Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/1999

Архив

Когда мало денег – надо думать

С началом экономических трансформаций система начального профессионального образования попала едва ли не в самые худшие условия. ПТУ оказались не нужны ни федеральному центру, ни региональным, ни муниципальным властям, и их до сих пор активно «футболят» по этому замкнутому кругу. Материалом об опыте работы профессионального лицея № 1 г.Иркутска «Региональное образование» открывает новую тему – способы выживания и развития учреждений профтехобразования в нынешних суровых условиях. Мы приглашаем наших читателей на страницах приложения поделиться с коллегами практическими и теоретическими наработками в этой области.

Трудности, с которыми столкнулось начальное профессиональное образование, носят в подавляющем большинстве общий характер. Безусловно, это определено жесткой зависимостью системы профессионального образования от состояния здоровья экономического и производственного организма страны.

Слово «кризис» в переводе с греческого означает «решение». Поэтому, столкнувшись с первыми трудностями, мы занялись прогнозированием, а точнее – стратегическим планированием развития лицея, сделав при этом тщательный анализ своих возможностей, обнажив свои слабые и сильные стороны, и изложили это в форме тезисов, по которым можно было проследить, как организация намерена внутренне меняться для достижения своих целей. На этой основе мы спланировали проведение структурных и функциональных преобразований в деятельности учебного заведения.

Прекрасно понимая, что происходящие изменения в социальной структуре общества и неустойчивые условия для развития общественного производства негативно скажутся на рынке труда и пойдет процесс высвобождения работников из сфер профессиональной производственной деятельности, мы поставили перед собой задачу – занять в образовательном пространстве нишу по обучению и переобучению безработных и высвобождаемых граждан. На сегодняшний день можно сказать, что потребности в профессиональном дополнительном образовании безработных нарастают. Конъюнктура рыночной экономики очень мобильна, динамична, она заставляет людей переучиваться, повышать квалификацию, заботиться о дополнении своего образования. Также следует иметь в виду, что на учете в службе занятости 65–67% составляют люди от 35 лет и выше.

Профессиональное училище обладает серьезным преимуществом в организации различных видов дополнительного образования, поскольку располагает материальной базой и подготовленными кадрами, что позволяет выжить в борьбе с уже возникающими конкурентами. Поэтому было решено создать на нашей базе многопрофильный центр по дополнительному образованию, в котором любой человек мог бы овладеть несколькими профессиями и таким образом обеспечить свою конкурентоспособность на рынке труда. Сейчас обучение безработных ведется по ряду профессий: кузнец ручной и механической ковки, токарь, газоэлектросварщик, сантехник, слесарь по ремонту сложной бытовой техники, электромонтер промышленного оборудования, швея, портной, закройщик. Для того чтобы добиться поставленной цели, пришлось даже брать на себя ответственность за трудоустройство переобученных граждан.

Лицей также становится центром для подготовки и переподготовки учителей труда и общетехнических дисциплин. В этом плане ведется работа с региональным институтом повышения квалификации.

Параллельно с этим мы развивали сеть оказываемых дополнительных образовательных услуг для школьников города, восстановили старые и забытые возможности по допрофессиональному обучению школьников, что попутно помогало и решать проблему качественного профессионального отбора, и налаживать связи и контакты со школой, повышать авторитет учебного заведения.

Следующим этапом стала смена статуса профессионально-технического училища на статус профессионального лицея. Это позволило перейти на качественно новый уровень подготовки кадров и создало условия для развития сотрудничества с департаментом образования города Иркутска.

Самой сложной задачей стала разработка модели многоканального финансирования. В «Основных направлениях деятельности Министерства образования РФ» на 1998/99 учебный год есть такое направление – «развитие в первую очередь для учреждений начального профессионального образования принципов многоканального финансирования, включая использование механизма соучредительства», но мы до сих пор не имеем на руках никаких юридических документов. Поэтому каждое учреждение профтехобразования вынуждено действовать на свой страх и риск, выстраивая собственную схему привлечения дополнительных средств из регионального и муниципального бюджетов.

КАКИМ ОБРАЗОМ ЭТО ПРОИСХОДИТ В НАШЕМ ЛИЦЕЕ

1. Привлечение средств из городского бюджета на развитие спортивной базы с целью создания хороших условий для занятий физкультурой и спортом учащихся лицея и подростков города. Так, на привлеченные средства городского бюджета в 1998 году осуществлен ремонт спорткомплекса, приобретено новое спортивное оборудование для школы бокса, решен вопрос с оплатой работы тренеров из городского бюджета.

2. В бюджет города на 1999 год внесена строка о выделении денежных средств на содержание спортбазы, летний отдых спортсменов, оплату тренеров и проведение спортмероприятий.

Денег у нас нет, а значит, надо их зарабатывать – таковы реалии сегодняшнего дня. Перед нами встал вопрос серьезного подхода к экономному расходованию всех имеющихся ресурсов. Одной из реальных возможностей получения дополнительных внебюджетных средств являются учебно-производственные мастерские. Чтобы загрузить их работой, то есть заказами, необходимо было развернуть рекламную кампанию, бороться за выпуск качественной продукции, найти и удержать постоянных клиентов.

Мы предложили школам города свой перечень услуг: ремонт, изготовление парт, ограждений, столярных изделий. Департаменту образования предложили свой бизнес-план по организации горячего питания школьников. Наши предложения были рассмотрены и приняты. В настоящее время мы кормим до 1900 школьников и студентов в день. Мы не стали отказываться от многолетних наработанных связей с бывшими колхозами и совхозами и продолжаем оказывать им помощь в уборке картофеля и овощей, но расплачиваются они с нами не деньгами, а теми же картофелем и овощами, которых хватает на весь учебный год.

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ДОХОДЫ ЛИЦЕЯ № 1

Учебно-производственные
мастерские …………...................760 тыс. руб.
Швейные мастерские ….………. 100 тыс. руб.
Столовая .....……..……………….. 140 тыс. руб.
Подготовка кадров …..………...… 42 тыс. руб.
Центр занятости…………………… 92 тыс. руб.

То, что наработано годами, играет большую роль в сегодняшней жизни лицея, и это ни в коем случае нельзя терять. К сожалению, экономика – вещь жесткая, и в ней есть понятие «пороговые показатели»: если через них шагнуть – начнутся разрушения. Как говорил великий Резерфорд: «Денег у нас мало – надо думать».

Людмила ЛЮБИМОВА,
директор профессионального лицея № 1
г. Иркутск

Профессиональный лицей № 1 – одно из старейших учебных заведений Восточной Сибири. Он был открыт 13 сентября 1868 г. как ремесленное училище, готовившее специалистов по следующим профессиям: портное, сапожное и башмачное, переплетное, кузнечное и слесарное, токарное, столярное и плотницкое дело.

В 1922 г. учебное заведение получило новый статус – рабочий техникум, а в последующие годы претерпело еще ряд переименований: индустриально-профессиональная, профессионально-техническая школа, фабрично-заводское, ремесленное училище. С 1958 г. – городское профессионально-техническое училище № 1. В 1960-е годы появился «электронный» профиль: ГПТУ № 1 выпускало теле- и радиомехаников, обучало работе на станках с программным управлением.

В 1995 г. в училище был открыт областной музей истории профессионально-технического образования.

В 1998 г. училищу был присвоен статус лицея. На сегодняшний день здесь обучается 695 человек по восьми специальностям:

  • сварщик (электро- и газосварочные работы)
  • электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
  • мастер столярно-плотничных и паркетных работ
  • автомеханик
  • повар-кондитер
  • портной
  • закройщик
  • оператор швейного производства

Силами учебно-производственных мастерских ежегодно выполняются заказы на общую сумму 1,5 млн рублей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru