Чем реже встречаются ошибки, тем они ценнее
|
Новейшая история зарубежных стран. XX
век. В 2-х ч. –
М.: Владос, 1998
|
Еще в 1998 году Гуманитарный
издательский центр “Владос” выпустил в свет
двухтомное пособие «Новейшая история зарубежных
стран. XX век» для учащихся 10–11 классов. Но, как
нередко происходит, только сейчас пособие
появляется на прилавках книжных магазинов.
Авторы – коллектив преподавателей
исторического факультета МПГУ, решивший –
вопреки общей традиции, когда прежде пишется
учебник для вуза, – сначала написать учебник для
школы. Тем более что новейшая история зарубежных
стран не та дисциплина, которая наилучшим
образом обеспечена учебным материалом. Те
учебники, что имеются в распоряжении школьных
библиотек (учебники под редакцией В.К.Фураева и
А.А.Кредера), пусть даже и выпущены всего лет пять
назад, уже безнадежно устарели, а может быть, и
вовсе никогда не претендовали на то, чтобы быть
современными. Умозаключения авторов столь
наивны, что не могут не вызывать улыбки. Чего
стоят, например, такие пассажи: «Между тем
нравственность все больше выступает как главный
критерий политики и социальной философии, как
важнейший вопрос бытия и жизненной позиции
личности». (“Новейшая история 1939 –1992 гг. Учебная
книга для 11 класса средней школы”. М., 1993, с. 11.)
Боюсь, детей, у которых всегда на слуху тонкости и
перипетии нашей политической жизни, никак не
убедить в том, что политика определяется
нравственностью. А уж почему нравственность
является критерием социальной философии,
наверное, слабо представляет себе даже сам автор,
об остальном и говорить не стоит. Или же: «Наука,
став могучим фактором прогресса, не смогла
целиком заполнить душу человека». (Там же, с. 234.)
Откуда автор этих строк взял, что перед наукой ХХ
века стояла задача заполнения пресловутого
духовного вакуума человека? Но все это никоим
образом, по счастью, не относится к тому учебнику,
о котором пойдет речь.
Одно из главных достоинств нового учебника, и
оно сразу же при чтении бросается в глаза, – это
правильный язык и хороший стиль. Читать книгу
просто интересно, и не только школьникам. Без
всяких лирических отступлений о том, что важно
запомнить, о том, что нас ждет в будущем, или о том,
что человечество стоит на пороге XXI века, и
прочее, четко ставятся проблемы, грамотно
излагается материал. Для этого авторы используют
сочетание проблемного и страноведческого
принципов изложения. То есть в каждом томе в
первых двух главах разбираются основные
проблемы мировой истории и дается теория, а в
остальных – фактический материал по странам и
регионам мира. Среди тем теоретической части
есть такие, как «Завершение процесса
формирования евроцентристского мира», «Основные
направления социально-экономического развития»,
«Новые тенденции в развитии капитализма.
Государственный монополистический капитализм»,
«Центростремительные тенденции в мировой
политике», «Миграционные процессы и проблемы
охраны окружающей среды». В учебнике подробно
освещена история стран различных регионов мира:
Северной Америки и Западной Европы, стран
Северной, Восточной и Южной Европы, Латинской
Америки, Восточной и Южной Азии, Юго-Западной и
Юго-Восточной Азии, также арабских стран Азии и
Африки, стран Тропической и Южной Африки. Как
видно, странам Востока уделено много места,
правда, неясно для чего. Однако оригинальная
структура изложения материала позволяет
использовать пособие как в полном, так и в
сокращенном варианте: или в 10–11 классах
общеобразовательной школы, или в 9 классе
гимназий и лицеев.
Листаем учебник – от грамотности и
компетентности авторов можно прийти в
восхищение. Что ни страница – умная мысль, и не
одна, и не две. Что же, неужели учителя-историки
смогут похвастаться: вот-де наконец дождались? Ан
нет, что-то все-таки не то. Как это понимать: «В
третье тысячелетие человечество вступает,
избавившись от многих ошибок и иллюзий. Крах
тоталитарных режимов подвел черту под одним из
самых грандиозных и кровавых экспериментов в
истории человечества»?! (Ч. 1, с. 4.) А могут ли
авторы поручиться за то, что у них самих нет
иллюзий о собственном избавлении от иллюзий?
Оказывается, говорят нам, в истории можно
экспериментировать. И эта мысль красной нитью
проходит через весь учебник. «Ничего, не бойтесь.
Смело погружайте ложку и ешьте. Это надо съесть!»
И таких цитат можно привести немало. Не обошлось,
как обычно, и без пустословия о демократии:
«Однако поистине гигантский прорыв
всемирно-исторического значения в этом
направлении...» (Ч. 2, с. 18.) – ничего не напоминает?
Да-да, говорится об этом с той же помпой, как и об
успехах советских пятилеток в духе «догоним и
перегоним!»...
Невольно возникает вопрос: почему это вдруг
речь зашла о недостроенном коммунизме на одной
шестой части суши? Однако ничего странного в этом
нет: хоть учебник и посвящен новейшей истории
зарубежных стран, проблемы, волнующие авторов,
так же близки нам, как и не новы. Концепция
постиндустриального общества сейчас в моде,
книги с ее апологией издаются в синем бархате.
Надо ли напоминать о том, какую карьеру сделал в
свое время в США У.Ростоу? Правда, на Западе этот
бум давно прошел: Эллюль, Горц, Лефевр,
Касториадис, Турен – все это 60–70-е годы. У нас же
интерес к ней только возрождается. Авторы
предлагаемого учебника, видимо, близки по
взглядам к экологистам и высказывают сходные
идеи: например, резонно замечают, что
индустриальный рост сопровождается многими
негативными последствиями, что назрела
необходимость преодолеть манию потребительства
и т.д. Разумеется, эти идеи когда-нибудь
пригодятся и нам, но не сегодня, и, наверное, даже
не завтра. Впрочем, школьников подобные тонкости
вряд ли могут заинтересовать.
И все-таки, что ни говори, новый учебник
оказался лучше старых. Поэтому со спокойным
сердцем рекомендую его приобрести. К тому же
создан он действительно «с учетом новейших
тенденций в развитии отечественной и зарубежной
историографии», что все-таки редкость.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|