Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/1999

Архив

У штурвала взрослые, но курс выбирают дети

Что такое школьная академия наук и искусств?

C тех пор как канули в небытие пионерская и комсомольская организации как “единственно возможные” формы внеклассной работы для школьников, о поисках альтернатив в воспитании говорится много. Кто-то считает, что выход в скаутинге, кто-то пытается явными или неявными средствами протащить в школу политику, кто-то глубокомысленно заявляет, что на решение задач воспитательной работы сейчас нет ни времени, ни сил.
Что – прежде всего в нашем понимании этого вопроса – сдвинулось за это время? Какие формы, появляющиеся сейчас, можно считать эффективными и чем ее, эту эффективность, измерить? Что из традиционных форм нужно сохранить, а от чего отказаться?
Примерно этот круг вопросов волновал педагогов нижегородской школы и привел в конечном итоге к появлению в ее пространстве школьной академии наук и искусств.
Почему наша школа носит название авторской, да еще и академической? Название появилось в 1995 году, когда коллектив творчески работающих педагогов и ученых Нижнего Новгорода еще только проектировал школу мечты, школу будущего. После жарких споров, после того как были перелопачены горы литературы, были найдены два полюса – полюс авторства и полюс академизма, которые и стали точками отсчета всему происходящему в школе.
Полюс авторства – это признание свободы личности, свободы творчества учителя и ученика как основной и непреложной ценности образования. Полюс академизма – это ориентация на самое лучшее, на то, что доказало в веках свое право называться шедеврами мировой и отечественной культуры.
Именно на стыке этих двух направлений и должно родиться и рождается то, ради чего возникла школа, – обретение ребенком собственной позиции в культуре.
Всякий, кто работает в образовании, знает, как тернист путь от идеи, какой бы красивой она ни казалась, до ее конкретного воплощения.
Идея школьной академии в ее первоначальном значении – как сообщества людей, которые видят свое предназначение в том, чтобы задумываться над вопросами утверждения в нашем мире истины, добра и красоты и делать что-то для того, чтобы эти идеалы в конечном итоге восторжествовали, – витала в школе уже давно, с самого момента ее основания. И привело это к тому, что по соседству с большой академией человековедения появилась еще и маленькая академия наук и искусств.
Получилось так, что к созданию академии оказались причастными сразу многие люди. Авторство ее стало коллективным. С одной стороны, уже давно назрела необходимость объединить под одной крышей те интересные и для детей, и для взрослых формы работы, которые за четыре года сложились в школе, – это экологический клуб “Экрос”, авторский театр песни, школьный подиум, театр, хореографическая студия, клубы гитаристов и журналистов. С другой стороны, забрезжила еще и очень соблазнительная для многих детей и, чего греха таить, взрослых перспектива игры, где учитель и ученик на какое-то время меняются ролями, где границы школы раздвигаются до почти беспредельных просторов.
Всякий работающий в школе знает, что в сознании как учителей, так и учеников существует представление о том, что то, что происходит на уроках, – это самое важное, это то, за что спрашивают, ставят оценки; а внеурочная работа – то, что ученик выбирает, а не то, что ему навязывается, – есть нечто необязательное. Логика здесь примерно такая: ты можешь в своем кружке по авиамоделизму выиграть хоть все соревнования, но если не можешь ответить по физике теорему у доски, все равно получишь двойку.
Идея выбора – выбора предмета, конкретного курса, преподавателя, наконец, – все прочнее входит в нашу образовательную действительность. И здесь оказывается, что внеклассные и внеурочные формы работы гораздо легче поддаются изменениям, связанным с оживлением знания, приближением его к ученику, чем привычные формы классно-урочной системы. Задача в том, чтобы создать такую систему работы, при которой то, что ученик выбирает сам, оказывается не менее важно, чем то, что кто-то выбирает за него. Идея вариативности учебного плана, при котором часть учебной нагрузки выбирается самим учеником, стала одной из основополагающих в школе.
Именно эта вариативная часть учебного процесса вместе с другими внеучебными структурами и составила организационный костяк академии. С одной лишь разницей. Если проведение уроков – это забота взрослых, то организация жизни академии – дело детей.
Создание академии дало возможность проиграть кусочек настоящей, взрослой реальности. Первым шагом к ее созданию стал мозговой штурм, в котором приняли участие десятки учеников школы – от пятого до одиннадцатого класса. Вот несколько идей, которые стали отправными в создании академии:
– главным органом управления академией должен стать ее президиум, избираемый на ежегодной ассамблее голосованием всех членов академии;
– академия должна иметь свой устав, регламентирующий ее структуру и деятельность;
– за заслуги перед академией в осуществлении научной и художественной деятельности ее членам будет присваиваться звание бакалавра, а тот, кто сам будет руководить работой младших членов академии, получит звание магистра;
– у академии должны быть свои журнал и сайт в Интернете;
– у академии должны быть свои президент и вице-президент.
В работу первой ассамблеи наук и искусств в течение недели оказалась вовлечена вся школа. В младших классах проводились интеллектуальные игры и олимпиады, презентация художественных выставок ребят, музыкальные игры и театрализованные представления. Ученики среднего и старшего звена демонстрировали свои достижения в сфере наук и искусств в работе многочисленных секций, концертах школьного авторского театра песни, показательных выступлениях по художественной гимнастике, художественной выставке, литературных викторинах.
Наряду с научными докладами защита выпускных работ проводилась в форме деловых игр, защиты дизайн-проектов и оформительских работ. На занятиях по компьютерной графике были разработаны проекты знака академии. В конкурсе на знак академии победила Мандравина Елена, ученица 10 класса. Ее симпатичная пчела с циркулем и палитрой (символами науки и искусства) сразу же приглянулась всем друзьям академии, и вскоре ее можно было видеть буквально повсюду – на сцене актового зала, в холлах, на расписании, на обложке школьного журнала.
Президиум академии решил, что отныне выпускникам школы наряду с аттестатами государственного образца будут вручаться аттестаты творческих достижений.

А. ПИЩИК, Б. ЯРМАХОВ
Нижегородская авторская
академическая школа №186

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru