Идеальный эксплуататор чужих жизней
Худо-бедно снимается, но едва доходит до
зрителя наше игровое кино. Но даже если игровое
кино не слишком заманчиво для продюсеров и
зрителей, то что говорить о документальном? И как
вообще о нем говорить – что считать
документальным кино? С этого мы начали разговор с
режиссером Сергеем Дворцевым, фильмы которого
(их три: “Счастье”, “Хлебный день”, “Трасса”)
завоевали десяток призов на международных
фестивалях.
–
По поводу документального кино у нас в голове
путаница. В один котел сваливают и
научно-популярные, и музыкальные, и
телевизионные фильмы. А то, что делаю я,
называется арт-кино. На Западе для арт-кино есть
место на телевидении и в кинотеатрах. Конечно,
оно не похоже на то, что смотрят по телевизору в
прайм-тайм. Арт-кино для тех, кто говорит: самое
интересное в нашем телевизоре начинается после 10
часов вечера. Тогда можно посмотреть и мои
фильмы. Когда у нас на НТВ существовала рубрика
“Кино не для всех”, над ней смеялись: разве может
быть кино не для всех? А кино может быть разным, и
чем выше уровень общества, тем больший выбор
предлагает кино.
Я не знаю, почему на Западе есть такой интерес к
арт-кино, но он есть. Я сужу не только по
телевидению. Зрители приходят в кинозалы.
Конечно, это определенные кинотеатры, но не
обязательно маленькие, бывают и массивные, с
колоннами. Мой второй фильм “Хлебный день”
показывали в больших залах Парижа, Женевы,
Нью-Йорка. Документальное кино популярно, хотя
лично для меня это парадокс.
(Фильм “Хлебный день” снят в прошлом году в 80
километрах от Санкт-Петербурга. Жители поселка №
3 раз в неделю вручную толкают железнодорожный
вагон. Машинист по гнилым рельсам ехать
отказывается. В вагоне, который медленно ползет
по заснеженной дороге, – несколько лотков хлеба.
После продажи вагон так же медленно ползет в
обратный путь. Первая сцена длится 8 минут. Камера
сопровождает людей, делающих за шагом шаг. Идти
им два километра. – А.Х.)
– Я уверен, что и в России есть публика, которой
интересны документальные картины. Но пока их
судьбу решают те, кто составляет телепрограмму.
– Ваша последняя картина “Трасса”, только что
завоевавшая Гран-при в Марселе, соединила в
совместное производство значительное
количество стран. Почему они решили “поставить”
на этот документальный фильм?
– Если не считать Россию, которую я представляю,
и Казахстан, где проходили съемки, фильм делали
Англия, Германия, Франция, Норвегия, Финляндия и
Швейцария. Французский продюсер собирала деньги,
обращаясь, как правило, к тем телевизионным
каналам, которые мои предыдущие фильмы уже
показывали либо меня знают. Естественно, что в
“кота в мешке” деньги никто не вкладывает.
(Фильм “Трасса” наблюдает жизнь бродячего
семейного цирка. Мама, папа и дети (от года до
шестнадцати) показывают представления,
путешествуя по Казахстану.)
– Если судить по вашим успехам на фестивалях,
можно сказать, что Россия достойно представляет
себя на международной документальной сцене.
– Россия исторически входит в элиту мирового
документального кино. Есть Герц Франк и его фильм
всех времен и народов “На десять минут старше”,
есть Артаваз Пелешян и его фильмы – величины
мирового уровня. В Советском Союзе
документальное кино априори считалось арт.
Теперь искусство – часть рынка.
– Можно ли назвать темы, которые волнуют сегодня
документалистов больше всего?
– На фестивалях всегда есть фильмы, снятые в
горячих точках. Классно сделанная публицистика.
Но проблема арт-кино заключается в длительности
наблюдений за ситуацией. Этим кино и отличается
от телевидения.
Но жестокость искусства в том, что один может
поехать снимать в Косово, рискуя жизнью, теряя
здоровье, а приедет, покажет и – ничего... А другой
в соседнем доме в Москве, никуда не выезжая,
снимет гениальный фильм.
– А вам лично арт-кино явило нечто невиданное?
– Кино – только приближение. Жизнь гораздо
богаче. Жизнь – это гармония с разными
противовесами. Даже когда я просто смотрю на
улицу, удивляюсь больше, чем когда смотрю кино.
