Рекомендуется цивилизация...
|
Мишина И.А., Жарова Л.Н.
Новая история. Конец XV–XVII век.
Учебник для 7 класса основной школы. –
М.: Русское слово – РС, 1999. – 392 с.: ил.
|
Стандартным клише для титульных листов
новых учебников стала формула “Рекомендовано
Управлением образования...”. Ее отсутствие
затрудняет возможность попасть на книжный рынок.
Однако часто задаешься вопросом: по какому
принципу производится этот отбор?
“Новая история” для 7 классов – одно из таких
“рекомендованных” пособий. По утверждению
издательства “Русское слово – РС”, с него
начинается “принципиально новое поколение
школьных учебников по всеобщей истории”. Уже с
первых строк понимаешь, чем авторы смогли
очаровать строгую и беспристрастную
министерскую комиссию. Читатель сразу попадает
во вселенную, полную чудных и загадочных миров.
Разнообразные и неповторимые, эти маленькие
человеческие сообщества во множестве рассыпаны
по лику планеты – обособленные, таинственные и
по-своему прекрасные. Магическое слово,
объединяющее эту волшебную мозаику, и стало,
видимо, причиной вынесения высокого решения.
Слово это – цивилизация.
Этим словом-загадкой принято сейчас обозначать
все, как-либо относящееся к этнокультурной,
социально-экономической или политической сфере
жизни человечества. Для рекомендации учебника
достаточно объявить, что в нем будет подан не
курс истории Нового времени, а, скажем, пособие по
основам цивилизации индустриального общества. И
пусть никого не беспокоит, что ваши
“цивилизации” были созданы старинным методом
хаотичной индукции, или, проще говоря, при помощи
“кучи малы”. Ведь и авторы представленного
учебника “цивилизуют” все определения и
понятия, так или иначе связанные с исторической
наукой. Появляются разные цивилизации древнего
мира и античности, современные, общемировые,
локальные, аграрные, индустриальные и даже такие
сложные гибриды, как средневековые европейские
(с. 6) и аграрно-ремесленные (с. 22) цивилизации. Все
они связываются, наслаиваются и дублируют друг
друга, при разных точках зрения образуя разные
формы. Вовсю работает “цивилизованный”
калейдоскоп. Что же породило этот
терминологический универсум?
В начале 90-х годов наше общество начало спешное
обновление, в едином порыве избавляясь от всех
пережитков развитого социализма.
Неудовлетворительная догма
марксистско-ленинского учения была отброшена
как не оправдавшая себя на практике. На
вооружение была принята новая концепция – так
называемая теория цивилизаций. Благополучно
забытая на Западе, при деятельном участии
корифеев школьной истории она воскресла у нас. Ею
были заменены поэтапные изменения
социально-экономических формаций, классовая
борьба и сложные связи производительных сил,
производственных отношений и средств
производства. Откровение от Арнольда Дж. Тойнби,
патриарха цивилизационистов, не связывало его
последователей схемами и структурами, давало
куда больше места для полетов фантазии и
обеспечивало собственной историей и
персональным путем развития любой социальный
организм в обозримом прошлом, настоящем или
будущем. Но именно здесь, на этих просторах,
что-то не заладилось. То ли эрудиции не хватило,
то ли воображения. Так, давая определение самой
цивилизации, авторы нового учебника уснастили
его такими оборотами, что теперь под него можно
подвести все – от человечества на протяжении
всей его истории до образцовой коммунальной
квартиры при всех наличных достоинствах.
“Цивилизация – это большая общность людей,
живущих в рукотворной среде и достигшей
определенного уровня развития хозяйства. Одна
цивилизация отличается от другой особенностями
хозяйственной и культурной жизни, традициями и
религиозными верованиями людей, их различным
отношением к пространству и времени,
свойственным только им восприятием мира в
целом” (с. 5–6).
