Все эти сентябрьские дни, когда гремели взрывы
в Буйнакске и Москве, телевидение и газеты
обрушили на нас не меньше безнадежности и страха,
чем сами взрывы. А наша газета молчала о том, что
происходит. Так бывает, когда от неожиданной беды
человек теряет дар речи. И, онемев, продолжает
двигаться и работать – если это возможно и еще
нужно.
Москва переживает шок боли и чувство вины: это мы
виноваты, взрослые. Мы молчали,
когда взрывали первые девятиэтажки в Грозном. Мы
несколько лет не воспитывали свою власть. Мы мало
спрашивали с нее и плохо требовали. Мы все
надеялись, что это нас не коснется. Нам казалось,
что у нас слишком много другого горя и других
проблем.
Как теперь нам вести себя с детьми? Какие найти
слова?
Агрессия защиты –это тоже агрессия
Чтобы не взорвалось общество,ему нужна
учительская поддержка
Какими
словами рассказывать о зверстве и безволии
власти, о полной беззащитности взрослых и детей?
Дети живут теперь в страхе перед убийцами и перед
милицией – от нее тоже исходит угроза. Людей
останавливают на улице, могут задержать и увести
в тюрьму по подозрению из-за сходства с убийцей,
жилище перестало быть защитой. Права любого
человека сегодня могут быть нарушены.
...Мы стараемся избегать политики, не вмешиваемся
в скандалы и не комментируем чрезвычайные
происшествия. Мы не выносим на первую полосу
фотографии голодающих учителей или растерзанных
взрывом детей. Не потому, что для нас это
несущественно, а потому, что, кроме нашей газеты,
есть много других изданий, которые и опубликуют,
и прокомментируют.
Смерть целых семей, детей, руины, хладнокровная
жестокость убийц, заложивших взрывчатку...
Невозможно утешить, невозможно объяснить.
У нас своя, почти родственная связь с жертвами
взрывов. В Буйнакске живут наши добрые друзья из
районного управления образования. Они несколько
раз приезжали на “Эврику”, подали проект на
конкурс “Авторская школа”, должны были в конце
сентября приехать на финал – прекрасные люди,
преданные своему делу и детям учителя. С ними еще
до взрыва прервалась телефонная связь, и мы никак
не могли дозвониться и узнать, что происходит с
детьми и школами, с теми, кого эвакуировали из
других районов. Последнее, что мы услышали: “У
нас тысяча своих детей и полторы тысячи детей
беженцев. Стараемся, чтобы досталось хотя бы по
три учебника на класс. Но новый учебный год
обязательно начнем и со своими детьми, и с теми,
кого вывезли сюда из районов боевых действий”.
Но боевые действия пришли и в Буйнакск, а вскоре
прогремели взрывы. Что теперь с этими тысячами
детей, с учителями, со школами?
А 9 сентября беда подобралась совсем близко. Дом
на улице Гурьянова в Печатниках совсем рядом со
школой “Эврика-Огонек”. Директор этой школы –
Людмила Адамская, а в школе “Эврика-Огонек”
учится Юля Адамская. Трое детей – учеников
“Эврики-Огонек” – стали жертвами взрыва, они
жили в том самом доме. Одна девочка погибла.
– Покажите мне этих бандитов, я убью их, – кричал
пятиклассник Семен, после того как увидел, что
осталось от дома и от тех, кто жил в нем.
– Покажите нам этих бандитов, не их фотороботы,
которые похожи на каждого второго, а их самих,
покажите нам их, и мы сами остановим взрывы,
раздавим гадину, – говорят взрослые мужчины,
готовые к тому, чтобы защитить себя.
Что они с нами сделали? Все вместе – и те, кто не
смог удержать бандитов, и те, кто готов убивать
детей?
Они открыли нашим детям ужас смерти. Ужас мысли о
том, что это возможно – убивать детей. За что? И
никто не может понять: почему уже пять лет
бессмысленно гибнут дети, солдаты, мужчины и
женщины? От этой бессмысленности рождается
ярость, и люди готовы на все. Агрессия защиты –
тоже агрессия.
Общество стоит на грани взрыва, и кто-то должен
удержать детей и взрослых от самоубийства,
слепой ярости и самосуда. Ведь были же погромы,
были кровавые воскресенья, когда умелыми
провокаторами растравлялась и направлялась
ярость обезумевшей толпы, а потом солдатам
приходилось устанавливать порядок.
Ни политик, ни чиновник, ни генерал сегодня не
могут остановить провокаторов. Потому что
остановить их надо не на улице, а в головах детей
и взрослых, которые готовы убить, чтобы не быть
убитыми.
– Спасите наши души, – скажут потом солдаты,
которым прикажут наводить порядок и стрелять в
толпу.
– Спасите наши души, – просим мы сейчас учителей.
Говорите в классах о войне, о смерти и жизни, о
том, что нельзя убить десять невинных, чтобы
покарать одного виноватого, говорите о добре,
вере и справедливости.
Пришла война народная? Вставай, страна огромная?
Нет. Войны нет. Бездарная власть и
бандиты-провокаторы хотят, чтобы люди перестали
быть людьми и превратились в убийц. И для этого
они убивают наших детей. Они уверены, что мы не
выдержим горя и начнем крушить все подряд.
– Спасите наши души, – просим мы учителей, – если
власть не может остановить убийц, остановите
безумие в нас. Поддержите наших детей, чтобы дети
поддержали нашу веру в человека.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|