У штурвала взрослые, но курс выбирают дети
Что такое школьная академия наук и
искусств?
C тех пор как
канули в небытие пионерская и комсомольская
организации как “единственно возможные” формы
внеклассной работы для школьников, о поисках
альтернатив в воспитании говорится много. Кто-то
считает, что выход в скаутинге, кто-то пытается
явными или неявными средствами протащить в школу
политику, кто-то глубокомысленно заявляет, что на
решение задач воспитательной работы сейчас нет
ни времени, ни сил.
Что – прежде всего в нашем понимании этого
вопроса – сдвинулось за это время? Какие формы,
появляющиеся сейчас, можно считать эффективными
и чем ее, эту эффективность, измерить? Что из
традиционных форм нужно сохранить, а от чего
отказаться?
Примерно этот круг вопросов волновал педагогов
нижегородской школы и привел в конечном итоге к
появлению в ее пространстве школьной академии
наук и искусств.
Почему наша школа носит название авторской, да
еще и академической? Название появилось в 1995 году,
когда коллектив творчески работающих педагогов
и ученых Нижнего Новгорода еще только
проектировал школу мечты, школу будущего. После
жарких споров, после того как были перелопачены
горы литературы, были найдены два полюса – полюс
авторства и полюс академизма, которые и стали
точками отсчета всему происходящему в школе.
Полюс авторства – это признание свободы
личности, свободы творчества учителя и ученика
как основной и непреложной ценности образования.
Полюс академизма – это ориентация на самое
лучшее, на то, что доказало в веках свое право
называться шедеврами мировой и отечественной
культуры.
Именно на стыке этих двух направлений и должно
родиться и рождается то, ради чего возникла школа,
– обретение ребенком собственной позиции в
культуре.
Всякий, кто работает в образовании, знает, как
тернист путь от идеи, какой бы красивой она ни
казалась, до ее конкретного воплощения.
Идея школьной академии в ее первоначальном
значении – как сообщества людей, которые видят
свое предназначение в том, чтобы задумываться
над вопросами утверждения в нашем мире истины,
добра и красоты и делать что-то для того, чтобы
эти идеалы в конечном итоге восторжествовали, –
витала в школе уже давно, с самого момента ее
основания. И привело это к тому, что по соседству
с большой академией человековедения появилась
еще и маленькая академия наук и искусств.
Получилось так, что к созданию академии
оказались причастными сразу многие люди.
Авторство ее стало коллективным. С одной стороны,
уже давно назрела необходимость объединить под
одной крышей те интересные и для детей, и для
взрослых формы работы, которые за четыре года
сложились в школе, – это экологический клуб
“Экрос”, авторский театр песни, школьный подиум,
театр, хореографическая студия, клубы гитаристов
и журналистов. С другой стороны, забрезжила еще и
очень соблазнительная для многих детей и, чего
греха таить, взрослых перспектива игры, где
учитель и ученик на какое-то время меняются
ролями, где границы школы раздвигаются до почти
беспредельных просторов.
Всякий работающий в школе знает, что в сознании
как учителей, так и учеников существует
представление о том, что то, что происходит на
уроках, – это самое важное, это то, за что
спрашивают, ставят оценки; а внеурочная работа –
то, что ученик выбирает, а не то, что ему
навязывается, – есть нечто необязательное.
Логика здесь примерно такая: ты можешь в своем
кружке по авиамоделизму выиграть хоть все
соревнования, но если не можешь ответить по
физике теорему у доски, все равно получишь двойку.
Идея выбора – выбора предмета, конкретного курса,
преподавателя, наконец, – все прочнее входит в
нашу образовательную действительность. И здесь
оказывается, что внеклассные и внеурочные формы
работы гораздо легче поддаются изменениям,
связанным с оживлением знания, приближением его
к ученику, чем привычные формы классно-урочной
системы. Задача в том, чтобы создать такую
систему работы, при которой то, что ученик
выбирает сам, оказывается не менее важно, чем то,
что кто-то выбирает за него. Идея вариативности
учебного плана, при котором часть учебной
нагрузки выбирается самим учеником, стала одной
из основополагающих в школе.
Именно эта вариативная часть учебного процесса
вместе с другими внеучебными структурами и
составила организационный костяк академии. С
одной лишь разницей. Если проведение уроков –
это забота взрослых, то организация жизни
академии – дело детей.
Создание академии дало возможность проиграть
кусочек настоящей, взрослой реальности. Первым
шагом к ее созданию стал мозговой штурм, в
котором приняли участие десятки учеников школы
– от пятого до одиннадцатого класса. Вот
несколько идей, которые стали отправными в
создании академии:
– главным органом управления академией должен
стать ее президиум, избираемый на ежегодной
ассамблее голосованием всех членов академии;
– академия должна иметь свой устав,
регламентирующий ее структуру и деятельность;
– за заслуги перед академией в осуществлении
научной и художественной деятельности ее членам
будет присваиваться звание бакалавра, а тот, кто
сам будет руководить работой младших членов
академии, получит звание магистра;
– у академии должны быть свои журнал и сайт в
Интернете;
– у академии должны быть свои президент и вице-президент.
В работу первой ассамблеи наук и искусств в
течение недели оказалась вовлечена вся школа. В
младших классах проводились интеллектуальные
игры и олимпиады, презентация художественных
выставок ребят, музыкальные игры и
театрализованные представления. Ученики
среднего и старшего звена демонстрировали свои
достижения в сфере наук и искусств в работе
многочисленных секций, концертах школьного
авторского театра песни, показательных
выступлениях по художественной гимнастике,
художественной выставке, литературных
викторинах.
Наряду с научными докладами защита выпускных
работ проводилась в форме деловых игр, защиты
дизайн-проектов и оформительских работ. На
занятиях по компьютерной графике были
разработаны проекты знака академии. В конкурсе
на знак академии победила Мандравина Елена,
ученица 10 класса. Ее симпатичная пчела с циркулем
и палитрой (символами науки и искусства) сразу же
приглянулась всем друзьям академии, и вскоре ее
можно было видеть буквально повсюду – на сцене
актового зала, в холлах, на расписании, на обложке
школьного журнала.
Президиум академии решил, что отныне выпускникам
школы наряду с аттестатами государственного
образца будут вручаться аттестаты творческих
достижений.
А. ПИЩИК, Б. ЯРМАХОВ
Нижегородская авторская
академическая школа №186
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|