Кто устанавливает, насколько “большой” и
“определенно развитой” должна быть эта
общность? Да и что это такое? Через несколько
страниц в учебнике говорится о “христианской
Европе”, которая делится на две общности –
“общность народов католического Запада и
общность народов православного Востока Европы”
(с. 10). Являются ли эти разнокультурные общности
отдельными цивилизациями, и если нет, то почему? К
сожалению, подобных двусмысленностей и
погрешностей – великое множество. Чем больше
авторы стремятся доказать свое новаторство и
причастность к “новейшим достижениям
академической науки” (с. 1), тем более они
запутываются в собственных предположениях и
обоснованиях. Избавляясь от любых признаков
устаревшей марксистской теории, в спешном
порядке вымарываются слова, термины и
определения ненавистной доктрины. Английская
буржуазная революция, раньше служившая точкой
отсчета для Нового времени, теряет свое место, а
заодно и свою “буржуазность”. Параграф,
посвященный ей, называется просто – “Английская
революция XVII века” (§ 13). Казалось, что здесь
такого? Однако одно только слово незамедлительно
“лишает места” другое событие британской
истории того же столетия – так называемую
“Славную революцию”. Теперь от Английской
республики ее отделяет не только сорок лет, но и
более 80 страниц учебника (§ 21). В сознании
двенадцатилетнего школьника, потенциального
читателя этой книги, появляется преграда,
несоизмеримо большая, нежели несколько десятков
лет, разделяющих эти два события. Попробуйте, не
обладая определенными навыками, вывести
причинно-следственную связь двух событий,
разделенных не только временем происшествия, но
и временем изучения. К тому же каждый новый
параграф содержит 8–12 страниц текста,
включающего около полутора десятков
определений, дат и имен, плохо связанных между
собой и не представляющих общей картины. Трудно
устоять под этим информационным шквалом.
Быть может, новая концепция, заложенная в
основу учебника, и была бы хороша, обладай она
большей последовательностью и смыслом.
Непродуманность базового содержания лишает
богатый учебно-практический материал
целостности, разбивает его на отдельные куски. За
нагромождением фактов и определений, подчас не
представляющих интереса для изучаемой темы,
перестает быть виден исторический процесс.
Теряется представление о преемственности
событий, динамике развития общества. А без этого
история перестает быть историей. Собрание не
связанных между собой фактов еще не составляет
науку, в лучшем случае это энциклопедический
словарь.
Когда хронологическую таблицу учебника (с.
389–392) дополняет информация о династии Великих
Моголов или об утверждении сёгуна Иэясу, можно
только порадоваться за его авторов. Но удивление
вызывает забвение таких “незначительных”
деятелей, как Джордж Вашингтон или Фридрих
Великий. Грубый “король-солдат”
Фридрих-Вильгельм почему-то заслужил большего
внимания, нежели его просвещенный сын, более
полувека державший в трепете всю Европу, или же
человек, ставший первым президентом первой
демократической республики. По-видимому,
нынешнее “официальное” учение не очень
заботится о качестве преподносимого материала.
Речь главным образом идет о количестве –
цивилизаций, обществ, культур, королей, войн,
открытий, сражений. Их связь между собой – дело
третьестепенное. А для создания школьного
пособия требуется всего-то собрать определенное
количество околонаучных слов, оборотов и
речений, сложить их в книжку и с чувством
выполненного долга надписать ее: История.
И обидно становится за оригинальную во многом
идею, когда под ее вывеской и во многом благодаря
ей появляется учебник, полный неумных упрощений,
курьезов и стремления сгрести все под себя.
Вдвойне обидно и за авторов – херсонских
педагогов И.А.Мишину и Л.Н.Жарову. В 1992 году этот
коллектив одним из первых создал
самостоятельный учебник по российской истории
начала ХХ века, насколько возможно лишенный
предвзятости и идеологической зашоренности.
Именно в том учебнике одной из первых появилась
попытка критического осмысления истории раннего
советского государства. Теперь их же учебник
учит, что гуманизм с легкостью оправдывает
жестокость, властность и скупость, так как эти
чувства присущи человеку наравне со щедростью,
милосердием и бескорыстностью (с. 41), что мир
Запада в корне отличается от мира Востока (с. 209) и
что “для людей Запада Восток, вероятно, всегда
или очень долго будет оставаться тайной за семью
печатями; восточный мир живет по своим законам; у
Востока свои ритм жизни, логика мышления, нормы
поведения, духовное восприятие мира, культура...”
(с. 211). Как ни странно, это не мешает им обсуждать
идею о единой мировой цивилизации (с. 208).
Рассказы по культуре и материал, обработанный в
духе псевдоцивилизационизма, – вот основное
содержание этого пособия. И Министерство
образования рекомендует эту обширную,
“глобальных масштабов, сравнительную историю
народов всех континентов”. И такие рекомендации
последуют и далее, ведь она первая в своем
“поколении”. А поколение теперешних пяти- и
шестиклашек уже ожидает этот учебник, ибо его
тираж – 120 тысяч экземпляров. А значит, и они
получат представление об истории как о собрании
странных и неясных притч и рассказов, пусть
написанных блестящим языком, но относящихся к
ней весьма приблизительно. Остается надеяться,
что присущее им мастерство
высокохудожественного слова авторы используют в
подготовляемом ими пропедевтическом курсе по
всеобщей истории. Возможно, он будет более
удачен.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|