С. Перегудов,
доктор исторических наук
Государство и бизнес
пытаются влиять друг на друга
Считается, что в
Европе и в Северной Америке корпоративизм –
система политических отношений, при которой
наиболее влиятельные группы интересов не только
формируют, но и реализуют государственную
политику, – уже пройденный этап. Правда, не все
политологи с этим согласны; но самые яркие
примеры корпоративизма демонстрирует, конечно,
Юго-Восточная Азия.
В Южной Корее государство жестко контролирует
предпринимательские ассоциации, проводит в их
руководство своих ставленников. Это вариант
классического государственного корпоративизма,
при котором отношения устанавливаются только
между двумя партнерами – государством и
бизнесом; третий – представляющие интересы
наемных работников профсоюзы – слишком слаб,
чтобы взаимодействовать с этими двумя на равных.
В Сингапуре и Малайзии носители высшей
государственной власти – элита правящих партий
– прямо вовлечены в бизнес; они не только держат
под своим контролем основные структуры большого
бизнеса, но и сами являются собственниками
крупнейших корпораций. В Индонезии главный
патрон большого бизнеса – президент и его семья,
они доминируют и в государственной власти, и в
бизнесе. Во всех этих случаях отношения
государства и крупных предпринимателей есть, по
сути, отношения патрона и его клиентов; они в
основном неформальны, то есть главные решения
принимаются не в кабинетах официальных лиц.
На Филиппинах ведущим в отношениях государства и
бизнеса стало совсем не государство: оно
оказалось пленником мощных олигархических сил.
Представители кланов, образовавшихся вокруг
магнатов бизнеса и промышленных лидеров,
занимают около трети мест в конгрессе. Магнаты
приближены к дворцу президента, занимают
решающие позиции в структурах власти городов и
провинций. Здесь нет ни партии, ни администрации,
которые доминируют в государстве и обществе в
Сингапуре, Малайзии, Индонезии. Государство на
Филиппинах стало орудием грабительского
капитализма, при котором все устремления элиты
нацелены на то, чтобы обратить политическое
влияние на свое обогащение.
Но в конце концов во всех этих четырех странах
произошел симбиоз правительства и бизнеса; во
всех элита стремится прежде всего сохранить и
упрочить свои позиции. Только в первых трех
странах она ради этого многое делает для того,
чтобы обеспечить своим странам экономический
рост, а в последнем случае – только чтобы
умножить свое личное состояние.
Корпоративизм характерен и для современной
России; и тут отношения государства и бизнеса
носят во многом – хотя далеко не во всем –
неформальный характер. Наш российский
олигархический корпоративизм по-своему уникален.
Взаимодействия олигархов и олигархических
группировок с государством у нас лишены всякого
централизованного начала. Ни олигархи не могут
договориться друг с другом и выступить единым
фронтом, ни государство не способно вести
последовательную, целенаправленную политику в
этих отношениях.
Политика не может быть целенаправленной потому,
что цели как таковой в их взаимодействии нет. Нет
ни согласованной общенациональной цели, ни идеи,
которые могли бы придать этим отношениям
определенный смысл, направлять их.
Коммерческая и предпринимательская олигархия
сосредоточила в своих руках подавляющую массу
ресурсов собственности, но ресурсы власти почти
полностью в руках государства, административной
и политической элиты; а ресурс власти необходим
для того, чтобы прирастить собственность. Такое
разделение в наших условиях ведет к разгулу
коррупции, внедрению ее в самую сердцевину
отношений власти и олигархов.
Наконец, еще одна особенность российского
варианта корпоративизма: его непосредственные
участники стягивают все сколько-нибудь
существенные отношения собственности «на себя»,
отстраняя от дележа все другие слои и группы
населения. Новомодные рассуждения о «народном
капитализме», о необходимости формирования
влиятельного среднего класса оказываются в
действительности пустым звуком и решительно
отбрасываются, как только речь заходит о
реальных шагах в этом направлении.
В свое время я изучал сущность и особенности
приватизации, проведенной в Великобритании
правительством Маргарет Тэтчер. Первое, что
бросается в глаза в его политике, – стремление
распылить собственность, расширить круг
владельцев акций. Когда при приватизации «Бритиш
телеком» (почти аналога нашего «Связьинвеста»)
один член парламента приобрел сколько-то акций
сверх установленного лимита, он поплатился за
это репутацией и понес наказание. В результате
лозунг о «демократии собственников»,
провозглашенный одним из основополагающих
принципов тэтчеровской политики, не остался
пропагандистским, доля акционеров в населении
страны выросла за восьмидесятые годы с семи до
двадцати процентов, достигнув внушительной
цифры в десять миллионов человек.
Конечно, мы не обязаны следовать «железной леди»,
но что же тогда наши чиновники сетуют на
недостаток инвестиций при огромных деньгах,
скопившихся на руках у населения? Что сделано,
чтобы обратить эти деньги в акции перспективных
компаний?
Но в отношениях государства и бизнеса в России
есть множество формализованных процедур,
предназначенных для того, чтобы облегчить
переход от государственно-социалистической
экономики к рыночно-капиталистической. Это
инвестиционные конкурсы, залоговые аукционы,
доверительное управление принадлежащим
государству пакетом акций, система
уполномоченных банков, всякого рода программы
модернизации отраслей и т.д. Обилие этих процедур
делает постсоветский корпоративизм особенно
сложным, смешанным, ни на что не похожим. Конечно,
за многими конкретными процедурами стоит
неформальный сговор; тем не менее само их наличие
придает ситуации более цивилизованный характер.
Жаль, что государство и его представители не
способны сегодня отстаивать общенациональный
интерес в отношениях с бизнесом и принуждать
своих партнеров к конструктивному
сотрудничеству и общественно полезному
компромиссу.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|