу поступили новички, они ничего не
знают, не умеют, но очень хотят здесь учиться,
ребята, помогите! И вместе с учителем куклы-помощники
тут же стали обыгрывать сложные ситуации.
Когда успехи по реабилитации детей стали
неоспоримыми, педагоги и психологи «Весты»
решились потихоньку добавлять в классы ребят с
задержкой психоречевого развития. Новички
довольно легко вписались в коллектив, освоили
учебную программу. Да, медленнее остальных детей,
но ведь учиться в обычной школе, а не во
вспомогательной все же лучше! У двух ребят
тяжелые мозговые поражения, так что шансов
получить приемлемое образование у них почти не
было. Сейчас они уже в седьмом классе. И людьми
второго сорта себя не чувствуют.
***
Ни оригинальных идей, ни смелых
экспериментов. В «Весте» все делают осторожно, с
оглядкой на конкретного ребенка. И считают, что
теплое отношение к нему очень даже целебно
влияет на его соматическое здоровье. Последние
два года ребятишки, раньше постоянно принимавшие
лекарства, спокойно обходятся без капель и
таблеток.
«Ты мой самый любимый, хороший, у тебя все
получится», – учит Житомирская взрослых общению
с детьми. Она вообще не выносит резких замечаний,
не любит вызывать родителей «на ковер». И своим
просчетом считает горький выкрик измученных пап
и мам: «Как ты мне надоел!»
***
Недавно в школу нагрянули с проверкой
специалисты из управления образования.
Интересовались, кто такое самоуправство с
больными детьми разрешил, почему они учатся не по
коррекционным программам? 85 взрослых
тестировали 120 детей. Ребятишки не подкачали, с
управленцами общались свободно. Попросили их что-нибудь
нарисовать. Те застеснялись: не можем, не умеем. А
дети в ответ: не бойтесь, это так просто, у вас
получится!
– Эх, где наша не пропадала! – не выдержал один из
проверяющих. И нарисовал неизвестное животное.
Дети удивились: кто это? Оказалось, корова. Тогда
все стали хором эту корову хвалить: и хорошая она,
и добрая, и молока много дает…
Управленцы радостно отметили низкий уровень
тревожности у детей. А они действительно
чувствуют себя среди взрослых совершенно
спокойно, совсем не боятся сделать что-то не так.
Просто пробуют и видят: да, сейчас получилось не
очень удачно, что ж, в другой раз будет лучше.
***
Нельзя построить город Солнца в
отдельно взятой школе. В «Весте» это понимают.
Стали приглашать на свои праздники и брать в
поездки ребят из социально неблагополучных
семей. Инициатор интеграции трудных детей в
среду ухоженных и обласканных воспитанников
«Весты», конечно, Житомирская. Другие педагоги ее
и так и сяк от этой затеи отговаривали. Но ничего
страшного не случилось. Озорники рядом с
вестовскими мгновенно меняются, ведут себя
совсем иначе, чем на улице. Гораздо спокойнее и
уравновешеннее. Общий настрой действует.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|