Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №60/1999

Архив

Как оно там,
или Пособие по последствиям педагогических экспериментов

Джуринский А.Н.
Развитие образования в современном мире:
Учебное пособие для вузов. –
М.: Владос, 1999

Спешим сообщить студентам и преподавателям педагогических вузов, а также учителям если не слишком радостную, то все же довольно неожиданную новость. С началом нового учебного года в некоторых педагогических высших учебных заведениях появится новый предмет – сравнительная педагогика. Несмотря на довольно слабую распространенность российских сравнительно-педагогических исследований в учительской среде, эта отрасль педагогической науки имеет свои корни и традиции не только на Западе (где она зародилась в 1817 году), но и у нас.

Совет по сравнительной педагогике при Российской академии образования действует вот уже несколько лет. Его члены время от времени издают результаты своих исследований по сравнению содержания образования и образовательных систем самых разных стран. Но только к нынешнему году один из старейших членов совета Александр Наумович Джуринский смог подготовить первый универсальный и обобщающий учебник в истории отечественной сравнительной педагогики. «Развитие образования в современном мире» вышло десятитысячным тиражом в Гуманитарном издательском центре «Владос», работающем при главном педвузе страны – Московском педагогическом государственном университете.

Это не случайно. Александр Наумович уже много лет является активнейшим сотрудником психолого-педагогического факультета МПГУ и, следовательно, имел возможность не только подготовить курс к изданию, но и самому хорошенько обкатать его на собственных студентах. В результате читатель может не опасаться, что он откроет неудобочитаемую книгу, полную всевозможных иностранных слов и терминов. Текст довольно легко читается не в последнюю очередь благодаря его четкой структуре.

Учебное пособие разделено на четыре главы, названия которых говорят сами за себя: «Школьные системы», «Школьное образование», «Школьное воспитание»; четвертая глава «Модернизация обучения и воспитания» посвящена экспериментальным и альтернативным направлениям в современной педагогике. Каждая тема поделена внутри главы на ряд более мелких и раскрыта на примере шести стран: США, Англии, Франции, Германии, Японии и России. Это, кстати, одна из слабых сторон книги. Ведь системы образования в этих странах, несмотря на структурные различия, имеют единую антропоцентристскую позитивистскую основу. Было бы интересно сравнить ее базовые принципы с теми образовательными подходами, которые сложились в регионах мира.

Тем не менее в рамках заявленного круга проблем учебник Джуринского может дать читателю если не исчерпывающую, то все же довольно подробную информацию. Например, параграф «Школьный учитель» описывает не только системы подготовки педагогических кадров в разных странах мира, но и особенности социального статуса преподавателей, истоки формирования их профессионального мировоззрения. Параграфы об экспериментальных и альтернативных школах содержат как общий анализ процессов модернизации школ, так и яркие образные картины последствий педагогических экспериментов. Причем очень важен спокойный, беспристрастный подход автора к традиционным и к новым элементам мировой педагогики. Даже когда итоги тех или иных образовательных реформ признаются неудовлетворительными, в книге остается признание необходимости самого процесса реформирования.

В самом конце книги даны графические схемы образовательных систем всех заявленных стран, позволяющие хотя бы отчасти разобраться в бесконечной путанице лицеев, коллежей, колледжей, политехникумов и университетов, играющих на практике совершенно разные обучающие роли в разных странах мира. Список рекомендуемой литературы приятно поражает книгами на разных языках. Вероятно, это первый подобный опыт в педагогических дисциплинах. Однако заключение (как и введение), на наш взгляд, несколько поверхностно. Здесь можно было бы решительнее и острее поставить основные проблемы развития образования, а не подводить его формальные итоги. Но, несмотря на то что книга не ставит перед учителем открытых вопросов, они все равно возникают.

Временами такое происходит с каждым. Устав от еженедельной текучки – планерок, журналов, проверки тетрадей и дневников, от пропавшего мела и поломанных стульев, – педагог впадает в некое блаженное оцепенение. Присев за столом, он расслабленно и в то же время очень серьезно думает: «Есть ли где-нибудь за границей или даже где-то у нас такое место, где нет всех этих привычных кошмаров? А если там их действительно нет, то какие же другие трудности там могут быть? И вообще как оно там?»

Учебник Джуринского в такой ситуации помогает хотя бы немножко развеять загадочный туман. В нем довольно просто, без излишних подробностей и неуместных восторгов рассказывается все самое важное: как учат там, что пытаются сделать здесь. Многие вопросы, разумеется, останутся у преподавателей и после прочтения книги. Но ведь на то они и вопросы, чтобы быть вечными. А на главный и самый туманный из них «Как оно там?» всегда хочется ответить словами из старого советского фильма: «Там оно, конечно, что ж! Не без того ж!»

Семен ИГНАТЬЕВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru