Моя главная цель -убедить учеников в своем
праве на учительство
Сегодня провожу первое занятие. Волнуюсь,
словно перед прыжком в воду. Это повторяется
каждый сентябрь, пора бы уже и привыкнуть. Ведь
знаю, что все кончится благополучно – не утону,
выплыву, приду к финишу победителем. Но сердце не
слушается, глухо аккомпанирует последним шагам
перед дверью класса.
Захожу в класс, будто актер, выходящий на сцену.
Глаза учеников нацелены на меня, как театральные
бинокли из темноты партера. Правда,
аплодисментов не будет, зато не будет и свистков
осуждения. Придется угадывать реакцию класса по
множеству мелочей: по наклону головы,
пристальному взгляду, готовности откликнуться
на шутку, вопрос, просьбу.
Все это я замечаю не задумываясь –
задумываться некогда! – и меняю курс, темп, тон
занятия, словно капитан, ведущий корабль в
штормовую погоду. Моя главная цель сегодня –
убедить учеников в своем праве на учительство,
завоевать их доверие, оставить не только факты в
их памяти, но и надежду в их душах.
В цикле отношений учителя с учениками что может
быть важнее и труднее первой встречи? Последняя,
когда подводишь итоги? Или кризисная, переломная,
когда ломаешь неудачно сложившиеся отношения,
будто неправильно сросшиеся кости, и закрепляешь
их по-новому?
Чтобы не ломать их позже, стараешься установить
правильный тон с самого начала. Это не всегда
удается. Он слишком молодой (старый), толстый
(худой), серьезный (несерьезный). После хорошего
первого занятия эти несовпадения обычно
забываются.
Бывает, мешает прежний ученический опыт: в
классе шла борьба за власть, учитель подавлял
учеников или ученики подавляли учителя. Такая
“внутриклассовая” борьба приучает детей к
изначальной враждебности и недоверию.
Вопрос о власти – один из первых в классе, и он
решается обычно на первом занятии. Как правило,
урок – неподходящее место для упражнений в
демократии. Учитель – хозяин на уроке, но
хочется, чтобы его власть не угнетала, а
вдохновляла ребенка, основывалась на уважении, а
не на страхе.
Как у Пушкина: “Он уважать себя заставил и
лучше выдумать не мог”. Что же вызовет уважение
учеников? Как его добиться? Прежде всего ученики
хотят от учителя ясности и предсказуемости. Они
хотят знать, что их ожидает, по каким правилам
пойдет игра. Правила могут быть жесткие или
предельно свободные, но в них всегда есть
обещание справедливости, стабильности,
надежности.
Успокаиваю класс: “На наших уроках не будет
неожиданных событий”. Это и верно, и неверно. На
самом деле я готовлю сюрпризы-неожиданности –
только творческие, учебные, а не дисциплинарные.
В этом еще один секрет учительского авторитета.
Ученики уважают учителя, который способен их
удивить, заинтриговать, увлечь.
Никогда не забуду, как на первом же занятии по
анатомии мой класс вдохновенно анатомировал
аккуратно заготовленных в пакетах с формалином
крыс. Вот была неожиданность! Никто не
рассчитывал на такое крутое начало. Однако
первые гримасы отвращения и вскрики испуга
быстро сменились любопытством, а потом и
слаженной работой строго по инструкции.
Ведь ученики должны не только удивиться, но и
понять учебный материал, усвоить его и применить
усвоенное. Ничего, что на первом уроке у них часто
нет учебников. Готовлюсь к этому заранее, приношу
раздаточный материал и даю классу интересное и
посильное задание.
Ничто так не поднимает дух и надежды класса, как
успех, пусть небольшой, скромный, но замеченный и
отмеченный учителем. Ребята, сидевшие в начале
урока с постными лицами, постепенно оттаивают,
оживают, переходя на мою сторону один за другим.
Мне надо завоевать их и всех вместе – удачной
шуткой, уверенностью, раскованностью,
деловитостью, – и по одному. Кого-то – тем, что с
ходу запомнил его имя. Кого-то – похвалой за
удачный ответ. Кого-то – просьбой помочь с опытом
или наладить работу в группе.
Смуглая Лу решилась задать вопрос о лечении
наркомании. Чувствую, что спрашивает не случайно,
видно, есть наркоман в семье. С ее стороны это
знак доверия. Мой ответ это доверие укрепляет.
Все больше учеников включаются в работу, они
активны, внимательны, послушны. В классе есть
некая критическая масса взаимного дружелюбия.
Когда ее достигаешь, класс на твоей стороне.
Дуэль первых минут окончена, правила игры
приняты, сотрудничество началось.
А если на первом уроке добиться этого не
удалось? Что ж, второй урок не за горами.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|