Естествознание с культурологическим
привкусом
|
Битюцкая Л.А., Дементьева О.Б.,
Еремин В.С., Чесноков В.С.
Естествознание. 10 класс. –
М.: АСТ-Пресс
|
Не часто случается так, что нового
школьного предмета еще нет, а пособие по нему уже
практически готово. Похоже, что случай с
учебником по естествознанию из таких исключений.
Идея создания интегрированных курсов не нова.
И, как всегда, новый предмет сначала появился в
вузах (называется он «Современные концепции
естествознания»). Кроме того, сейчас
интегрированный курс «Естествознание»
предлагается в 5, 6 классах непосредственно перед
изучением отдельных предметов
естественно-научного цикла в 7–9 классах.
Появление подобных курсов было вызвано
глубокими причинами. Сегодня необходимым
компонентом среднего и высшего образования
становится гуманизация естественно-научных
представлений о мире. Это обусловлено не только
объективным ходом цивилизационных процессов, но
и реалиями сегодняшнего дня в школах и вузах.
Структура учебных планов такова, что в
специализированных классах, в которых учатся
наиболее способные дети, углубленное изучение
блока физико-математических дисциплин
достигается ослаблением гуманитарной
подготовки и наоборот.
Новый школьный предмет должен установить
баланс между естественно-научными и
гуманитарными дисциплинами. Учебник
«Естествознание. 10 класс» ориентирован на
специализированные школы как
естественно-научного, так и гуманитарного
профиля. И призван сформировать в мышлении
ученика целостную картину мира, не разделенного
на гуманитарные и естественные дисциплины.
Курс «Естествознание» не заменяет
преподавания курсов физики, химии, биологии. Хотя
авторы его довольно широко пользуются
материалом естественно-научных дисциплин, здесь
нет ни формул, ни схем, ни описания химических и
физических опытов, экспериментов и задач. Да и
язык повествования книги – живой, занимательный
– отличает ее от обычного учебника. Обилие
неоднозначных гипотез (например, о том, что
египтяне знали структуру ДНК) и широкое
использование не имеющих строгих определений
понятий: «биополе», «информационные каналы
познания мира» роднят эту книгу с популярной
литературой.
Если определять содержательную сторону, то
курс имеет не философский характер
естествознания, а культурологический.
Действительно, многие разделы посвящены
мифологии, искусству, религии в их связи с
точными науками (например, глава 1 так и
называется – «Мировое древо»). В книге
поднимаются многие этические проблемы, важные
для науки и человечества: проблема
ответственности ученого за свои открытия,
проблема происхождения и выживания нашей
цивилизации, судьба истины в науке. К
культурологическим можно отнести и вопрос о том,
как развитие общества влияет на представление
ученых о развитии природы. Этому вопросу
полностью посвящен факультативный курс
(материал для дополнительного ознакомления с
курсом «Нить Ариадны в лабиринтах познания»).
Здесь рассказывается об истории естествознания
в его связи с развитием определенных типов
культуры.
В книге 195 (!) цветных и черно-белых блестяще
подобранных иллюстраций, обилие литературных
цитат – одно только это не позволяет оторваться
от книги. В пяти школах Воронежа прошла апробация
нового пособия. На V Международной конференции
«Физика в системе современного образования»,
состоявшейся в июне 1995 года, зал просто
аплодировал авторам пособия, успешно ответившим
на все вопросы оппонентов.
Сейчас «Естествознание. 10 класс» рассчитано на
68 учебных часов (2 раза в неделю). Уже существует
авторская программа, но пока еще нет ни
методического пособия для учителя, ни
обязательного минимума по этой дисциплине, ни
примерной учебной программы (к вузовскому
предмету такая программа есть). Сейчас авторы уже
готовят новую рукопись и программу для 11 класса,
потому что курс был задуман для двух старших
классов. Что ж, возможно, именно он станет первым
школьным учебником по новой дисциплине.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|