“Мать, рождая сына, всегда думает: не ты ли –
тот?”
Неизвестные и малоизвестные строки Андрея
Платонова
Андрей Платонов – дитя двух войн начала века:
Русско-японской и Первой мировой. Об этом он
вспоминал всю жизнь. В гражданскую войну в
Воронеже он потерял младших сестру и брата. И так
же всю жизнь он нес в себе эту утрату. Он видел
страшный голод 1921 года, и уже тогда сложился его
взгляд на культуру и творчество – взгляд
бегущего от голода народа, взгляд погибших
матерей и не рожденных ими детей. Исколесивший
всю Россию, знавший не из газет, как живет
провинция в “год великого перелома”, Платонов
видел в воронежских, поволжских, прикаспийских
деревнях умирающих от голода детей.
И именно “слабой силой детства” диктовался его
счет “великим стройкам века”...
В 1945 году, вернувшись с фронта, он создает один
из шедевров русской классики – рассказ о семье
Ивановых, о трудной дороге возвращения с фронта и
о сиротах новой войны. “Сирота земного шара”,
“круглый сирота”, “член общего сиротства”...
сирота и ребенок живут в каждом герое Платонова
– они брошены, оставлены, у них нет дома-очага,
нет матери, или нет отца, или того и другого нет.
Они живут внутри этой утраты, действуя или
бездействуя. Это их среда обитания: “Никто из
прочих не видел своего отца, а мать помнил лишь
смутно, с тоской тела по утраченному покою, –
тоской, которая в зрелом возрасте обратилась в
опустошенную грусть” (“Чевенгур”). Это их мера
вещей: “Он теперь почувствовал время как
путешествие Прошки от матери в чужие города”.
Наконец, сиротство героев Платонова – это их
личная судьба и одновременно – символ массового
обезбожения человека в ХХ веке. Оно равновелико
“великому немому горю вселенной”.
“...Когда-нибудь молодость не будет
беззащитной, и тогда исчезнет самая страшная
эпидемия нашего века”, – читаем мы в черновиках
рассказа “Песчаная учительница”. С надеждой на
воскрешение человека в многонаселенном мире
говорит с нами Платонов в канун нового
тысячелетия.
Дар жизни
Из неоконченной повести
Мать всегда, каждый день, брала к себе на колени
Ивана и рассказывала ему все, что лежало у нее на
сердце, что приходило ей на ум, что она испытала,
что видела и знала, что воображала и чего желала
своему сыну, и то, чего не знала, чего не было, нет
и никогда не будет. Иван слушал мать и смотрел на
ее любимое лицо, в ее глаза, глядевшие на него с
тоскующей любовью, и сам он тоже всегда тосковал
по матери, и как он ни прижимался к ней близко, как
ни ласкала она его, Ивану все было словно мало
матери (чувствовать мать), и он постоянно и тихо
горевал по ней. Глядя на мать, Иван видел ее и
видел то, что она говорила ему: <...>. Из слов
матери рождались люди, растения, реки, животные,
птицы, все, что есть, что было или быть должно на
свете, – и они входили в слушающего,
внимательного Ивана, питали его сердце и уходили
вон, и вместо них появлялись в нем другие жители
земли, о которых рассказывала далее мать, но и
они, просуществовав недолго в воображении
маленького Ивана, исчезали затем в голубом
тумане великого мира, уступая место новым
незнакомым существам. И так продолжалось все
время, пока длился рассказ матери. А когда она к
вечеру умолкала, Иван не мог вспомнить ничего,
что говорила мать: он помнил и чувствовал живыми
все существа и предметы, о которых ему
рассказывала далее мать, лишь пока она говорила,
а затем забывал всех, только в сердце его долго
оставалось еще радостное чувство, словно все те,
кто посетил его и уже оставил, надышали в него
свое доброе тепло, – и вот их уже нет никого, а
тепло их жизни медленно остывает в Иване и все
еще питает мальчика счастьем участия в чужой
судьбе. Однако и эта радость соединения своей
жизни с другими существами постепенно
утрачивалась и рассеивалась так же точно, как
утрачивается хлеб, который мы едим, чтобы жить, –
и маленькому Ивану снова становилось скучно и
мучительно быть с одним самим собой, со своим
опустевшим сердцем, когда умолкшая мать уже не
говорила слов, оживающих в ее сыне.
