Нина БУРДИНА:
«Мы пытаемся создать свою систему проверки
качества образования»
О Московской области педагогические издания
пишут не часто. За шумихой вокруг очередных
грандиозных проектов руководителей столичного
просвещения как-то забывается, что совсем рядом,
в получасе езды, совершенно иное образовательное
пространство, иные подходы к решению многих
проблем, иной опыт. Поэтому сегодня наш гость –
начальник Главного управления образования
администрации Московской области Нина
Георгиевна БУРДИНА.
– Нина Георгиевна, в чем, на ваш взгляд,
специфика образовательного пространства
Московской области сравнительно с другими
регионами?
– Прежде всего это один из наиболее населенных
субъектов Российской Федерации: здесь проживают
более 7 миллионов человек, из них почти 2 миллиона
детей. Экономическое положение области во многом
парадоксально: с одной стороны, она является
донором федерального бюджета, имеет развитые
научный, промышленный и военно-промышленный
потенциалы; с другой стороны, регион не имеет
своего областного центра, а в его составе есть
целый ряд дотируемых сельских районов. Эта
специфика экономической структуры приводит к
неоднородности образовательного пространства
региона.
Сейчас мы пересматриваем областной закон об
образовании: жизнь внесла очень многие
коррективы. В частности, собираемся вносить
изменения, связанные с работой методической
службы, которая сегодня на местах
недооценивается. Мы пришли к выводу, что в каждом
районе должен быть не методический кабинет в
старом понимании этого слова, а муниципальный
центр дополнительного профессионального
образования педагогов, и основное внимание в
деятельности таких центров должно быть
сосредоточено на том, чтобы научить учителя
аналитико-диагностической работе. Мы пытаемся
создать свою областную систему проверки
качества образования. Эту экспериментальную
работу возглавляет профессор Решетников. За
четыре года есть очень интересные находки, и я
думаю, что в 2000 году мы выйдем на утверждение этой
программы.
Еще одна особенность связана с введением в
действие закона о местном самоуправлении. На мой
взгляд, наш губернатор в свое время принял очень
мудрое решение, передав часть своих полномочий
главам городов и районов. Сейчас мы находимся в
начале большого пути, связанного с созданием
муниципальных систем образования. Важным
элементом этих систем должны стать
муниципальные детские дома: сейчас очень
серьезно стоит проблема социального сиротства, и
мы убеждены, что нельзя ребенка увозить со своей
территории.
– Говоря о своих взаимоотношениях с
муниципальными структурами, многие ваши
коллеги-управленцы жалуются на отсутствие
управленческой вертикали. Для вас это тоже
острый вопрос?
– Я бы не сказала, что мы испытываем какие-то
особые проблемы в этой области: у нас четко
разделены сферы влияния. Общая региональная
политика по организационно-педагогическим
вопросам – таким, как питание детей или
обеспечение школ учебной литературой, –
вырабатывается на совете начальников управлений
образования городов и районов. Поэтому у меня
сегодня нет необходимости лезть в сферу
компетенции заведующего роно.
Главное, на чем держатся наши контрольные
функции, – выполнение на местах закона об
образовании Московской области. Если в большом
количестве поступают жалобы от родителей или
учителей из какого-то района, мы выезжаем на
место, изучаем положение дел, встречаемся с
родителями, выступаем по кабельному телевидению.
И выносим решение: да, уважаемые коллеги, сегодня
у вас не в порядке с тем-то и тем-то. Позже на
совете начальников управлений они отчитываются
о том, как устраняют недостатки.
– Каков статус совета руководителей
муниципальных органов управления образованием и
как часто он собирается?
– Это общественный орган, который собирается
один раз в три месяца. Кроме него, у нас есть еще
одна схема взаимодействия с муниципалитетами.
Один раз в год мы выносим наиболее жгучие
проблемы образования на областное собрание
ассоциации глав городов и районов. По итогам
обсуждения принимается решение областного
собрания, которое для нас является обязательным
к выполнению.
Еще один интересный момент наших
взаимоотношений с муниципалитетами – это
аттестация образовательных учреждений. В законе
прописано, что этим должен заниматься
независимый орган, но это положение выглядит
несколько абсурдно: независимый от кого? Это же
профессиональные вопросы, и здесь не привлечешь
понятых с улицы. Поэтому у нас главную роль в
аттестации играют эксперты – директора, завучи,
лучшие учителя из других районов, которым и
принадлежит право решающего голоса. На сегодня
мы уже аттестовали порядка 20% всех наших
образовательных учреждений – и пока ни одной
конфликтной ситуации на этой почве не возникло.
– А как быть с назначениями заведующих роно –
вы можете на них повлиять?
– Здесь есть серьезные вопросы, обычно
остающиеся как бы за кадром. В областном законе
об образовании записано, что назначение
начальника районного управления образования
осуществляет глава районной администрации при
обязательном согласовании с начальником
Главного управления образования. В случае если
согласовать позиции с главой администрации мне
не удается, я говорю ему: «Тогда мы оформляем наши
разногласия юридически, и я снимаю с себя всякую
ответственность, если у вашего протеже возникнут
серьезные профессиональные проблемы». И всегда
по прошествии времени оказывается, что мы были
правы.
– Какова доля расходов на образование в
бюджете области?
– В консолидированном бюджете она достигает 10%.
Если же смотреть по районам, то здесь разброс –
от 7 до 20%.
– Есть задолженности по зарплате и отпускным?
– Из семидесяти муниципальных образований
задолженности – от одного до шести месяцев – в
десяти. Семь районов согласились на предложение
губернатора централизовать средства на зарплату
учителей на уровне области, и вот здесь никаких
проблем нет. У нас есть долг и по отпускным, и по
зарплате в учреждениях областного подчинения, но
к 1 сентября, думаю, эти вопросы будут сняты.
– А как вам видится решение проблемы
задолженности?
– Прежде всего хотела бы отметить, что я
совершенно не согласна с идеей
«демуниципализации» учреждений образования. На
мой взгляд, школы и детские сады выжили в этот
трудный период только потому, что они были на
муниципальном бюджете. Пример Московской
области – яркое тому подтверждение. Так, за
истекший учебный год мы сделали капитальный
ремонт на сумму 80 млн рублей – такого не было и в
старые добрые времена! Если бы не работа
муниципалитетов, ничего этого не было бы. Поэтому
вопросы о собственности на здания,
ответственности за их содержание и о зарплате
надо развести – это две совершенно разные
проблемы.
Я убеждена, что за зарплату должно отвечать
государство, а за все остальное – коммунальные
платежи, подготовку к новому учебному году и так
далее – местные власти. В нашей области уже
многие главы городов и районов дозрели до идеи
соучредительства и многоканального
финансирования учреждений образования, но, к
сожалению, пока нет никаких нормативных
документов для правового оформления таких
отношений.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|