Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/1999

Архив
Мария БЕЛИЛОВСКАЯ

Что вы хотите узнать о двенадцатилетке,

или Как превратить общественное обсуждение в рекламную кампанию

Недавно закончилась дистанционная педагогическая конференция “О переходе к двенадцатилетней школе”. Организовали ее Институт общего и среднего образования (ИОСО) РАО, Министерство общего и профессионального образования РФ и центр дистанционного образования “Эйдос”. В конференции приняли участие около шести тысяч человек из 45 городов России, от Астрахани до Якутска, – учителя, методисты, директора школ, руководители органов управления образованием. Информация у нас всегда в дефиците, и сотрудникам ИОСО пришлось ответить на массу вопросов.

Формальности

...И все-таки окончательного решения по вопросу, перейдет ли российская школа на двенадцатилетнее обучение, пока нет.

Не только потому, что нет общего согласия, но и потому, что правовые основы перехода должны быть следующими: постановление правительства о переходе на двенадцатилетнюю школу, закон РФ о стандартах основного общего образования и поправки в ныне действующие нормативные акты. Только если все это будет принято, начнется поэтапный переход на двенадцатилетнее образование с учетом возможностей субъектов Российской Федерации. Основной этап придется на 2007–2009 годы, а в массовом варианте двенадцатилетняя школа начнет действовать не раньше 2010 года.

Сейчас ведется разработка концептуальных подходов к содержанию образования и нового Базисного учебного плана, который министерство обещает вынести на широкое общественное обсуждение. Уже около трех лет ИОСО ведет эксперименты, проектирует образовательные стандарты, учебные программы и учебники для двенадцатилетней школы.

Для финансирования перехода на двенадцатилетнее образование будет использована... демографическая обстановка: меньше детей – освобождаются какие-то средства. Но свои расчеты министерство пока не обнародует. Вопрос о катастрофически ухудшившейся материально-технической базе школ, которую лишний год обучения может развалить, по-прежнему остается в компетенции муниципальных органов, то есть практически не решается.

Панацея от всех бед?

Главные аргументы сторонников двенадцатилетки – “за границей принято так”. Действительно, во многих странах – в США, Канаде, Японии, Швеции, Франции – общее среднее образование рассчитано на 12 лет. В Германии, Италии и Швейцарии учатся 13 лет, в Голландии – 14. Какое отношение это имеет к России – непонятно. Зато есть надежда, что “переход отечественной школы на двенадцатилетнее общее среднее образование позволит решить не только образовательные, но и медицинские, социальные, экономические проблемы, сделать существенный шаг к Школе XXI века”, – это из вступительного слова оргкомитета. Но неужели лишний год – панацея от всех бед? И почему при таком широком взгляде на проблему игнорируется совершенно конкретная опасность – армия? “Этот вопрос находится не в педагогической области, а в компетенции Правительства РФ и будет иметь для системы образования сколь-либо существенное значение не ранее чем через 10–15 лет, когда появятся первые выпускники двенадцатилетки...” – говорит доктор педагогических наук Андрей Хуторской, председатель оргкомитета конференции. То есть, говоря по-русски, это нас не касается. А что, медицинские и социальные проблемы – как раз то, что находится в компетенции педагогов?

В соответствии с приказом Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ возраст первоклассника школы 1–4 на первое сентября должен быть не менее шести с половиной лет. Прибавьте 12 – получится армия. Дойдут ли у правительства руки до изменения призывного возраста? Сомнительно.

Плюсы и минусы

Участники конференции говорили и о минусах, и о плюсах двенадцатилетки. В комитете образования администрации Новгородской области довольны работой школ, переведенных на четырехлетний срок начального обучения: это и адаптацию ребенка к школе обеспечивает, и проблему перегрузки решает. Однако здесь, как и почти везде, переход на систему 1–4 связан с рядом проблем: на новые учебно-методические комплекты нет денег, нужна переподготовка кадров, родители не хотят удлинять сроки обучения младших школьников. Это более характерно для городских школ, в которых к тому же наметилась перегрузка классами-комплектами. При добавлении еще одного года все эти проблемы только обострятся.

Олег Филиппов, заместитель начальника УО, Верхневилюйск (Якутия), отмечает, что “положительный момент двенадцатилетнего образования кроется именно в социальном факторе – это частично позволит решить проблему безработицы, появятся дополнительные рабочие места в сфере образования, так как в настоящий момент наблюдается перепроизводство учительских кадров в некоторых областях, предложение перекрывает спрос. Ряды безработных перестанет пополнять 16–17-летняя молодежь”.