Едешь в троллейбусе: люди такие интересные...
– Однако истории для своих фильмов вы находите
далеко за пределами города.
(Первый фильм Дворцевого “Счастье” был снят в
Казахстане. Небольшая лента, всего 23 минуты,
показывает картины жизни семьи
чабана-кочевника.)
– Так получается пока. Я стремлюсь снимать драму,
а драма вне города ярче выражена. Или, точнее
сказать, представляет больший контраст. И в то же
время там легче создать цельность мира. Есть
животные, люди, природа. Полный набор красок. У
меня была идея снимать в городе. Лишь бы жизнь
была, натюрморт я снимать не могу.
– Насколько первый замысел отличается от
готовой картины?
– Разница почти стопроцентная. Во всех трех
фильмах. Я пишу идею, заявку, потом приезжаю
снимать, и все переворачивается. Сначала, не
снимая, наблюдаешь, как перед тобой
разворачивается жизнь. Потом новый поворот в
процессе съемок. И только в самый последний
момент монтажа возникает конечная картина.
Какая-то странная закономерность: все три фильма
я заканчивал, чувствуя, что что-то не так. А
“Трассу” я перемонтировал уже после фестиваля в
Нионе, где увидел ее первый раз целиком на экране.
Вдруг пелена спадает с глаз. И полфильма летит в
корзину. В авиации, где я работал до того, как
снимать кино, есть такое понятие “бесконечность
на бесконечность”. Абсолютная видимость. Такая
видимость нужна режиссеру для складывания
фильма.
– Как люди соглашаются сделать свою частную
жизнь публичной?
– Я не подхожу к людям сразу с камерой. Я начинаю
жить с ними, рассказываю о съемках. На каждой
картине я примерно два-три месяца бываю с моими
героями. Одновременно меняется и моя психология.
– И как вы себя чувствуете при этом?
– Я все время мучаюсь, хотя все снимаю в открытую.
Нечто дьявольское в профессии режиссера
присутствует. Можно быть хорошим человеком, но
когда начинаешь снимать, включаются некие
механизмы и происходит маленькая битва за фильм.
Но есть вещи стопроцентно удачные с точки зрения
кино, которые я тем не менее не стану
использовать. Я не показывал фильмы моим героям
– не удавалось, но не думаю, что им бы они
понравились. Вот простой пример. На последней
картине “Трасса” мы делали фотографии для
рекламы. Потом привезли фото, чтобы подарить
героям. И вот мама этой цирковой семьи, увидев
фотографии, говорит: “Какой ужас, какая я
некрасивая. Меня надо снимать около мечети, в
платке”.
(Западная пресса нашла чрезвычайно точное
определение творческого почерка режиссера
Сергея Дворцевого, указав на его уникальную
способность показывать мир в сочетании
предельной простоты, теплоты и грубости –
натурализма и поэтичности.)
– С чем связана ваша следующая идея?
– Об этом нельзя сказать определенно. Например, я
давно хочу снять фильм о Москве, как бы
современную хронику. Примерно часовой фильм, в
котором очень важна форма. Ведь форму мы
воспринимаем подсознательно.
Для меня это важно, хотя почти никогда о ней речь
не идет применительно к документальному кино.
Считается, что должен быть понятен герой и что ты
хочешь этим сказать, то есть прикладные вещи. А
форма – категория художественная, и традиционно
наши российские фильмы интереснее западных по
форме. На Западе режиссеры говорят, что у них так
снимать невозможно. Они бы, может, и хотели, но все
решают деньги продюсера. У нас же еще сохраняется
инерция старого отношения к кино.
– Традиционные спутники признания на Западе –
упреки соотечественников.
– Иностранцы уважают нас больше, чем мы сами
себя. Голландцы из маленьких городков, где
демонстрировался “Хлебный день”, говорили, что
воспринимают его героев, как обычных людей,
оказавшихся в сложных координатах.
– Что, по вашему мнению, нужно сделать для
возвращения документального кино в “светскую
жизнь”?
– То, что мы имеем сейчас, – объективная
реальность. Я уверен, что появится сеть небольших
кинотеатров, где будут показывать арт-кино. Это и
есть моя мечта: делать кино для экрана.
Беседовала
Алиса ХМЕЛЬНИЦКАЯ
На фото: Сергей Дворцевой;
кадр из фильма “Хлебный день”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|