Поэтому Иван хотел бы, чтобы мать говорила ему
свой рассказ непрерывно, тогда он постоянно
сидел бы у нее на коленях и слушал ее, позабыв о
самом себе, и ему было бы всегда хорошо. Но матери
некогда было целый день держать сына на коленях и
выдумывать слова без конца.
Наутро Иван выходил гулять (играть) во двор и на
улицу: он вглядывался там в старую траву, в
деревья и в лица прохожих людей, желая вспомнить,
нет ли среди них тех, о которых ему рассказывала
мать. Но никого не было похожих; и он забывал
ясные слова матери; ему лишь казалось, сейчас, что
все на свете было другое, не такое живое, как в
рассказе матери, не такое счастливое, не такое
веселое и не такое грустное и страшное. Здесь
было скучнее, чем на той земле, о которой говорила
мать, и неподвижное солнце светило уныло, а не шло
по небу, играя, как радуга, разноцветным светом и
вызывая из земли себе навстречу смеющиеся цветы,
и птицы на деревьях не пели так чисто, как пели
они в нем от слов матери.
Тогда Иван спрашивал: “Мама, отчего этого не
бывает?” – “Чего не бывает?” Иван сначала не
знал, как сказать, а потом говорил: “...А так не
бывает... Ты говоришь – они такие, а их нет, они
живут другие!” Мать понимала и отвечала ему: “А я
тебе не просто рассказывала, что ты видишь. Ты
видишь не то, ты видишь одну видимость, а я тебе
рассказывала про их душу, а ее глазами не видно,
видно другое”. “А я хочу, чтоб ее тоже видно было,
а видимости не надо”, – просил Иван.
Мать молчала. “Тут уже я не знаю, как быть”, –
говорила она. “А ты узнай!” – попросил у нее сын.
В последнюю ночь жизни матери Иван проснулся от
холода: мать уже не согревала его и прижимала
сына к себе, чтобы самой от него согреться.
– Ты что, мама? – спросил Иван. – Ты не спишь и
на меня смотришь.
– Я не сплю, – сказала мать, – я на тебя хочу
наглядеться.
– А чего? Ты днем смотри, а ночью ты спи.
– Днем я тебя не увижу, – прошептала мать, – я
умру.
– А я? – спросил Иван. – Я тоже умру.
– Ты нет, – ответила мать. – Ты будешь жить за
меня.
– А я не буду.
– Будешь... Ты будешь без меня!
– А я не умею без тебя. Без тебя не надо.
– А ты помни, что я была, и ты живи за меня... Ты
думай, что это я живу в тебе, – говорила мать.
– А где?.. Ты где тогда будешь жить во мне? –
спросил Иван.
– Ты не помнишь, как ты дышать начал от меня, а я
помню, – произнесла мать. – Твое сердце от меня
началось, и в нем я останусь.
– А тебя видно будет, я увижу? – спросил Иван.
– Нет, – ответила мать. – Ты во сне меня увидишь.
– Я долго спать буду, – сказал сын. – А кто сказку
расскажет?
– Ты скоро вырастешь, а зачем тебе сказка, – тихо
произнесла мать. – Ты правду узнаешь.
– Ты озябла, мама?
– Я остыла, сынок. Я слабая стала.
– Давай я дышать буду на тебя, ты согреешься...
Иван начал дышать матери в грудь, и ему
казалось, что он долго дышал. А мать знала, что он
дышал в нее мало и скоро уснул до утра, до вечной
разлуки с нею.
Мать поднялась с кровати. Ей было плохо от
слабости и от печали. Однако она хотела
прибраться в комнате и на кухне и еще сварить на
утро кулеш, чтобы Ивану было чего покушать. Она
зажгла свет в лампе и, припогасив его, вытерла
пыль с вещей, а потом стала мыть полы. Вымывши
полы, она приготовила пшено и картошку, положила
их в железное ведерко и начала щепать полено на
лучинки для растопки. Она хотела жить, и она
занималась делом, чтобы видно было, как она нужна
на свете, и чтобы болезнь и слабость отошли от
нее. Посредством своей заботливой работы она
желала опять привыкнуть к обычной жизни,
выздороветь и забыть про смерть.
