Как помочь ученикам ловить себя на слове
Слово, конечно, не воробей. Но поймать его
все-таки можно.
И если оно бранное – усадить в клеточку тетради
или дневника.
Перед вами три версии того, как это удалось
сделать “птицеловам” московского
образовательного центра “Азъ”. Мы уверены,
что перекличка сюжетов поможет читателям
разглядеть важные педагогические нюансы и
выработать собственную стратегию
в решении проблемы детского сквернословия.
Мои ворчалки
Мне противно, когда кто-то ругается. Не могу
сказать, что я краснею. Просто гадко. Будто
вляпался во что-то. И поэтому слышать, как
ругаются малыши, выше моих сил.
Когда я учился в школе, мы, мальчишки, позволяли
матерные слова в общении друг с другом – в этом
был какой-то смак, приобщение к взрослой жизни. Но
чтоб при девочках-одноклассницах – никогда. Было
никем не предписанное, но всеми соблюдаемое табу
на матерщину в обществе дам.
Потом нахлынуло американское кино... Маленький
Павлик кричит на Антона: Fack you. И на мою просьбу
объяснить, что это такое, лишь пожимает плечами:
мол, слышал по телевизору, но что это обозначает,
не знаю... И похоже, действительно не знает. Так же
как не знает смысл некоторых наших родных
тюркских слов. (В любом языке есть бранные слова,
но, наверное, только в нашем их такое
разнообразие!) Но Пашке хочется делать то, что
нельзя, и особенно в иностранном звучании!
Нововведение
Как-то раз за чашечкой чая после уроков Ольга
Петровна посетовала на то, что ее четвероклашки
ругаются.
– Не матерятся, конечно, но обзывают друг друга
всякими гадостями. Как будто меня нет в классе. А
я же здесь! В конце концов, я женщина. Слушай,
почему они все такие злые?..
И тут я выдал совет – аж сам себе удивился:
– Допустим, какой-нибудь Петька ругается. Что ж,
может, нравится ему слово урод! Пожалуйста!
Садись и пиши его на листочке, раз нравится! К
примеру, сто раз... Как идея?
На следующий день я публично объявил четвертому
«А» о нововведении. Каждый, кто произнес в школе
какое-то неприличное слово или вполне приличное,
но использованное в чей-то адрес с целью обидеть,
будет писать это слово... 62 раза. Откуда это число
взялось, непонятно. Я с таким же успехом мог
ляпнуть, к примеру, 162 или 37.
Первая жертва
На улице дети привыкли огрызаться, не давать
спуску. Ведь сказать что-то плохое намного легче,
чем промолчать или сказать что-то хорошее. Для
этого смирение нужно. А где ж его взять?
Первым попался Влад, очень энергичный и
импульсивный молодой человек десяти лет.
Сыплется из него, как из рога изобилия, всякая
дрянь. Я называю его стоматологом. Сами
понимаете, почему.
Владик сначала было возмутился: «Не буду я ничего
писать, С.Е.!» Пришлось вразумлять. Первый мой
аргумент звучал так: нехорошо ругаться. Второй:
нехорошо ругаться при девочках. Третий, и самый
главный: я так решил, и все тут. В общем, задавил
авторитетом.
Усадил я несчастного Влада за стол. Сначала он
гневно возмущался. Кричал, что у него нет бумаги,
нет ручки… Я был неумолим. Усадил рядом и стал
неотрывно смотреть, как он выводит на листочке
словосочетание козел вонючий.
По-моему, и один раз такое написать удовольствия
мало. А тут 62 раза! Да еще я придирался к почерку,
чтобы красиво было.
Потом я лично пересчитал количество слов.
Оказалось, что Владик перепутал и написал не 62
раза, а все 64.
– Жаль, – говорю, – ошибочка вышла. Придется
переделывать. Надо 62 гадости написать, а у тебя
целых 64. Перебор!
Влад взорвался, как ядерная бомба:
– Сергей Евгеньевич! Это нечестно! Я же написал!
