Камни, о которые мы спотыкаемся
Шаг из классно-урочного царства
Всей
душой приемлю многоукладность и многообразие в
любой области человеческой жизни. Для
образования это особенно значимо. От того, какая
программа образования и воспитания реализуется
в школе, во многом зависит судьба выпускника. А
когда таких программ несколько и у ребенка есть
поле выбора, возникают условия для
жизнетворчества, которое, наверное, и делает
взрослеющего человека личностью.
Меня очень порадовало, что в летних номерах
“Первого сентября” представлена такая богатая
и яркая палитра педагогических идей. Некоторые
из них даже стали для меня открытием благодаря
вашей газете. Имея сегодня такой выбор, мы, без
сомнения, можем сделать российскую школу не
только конкурентоспособной, но и первой в мире.
Однако на этом пути есть подводные камни, о
которые мы до сих пор спотыкаемся. По-прежнему мы
пытаемся вложить инновационные идеи в
прокрустово ложе системы Яна Амоса Коменского.
На мой взгляд, классно-урочная система не должна
доминировать в современной школе.
Коменский был сыном мельника и всю жизнь видел
перед собой простую, незамысловатую работу.
Как-то: взять зерна, выращенные на крестьянских
полях, засыпать в жернова, перемолоть и получить
серую массу, из которой можно вылепить все что
угодно. Лишь бы пекарь попался толковый. Хочешь –
лепи солдата, хочешь – раба.
При тоталитарном правлении, наверное, это была
единственно возможная система. Нынче другое
время на дворе. Сегодня эта система тормозит и
ограничивает творческий поиск учителя.
Не хватает иногда для общения с ребенком 40–45
минут. С другой стороны, отдельные темы,
предположим устройство кристаллической решетки,
на уроке химии легко можно объяснить за меньшее
время. И вовсе не обязательно, чтобы это был урок.
Учитель может прогуливаться по саду, как
Аристотель, или по ликею, как Платон, и
беседовать. А дети будут ходить рядом либо просто
слушать, удобно расположившись на лужайке.
Естественно, что в такой атмосфере они получат
более сильное впечатление от услышанного, нежели
когда их загоняют в душную комнату, рассаживают,
часто случайным образом, и начинают урок
стереотипным “итак”.
А проблема наполняемости классов? Обратимся за
примером к японцам. Это народ, который после
Второй мировой войны не мог похвастаться
достижениями в технике или громким именем на
международной арене, а сегодня “впереди планеты
всей” в области новых технологий, компьютерной
техники. Так вот в Японии пришли к выводу, что в
классе начальной школы на одного учителя должно
быть 3–4 ребенка. Максимум!
Мы же пытаемся прийти к хорошим результатам,
собрав в классы по 30–40 человек. Разве это не
утопично?
Первые годы, когда мы были школой-новостройкой, у
нас в классах училось не больше 22 ребят.
Успеваемость была выше и поведение детей было
иным.
Могут спросить: а что сегодня мешает директору,
не выходя из системы целиком, решиться на
эксперимент внутри учебного заведения?
Во-первых, не всем дают право на эксперимент. Надо
доказать, что ты способен его осуществить. А это
не только программу написать.
Во-вторых, начиная эксперимент, надо понимать,
что тебя никто не освобождает от общих
образовательных и воспитательных задач, стоящих
перед школой. Есть в микрорайоне полторы тысячи
детей, и школа обязана их всех принять до 9 класса
включительно.
А если начинать новое дело, понадобятся средства,
лучшие учителя. Тут поневоле задумаешься.
И, наконец, желание родителей.
Скажем, у меня 74 процента учеников – дети
военнослужащих. Вполне объяснимо, что родители
хотят видеть сына продолжателем своего дела.
Поэтому мы открыли кадетские классы. И, кстати, с
прекрасным результатом. В первом выпуске были
три медалиста. Из 18 мальчиков 17 поступили в те
учебные заведения, где они мечтали учиться.
Безусловно, если после прочтения летних номеров
“Первого сентября” кому-то из моих коллег
приглянется та или иная идея, можно попробовать
воплотить ее на практике. Но, повторяю, мы
столкнемся с жесткими рамками классно-урочной
системы и задач, поставленных перед массовой
школой.
Некоторые видят выход в отказе от всякого
контроля и предоставлении полной свободы школе.
Боюсь, сегодня это не решение проблемы. Далеко не
все директора и педагогические коллективы к
этому готовы.
Как же тогда быть? Не ломая, не разрушая все одним
махом, постепенно надо отходить от
классно-урочной системы. Думаю, пришла пора
открыть ряд инновационных школ, возможно, в тех
же районах-новостройках, создать там оазисы
новой жизни, нового образования и воспитания.
Причем это должны быть не отдельные случаи, а
массовый эксперимент.
При современном развитии транспортных и
коммуникационных средств родителям не составит
труда покрыть расстояние от одного учебного
заведения до другого и определиться, хотят они
учить ребенка по-старому или отдать его в
альтернативную школу. Да и результаты
эксперимента не заставят себя долго ждать. На
третий, самое большее на пятый год станет ясно: на
пользу ли это ребенку, легче работается учителям
или нет?
Андрей МАЗНЕВ,
директор московской
школы УВК №1863
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|