Она уже зажгла огонь в печи и здесь
почувствовала, что сердце ее не дышит и время ее
прошло. Она дунула на пламя в печи, но огонь не
погас. Тогда она хотела вскрикнуть, чтобы
проснулся Иван и побыл с нею, но вспомнила, что
ему завтра с утра надо идти на работу толочь
камень, и промолчала. Разрушающее горе,
обращающее всех людей в святых в их последний
час, прошло через ее существо и миновало. Мать
стала спокойной, словно равнодушная; она скоро и
разумно отомкнула замок сундука с семейной
одеждой, вынула из сундука чистую рубашку и
переоделась в нее, потом опять замкнула сундук на
замок, а ключ положила поверх сундука, чтобы Иван
увидел – где он есть, и оглянулась по комнате: что
еще надо сделать? Лампу надо было потушить, от
огня может быть пожар: Иван спит, а она умрет. Мать
прикрутила фитиль, и свет погас. Затем мать легла
на кровать рядом со своим сыном и обратилась
лицом к стене, чтобы Иван утром при свете не
увидел ее лица. “Что еще надо сделать? – подумала
мать. – Огонь в печке остался гореть, он сам
потухнет. Иван один будет жить, а с ним добрые
люди будут. А мало добрых, так Иван сам вырастет
добрым, не напрасно я его жить родила”.
Наутро Иван, проснувшись, потрогал мать,
лежавшую к нему спиной, чтобы и она проснулась.
Мать не повернулась к нему.
– Ты меня не любишь! – сказал Иван.
Он перелез через тело матери к стене и
посмотрел в ее лицо.
– Ты меня не любишь: ты умерла.
Подумав, он решил тоже умереть с матерью, потому
что любил ее сейчас больше, чем живую, и хотел
быть вместе с нею, как она.
– Мама! – позвал Иван.
Она лежала грустная, с добрым спящим лицом и
полуоткрытыми глазами. “Живи за меня!” –
вспомнил Иван слова матери, и ему хотелось лечь
возле нее, прильнуть к ней и также быть холодным,
уснувшим и бледным, как она.
Но Иван побоялся ослушаться матери, раз она
велела ему жить вместо себя; он сошел с кровати,
посмотрел в окно на белый день и съел кусок хлеба,
посыпав его солью. Увидев вымытые полы и порядок
в доме, Иван понял, что делала ночью покойная
мать: “Она тогда прибиралась, чтоб чисто было,
мама тогда жива была”.
И он нечаянно вскрикнул от боли в сердце,
зашедшегося в груди и переставшего дышать.
– Мама, вставай ко мне!.. Вставай, мама!
Мать не встала, она не могла.
Иван остался жить один.
Как вечное время, неподвижно стоит детство в
воспоминаниях человека. Более позднее время,
время юности, зрелости, течет, проходит и
тратится в забвении, но детство лежит подобно
озеру в безветренной стране нашей памяти. И образ
его хранится в душе человека неизменным до самой
кончины...
Как вечное время, неподвижно стоит детство в
воспоминаниях человека.
Детство лежит подобно озеру в безветренной
стране нашей памяти.
Стал Иван учиться, но учился он вначале плохо.
Он каждую букву в книге рассматривал как
отдельную живую фигурку или картинку. Поэтому
ему трудно было научиться читать. Он видел в
книге разнообразие непохожих, одушевленных
фигурок, живущих по своей самостоятельности, а не
повторяющееся однообразие тридцати шести
знаков.
Учительница прилежно учила Ивана Гвоздарева,
она писала мелом на доске букву “о” или другую и
говорила:
– Вот, Иван, ты видишь кружок, это буква “о”, и
всегда, когда кружок, значит, здесь буква “о”.
– А они не ровня! – говорил Иван. – Одна буква
“о” вон пожирней, она побогаче, а другая худая,
она бедная...
– А читаются они одинаково! – говорила
учительница. – Ты это запомни!
– Я упомнил уже! – без охоты соглашался Иван и
думал втайне, что сколько букв в книге, столько и
звуков, и нет между ними одинаковых.
– Ты слушай меня, Иван Гвоздарев! – говорила
учительница. – А если ты по-своему будешь думать,
ты ни читать, ни писать, ни считать никогда не
научишься...
– Я буду слушаться, – отвечал Иван, потому что
учительница была добрая к нему, она говорила с
ним, как с важным старым человеком, и он полюбил
ее и согласен был делать для нее все, что она
считает нужным и правильным.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|