– Ладно уж, – смягчился я, – написал. Теперь
подпиши фамилию и имя сверху – чтобы было видно,
чья работа.
Он сначала написал инициалы. Но я настоял на
полных имени и фамилии.
Готово! И тогда мне пришло в голову, что
получается, будто он, Влад, и есть этот самый
козел вонючий. Ну вот, думаю, доигрался я с детьми.
Надо выкручиваться.
– Ладно, Влад, пошли.
Мы подошли к мусорному ведру, Владик
торжественно изорвал исписанный руганью
листочек и выбросил его в урну, будто уничтожая
зло навсегда.
Подробности ритуала
Ругательством официально считалось только то,
которое лично услышал кто-то из учителей. А
доносы отвергались, дабы не провоцировать в
классе стукачество.
И после уроков, на продленке, в спокойной
обстановке мы начинали свой скорбный ежедневный
ритуальный обряд. Ребята безропотно усаживались
за парты и писали любимые слова и словосочетания
на отдельных листочках 62 раза.
Всем своим видом стараясь показать важность
происходящего, каждый раз я с подчеркнутым
занудством пересчитывал слова.
Еще одна тонкость: листочек с ругательствами
надо было порвать обязательно на мелкие (!)
кусочки. Чтобы ни одно слово не читалось. И
выбросить в мусорное ведро торжественно (!).
Герои сопротивления
Сначала были популярны отговорки типа «у меня
нет листочка», «у меня нет ручки» и так далее.
– Ольга Петровна, дайте, пожалуйста, листочек!
– Я? Тебе? Листочек?– удивляется О.П. – Чтобы ты
на нем свои гнусные слова писал? Ни за что!
– Сергей Евгеньич! А у меня ручки нет!
Ага, как же! Весь день ручка была, а тут вдруг
пропала?
– Ищи! Почему это я на твои гадкие слова должен
чернила тратить?– подыгрываю я О.П.
Были отмечены также попытки смыться: «Мне надо
дежурить по классу», «А за мной сейчас бабушка
придет», «Я вот сейчас только математику доделаю
и сразу же напишу» и так далее.
Но мне было важно, чтобы расплата наступала
неумолимо и сегодня же.
Некоторые родители искренне удивлялись: «Как же
так? Мой ребенок совсем не ругается. Мы же
культурные люди. Просто не верится. И откуда у
него это?!»
И правда. Настоящих мастеров своего дела –
единицы, четверо-пятеро на класс. У остальных –
ну вырвется, когда кто-нибудь обидит. Бывает...
Первая стадия нашей борьбы с ругательствами
заняла около трех недель. К этому времени дети
уже привыкли, что возмездие неизбежно, и
старались не ругаться.
Первые ласточки
Люся о чем-то активно беседует с Антоном, вдруг
слышу:
– Да иди ты на фиг, дурак!
Я поворачиваю голову в сторону Люси. Но она
успевает раньше и уже смотрит на меня с явным
огорчением, закрыв рот ладошкой.
– Ой, простите, пожалуйста, Сергей Евгеньич, я
нечаянно…
Реакция на собственные проколы была у всех
разная. Во время прогулки подходит ко мне Люба и
доверительно сообщает:
– Сергей Евгеньич, я никогда в жизни не буду
больше ругаться! Не хочу плохие слова по 62 раза
писать.
Вижу, как Нина (круглая отличница, очень
ответственная девочка), когда ее окончательно
замучили своими выходками Валерка с Антоном, не
выдерживает и гневно кричит: «Отстаньте, дураки!
Что привязались?!» Потом сама обреченно вырывает
листок бумаги из блокнота и начинает писать
слово дурак... 62 раза.
А потом, где-то через месяц, Ольга Петровна вдруг
обратила внимание на то, что в классе резко
сократилось количество ругани. Нет, не
прекратилось совсем, но было видно, что у детей
появилась привычка следить за своей речью.
Литературная обработка
Марии ГАНЬКИНОЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|