Готова ли школа принять взрослых учеников и связанные с этим проблемы? “Физиологическое развитие северных детей отстает от развития южан. Следовательно, самый оптимальный возраст для поступления в школу северных детей – 7 лет. При внедрении двенадцатилетнего образования они будут заканчивать школу уже в зрелом 19-летнем возрасте, – подсчитывает Александр Васильевич Кынатов, директор Верхневилюйской средней школы № 1, с. Верхневилюйск (Якутия). – Возрастет опасность отсева в старших классах из-за неизбежных семейных проблем (замужество, рождение ребенка и т.д.)”. Такая ситуация может произойти далеко не только на севере.

Самый же странный аргумент “за” звучит так: “Это позволит обеспечить учебную нагрузку учителей”. Безработица – болезненное явление. Но разве школа существует для того, чтобы давать нагрузку учителям, а не для того, чтобы учить детей? Система образования не должна быть самодостаточной. Но на деле происходит именно так. Родители активно возражают против двенадцатилетки – к ним не прислушиваются.

Что нас ждет, если...

Но последуем за организаторами конференции и предположим, что двенадцатилетка неизбежна. Что же нас тогда ждет? “Очевидно, что переход на двенадцатилетнее обучение не должен превратиться в механическое прибавление одного или двух лет к существующим учебным планам, – считает Андрей Хуторской. – Потребуется обновление всей системы образования, приведение ее в соответствие с возрастными, индивидуально-психологическими и творческими способностями школьников, их социальными притязаниями. Надо найти такие способы организации образования, которые гарантировали бы право детей на выбор индивидуальных образовательных траекторий, преодоление отчужденности ученика от школьного образования”.

Существенного расширения содержания образования, вероятно, не произойдет. “Это процесс эволюционный, – говорит Михаил Рыжаков, заместитель директора ИОСО. – Хотя общие направления изменений понятны. В частности, должно будет измениться содержание школьного курса информатики, усилится изучение человека, обязательно появится школьный курс основ философских знаний, а школьная география имеет все шансы вобрать в себя большую часть экологического содержания”. Программа основной школы по химии будет проходиться за 3 года (8, 9, 10 классы) вместо двух лет, как сейчас. Предполагается, что расширится материал, изучаемый старшеклассниками на уроках физики. Изменения будут внесены в курс биологии “в соответствии с социальным заказом и достижениями современной биологической науки и психологии”. Предусмотрено и повышение теоретической направленности курса.

Программы и учебники для четырехлетней начальной школы по традиционной системе обучения уже есть, завершается разработка учебно-методических комплектов по Эльконину–Давыдову и Занкову. После того как концепции двенадцатилетней школы и новый Базисный учебный план будут приняты, начнется работа по созданию новых и модернизации ныне действующих учебных пособий для основной и средней (полной) общеобразовательной школ. Комплекты программ и проекты образовательных стандартов для двенадцатилетней школы уже подготовлены в ИОСО. Департамент общего и среднего образования министерства предполагает, что к 2001/2002 учебному году будет подготовлен комплект учебников для 5 класса, а затем – в процессе поэтапного перехода на двенадцатилетнюю школу – выйдет и полный Федеральный комплект учебников.

Создаются учебники нового поколения, в основе которых изучение и освоение методов научного познания, к примеру, “Физика в самостоятельных исследованиях”. Специальные учебники по физике и интегрированные курсы по естествознанию будут подготовлены для гуманитарных классов.

Лишний год детям: подарок или наказание

Что даст лишний год детям? Обещают, что снизится нагрузка. В первую очередь за счет увеличения сроков обучения на один-два года (сейчас около 60 процентов школьников переходят после окончания 3 класса в 5 и учатся 10 лет), сокращения второстепенного материала в программах.

Концепция двенадцатилетней школы предполагает, что старшеклассники будут ориентированы на получение высшего образования, и, как правило, они не станут получать какую-либо профессию. Зато на старшей ступени обучения планируется выбор профиля. Это не исключает существования лицеев и гимназий, в которых углубленное изучение предметов начинается с 7 или 8 класса.

“На наш взгляд, существующая в старшей школе классно-урочная система организации учебно-воспитательного процесса не отвечает целям и задачам, поставленным перед школой III ступени (предуниверсарий)”, – написал Сергей Иванович Блинков, директор общеобразовательной школы № 24 г.Нерюнгри. Станут шире применяться лекционно-семинарские занятия, такие педагогические технологии, как метод проектов, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение.

“Методологическими основами новой школы должны стать принципы гуманистической педагогики. Гуманная педагогическая система станет желанной для ребенка любого возраста, – считает Лариса Байкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий Рязанского государственного педагогического университета. – А теоретические постулаты традиционной нормативно-социоцентрической педагогики, на основе которых до сих пор существует педагогическая система школы в нашей стране, рождают “школу принуждения”, в которой каждый лишний год обучения рассматривается многими детьми и их родителями как наказание, а не радость”. Чтобы этого не было, придется многое изменить и в подготовке учителей, и в самой школьной жизни.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru