Франц КАФКА (1883 – 1924)
Австрийский писатель
Одно
из самых действенных средств искушения, какими
пользуется зло, есть призыв к борьбе.
Раньше я не понимал, почему не получаю ответа на
свои вопросы, сегодня не понимаю, как мог верить,
что имею право эти вопросы задавать.
Но я ведь и не верю, я только спрашиваю.
Человек не может жить без постоянного доверия к
чему-то неразрушимому в себе, при этом как само
неразрушимое, так и доверие к нему могут навсегда
остаться для него тайной.
Смирение дает каждому, даже отчаявшемуся
одиночке, чувство сильнейшей связи со всем миром.
Дает немедленно, правда, при полном
и постоянном смирении, ибо смирение – истинный
язык молитвы. В отношении к ближнему есть что-то
от молитвы.
Молитва дает силы для поиска.
Григория Соломоновича Померанца можно
назвать человеком века. Не только потому, что в
отпущенном человечеству веке он прожил на этот
день 80 лет.
Не только потому, что в его биографии Сталинград,
ГУЛАГ, диссидентство, вдохновенное и
одновременно отрезвляющее трубадурство 90-х
годов. Философ по призванию и судьбе, он сумел
извлечь из этого века уроки. Его философия не
знает отвлеченности, глобальных притязаний. Она
– след личного опыта, помноженного на интеллект
и совесть. То есть в лучшем смысле этого слова
учительская. Как сохранить вкус к жизни и при
этом не пренебречь правдой? Как учителю при всем
своем несовершенстве передать ученику
стремление к справедливости и красоте? Как не
потерять веру,
когда жизнь бывает и позорна, и оскорбительна?
Об этом и о многом другом беседы Григория
ПОМЕРАНЦА с петербургским писателем Николаем
КРЫЩУКОМ.
Беседа первая:
Тайна русской смуты
Николай
Крыщук. Григорий Соломонович, человек сегодня
оказался выкинутым из прежней определенности, из
системы. Эта система была системой ложных
ценностей, и все же это были ценности. Гармония их
фальшива, но она держала очень и очень многих.
Человек оказался вне мира гарантированных
минимумов, который был построен на чудовищном
обмане, однако большинство сейчас помнит не об
обмане, а именно о гарантиях.
И вот он выкинут в этот хаос. Запутанные
политические интриги совершенно помутили его
разум. Экономически он нагло и откровенно
обобран.
Как человеку в этой ситуации – не вернуться к
себе, нет – прийти в себя? Тем более если речь
идет о тех, кто сам общается с людьми. Например, об
учителе, который каждый день входит в класс в
состоянии полного душевного смятения. Как
избавиться им, в очередной раз униженным,
обманутым и оскорбленным, от этого состояния и с
чем выйти к детям?
Григорий Померанц. На этот вопрос трудно
однозначно ответить. Наверное, всякое слово
здесь подпадает под знаменитое тютчевское:
“Мысль изреченная есть ложь”. Короткая
формулировка может показаться или слишком
отвлеченной, или слишком односторонней. Но
интуитивно во мне шевелится фраза: быть верным
себе. Идти на то, чтобы были видны твои поиски,
твои мучения в поисках ответа на вопрос. Не
бояться показать, что ты живешь в мире открытых
вопросов и что ты веришь, что можно находить
ответы, может быть, не окончательные, но такие
ответы, которые дадут возможность не потонуть в
хаосе и не потерять веру в себя и в людей.
Нести эту искренность – само по себе великое
дело.
В общении с моим институтским учителем,
профессором Пинским, я находил именно эту
искренность и мужество встречаться с
неприятными истинами. Чувство, что человек не
знает окончательного ответа, но знает, что надо
искать и не соврет самому себе, – уже это очень
ценно.
То, что мы называем ценностями (может быть,
правильнее было бы их называть святынями),
невозможно без мужественного умения обнажать
трудный вопрос. Надо уметь называть жестко и
беспощадно то, что нас язвит и мучает.
Иногда решение на каком-то уровне еще невозможно,
но уже можно заразить чувством открытого вопроса
и беспокойства.
Скажем, в 30-е годы мы, будучи людьми советского
воспитания, столкнулись с ужасом большого
террора, который явно перечеркивал свои же
собственные святыни и идеалы. В те годы шла под
расстрел революция, шли под расстрел люди,
которые эту революцию совершали и горячо в нее
верили. Как это было понять, оставаясь на почве
идеологии, хорошо нами к тому времени усвоенной?
И вот тут важно было по крайней мере не скрывать
вопроса.
Именно это я и получил от Леонида Ефимовича
Пинского – мужество оставаться один на один с
вопросом, на который нет ответа, мужество глядеть
в глаза трагедии или, если вспомнить тютчевские
стихи, глядеть в глаза бездне. Это как-то
перекликалось с моей тогдашней захваченностью
стихами Тютчева:
Мужайтесь, о други,
боритесь прилежно,
Хоть бой и неравен, борьба
безнадежна!
Над вами светила молчат
в вышине,
Под вами могилы – молчат
и оне.
(“Два
голоса”)
Вот мужество человека перед неразрешимыми
вопросами.
В конце концов, величайшие вопросы все не имеют
ответа. Но когда очень долго вглядываешься в эту
бездну бессмыслицы, бездну абсурда, это рождает в
тебе то, что можно назвать вторым дыханием.
Это не значит, что ты можешь при этом вдруг дать
исчерпывающий ответ на вопрос “что делать?”.
Нет. Но можно передать свое чувство того, в каком
направлении надо искать.
Мне сейчас очевиднее и яснее, чем когда бы то ни
было, что надо начинать с самого себя. Никакое
правительство, никакой общий план не спасут нас
без нашего собственного участия.
С самого начала перестройка, на мой взгляд,
неправильно велась, потому что она не пыталась
создать какое-то нравственное движение к
обновлению. Она как бы отвлекалась от того, что
люди у нас в значительной мере потеряли нормы
правильного, что ли, поведения, нравственного,
духовно оправданного поведения. Как будто не
было очевидным, что эти семьдесят лет не прошли
даром, что многое в нас искажено и это искажение
нужно нам самим выправлять.
Н.К. Григорий Соломонович, вы пишете как об одном
из парадоксов ситуации о том, что впереди должны
быть высшие ценности, а экономика потом, потому
что именно следование высшим ценностям,
обладание культурой, культурой поведения в том
числе, рождает то, что приводит, в частности, к
экономическим достижениям.
Это, в общем, понятно. Непонятно другое: потеряли
мы эти ценности или у нас их не было? Странно было
бы ответить, впрочем, что их не было. Ведь вся
русская литература и философия были замешены на
духовных исканиях. Так или иначе, это должно было
доходить и до нечитающей публики: через церковь,
например, какой бы она ни была. В народе русском
всегда больше любили людей страдающих,
созерцающих, чудаковатых, странных, больше, во
всяком случае, нежели людей расчетливых и
прагматичных. Штольц, допустим, никогда не смог
бы стать нашим героем. Как же такой народ мог все
это растерять и как он вообще мог прийти к
революции?
И еще: что значит сегодня вернуться к этим
ценностям? Как это можно сделать? Существуют
какие-то, простите, технологические идеи? Есть
какие-то меры, к которым можно приступать завтра
же?
Г.П. Давайте разделим – это два вопроса. Вопрос
первый: как могло случиться, что в России
произошла революция? Каким образом русский народ
сам рушил свои церкви?
Во-первых, не надо создавать дурную мифологию,
чем занимаются сейчас очень многие, и
представлять дело так, что революция была чем-то
вроде вторжения иностранного войска. Этого
все-таки не было. Это был… Ну пусть это был бунт
народный, соединившийся с неким революционным
заговором. Но если бы не было соединения этого
заговора, взошедшего пусть на каких-то
заимствованных идеях, с чисто русской смутой, то,
вероятно, ничего бы не получилось.
Интеллигентские заговоры обыкновенно
проваливались: очень быстро всех арестовывали и
вешали. Например, народовольцев.
Значит, это было что-то, что входило в ритм
русской истории: от покорности, от настроения
Савельича, верного раба, к настроению Пугачева,
от верноподданности к смуте. Нельзя описать
русский склад ума с помощью только тех черт,
которые подхватили Лев Толстой, Достоевский и
другие. Было много хаотического, бунтарского,
пугачевского и разинского тоже. Это одна сторона.
Вторая заключается в отрицательном опыте
семидесяти лет советской власти. Именно те
святыни, которые как-то уравновешивали и
сдерживали русскую хаотичность, склонность к
анархии, и были разрушены. А эта склонность
сохранилась.
Приведу бытовой пример. Возле нашего дома есть
овражек, заросший сосенками, березками, – мы там
часто гуляем с Зинаидой Александровной. Решили
этот маленький лесочек превратить в парк:
поставили скамейки, через овражек перекинули два
декоративных мостика.
Что дальше произошло? Молодые ребята, в основном
школьники, начали методично все разрушать. У них
не было особых инструментов, поэтому разрушение
шло довольно долго. За два-три года парк
изничтожили до конца.
Вот откуда эта страсть к разрушению? Вероятно,
она связана с каким-то неблагополучием в русской
исторической судьбе, с каким-то подавленным
чувством возмущения, не находящего разумного
выхода. Но такая взрывчатая, хаотическая,
саморазрушительная сила – она есть. Разумеется,
русская культура не сводится к этим тенденциям,
иначе как бы могло быть создано мощное
государство, доходившее в свое время до
Сан-Франциско? Конечно, было и противоположное.
Но вот противоположное, уравновешивающее было в
значительной мере разрушено.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|