Юрий Рост
Уланова
...Когда
же это было? Как будто недавно. Во всяком случае, я
помню себя рядом с Галиной Сергеевной Улановой
на сцене Большого театра. С фотоаппаратом.
Хотелось снять ее без притворства. Без моего
притворства. Ибо для Улановой высокое
притворство, то есть претворение, и было смыслом
жизни. Или смыслом жизни для нее было то, что
меряет время? Движение! Впрочем, в нашем случае
это одно и то же, потому что оно и было ее
искусством. Время стало мерой искусства Улановой.
Балетный театр, как театр вообще, не существует
ни до, ни после действия. Плоская бумага и плоский
экран бессильны запечатлеть трехмерный мир
сцены. Но будь даже придумана некая
голографическая хитрость, все равно – мимо.
Великий актер обладает талантом создавать
четвертое измерение. Сидя в зале в момент события,
ты его чувствуешь. Уланова владела этим даром.
...Мы стояли на сцене, и Галина Сергеевна
рассказывала о позорном эпизоде в русской
культуре, что произошел на ее и наших глазах. Прах
великого русского певца Федора Шаляпина перед
перезахоронением на Новодевичьем кладбище
партия и правительство запретили отпеть в зале
Большого театра: “За что такие почести эмигранту?”
– Стыдно! – говорила Уланова. – Даже хор не
пригласили, обошлись пластинкой.
Плоская, как граммофонный диск, жизнь окружала ее
и нас.
Времена Шаляпина, времена Улановой. Времена
Ежова и Сталина, Хрущева и Брежнева, Ельцина и
кого там еще – это одни и те же времена. Наше
время.
Параллельные движения мертвых (пусть они и дышат)
правителей и живых людей не пересекаются.
”Пока”, – пишу я для оптимизма.
Галина Уланова на фоне зала Большого театра.
Случайный снимок. Один-единственный негатив (потерянный
и чудом найденный в день ее кончины) на всю
засвеченную пленку, но как будто только этого
снимка я и ждал. Здесь, кажется, Уланова похожа на
наше представление о ней и на себя самое.
Публичный образ, который несет человек, актер в
особенности, не всякий раз совмещается с
реальным. Возникает некоторое несовпадение
красок, какое бывает в скверной печати, и контуры
размываются.
Здесь же все четко. Она действительно такая. Как
на монете. (Я бы и выпустил монету с ее
изображением). Строгая, аскетичная, твердо
определившая, что ей назначено в жизни и как это
назначение осуществить. Точнее, осуществлять,
потому что, зная направление движения, она не
видела его конца. И в этом была Художником. А
непрерывность движения была гарантирована тем,
что она Профессионал.
Ее жизнь вся была подчинена балету. Даже дома
подарки и памятные вещи не раскладывались по
полкам, а лежали как попало, чтобы потом, когда
балет уйдет из ее жизни в воспоминания, заняться
приведением предметов в ожидаемый ими порядок.
До них так и не дошла очередь.
На месте лишь гигантское зеркало, необходимое
для работы, диван, необходимый для отдыха,
автопортрет Анны Павловой как символ предтечи и
фотография Греты Гарбо – актрисы, которая
привлекала Уланову своим искусством и образом.
Они с Гарбо хотели познакомиться, видимо, чтобы
совместить краски, и однажды приблизились
настолько, что смотрели друг другу в глаза, но не
обменялись ни единым словом. Толпа восторженных
поклонников, окружившая дом, где жила Уланова, не
дала окруженной своими поклонниками Гарбо
приблизиться к двери. Они увидели друг друга
через окно. Две большие актрисы не смогли
преодолеть препятствие, которое создали своим
искусством, и навсегда остались наедине с
собственными представлениями о мимолетном
визави.
Охраняя себя от чрезмерного общения, они,
наверное, испытывали дефицит теплоты. Всемирная
любовь через стекло ее не компенсирует.
Эта фотография Улановой – тоже изображение
через стекло. Очень чистое, оптическое, ловко
сработанное японцами, которые ее боготворили, но
все-таки через стекло. Я, бродивший с ней по
Большому театру в поисках этого изображения,
свидетельствую, что за ним живой человек.
Небольшая великая женщина, всей громадной силой
таланта охранявшая свое право на слабость.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|