Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/1999

Архив
Т.ФРОЛОВА
ведущий сотрудник ИПИ РАО, кандидат педагогических наук

Новые идеи – это всегда движение в неизвестность.
Но именно в этом движении рождается свобода учителя

Всем известно: первого сентября только первый урок – праздничный. А со второго начинаются рабочие будни. Так и у нас в газете. На редакционных столах – первосентябрьские поздравления рядом с откликами на летние номера. Честно говоря, мы очень ждали этих первых писем: как воспримут наши читатели идеи Школы сотрудничества? Созвучны ли они сегодняшнему настрою учителей, не слишком ли романтичны? Могут ли стать фундаментом живой педагогической практики? Когда мы задумывали публиковать эти материалы, нам было важно, чтобы возникло поле дискуссии, потому что Школа сотрудничества открыта для новых идей.

Лето – пора отпусков и свободы от профессиональных дел и педагогических проблем. Но, как будто вопреки естественному желанию расслабиться, газета «Первое сентября» дала такую мощную обойму педагогических идей, что возникло желание поразмыслить о прочитанном.

Первое чувство, которое возникает после прочтения, – это радость от того, как много самоотверженных и творческих людей в сфере образования. И тех, кто их находит и рассказывает о многотрудном продвижении в этой очень непростой и неустойчивой системе. Думаю, такие люди были и будут всегда – работа с детьми это предполагает. Но есть и многочисленная армия тех, кто уравновешивает эту систему. И тогда понятен смысл горького замечания А.Адамского – «самая большая трагедия российского образования в том, что не успевают укореняться инновации». Может быть, причина в том, что основная масса школ, педагогов не успевает освоить многие изобретения и открытия. Они по своему складу не экспериментаторы, тяготеют к стабильности. И сейчас наступает их время? А у других (творцов) – пора осмысления и нового созревания?

Не знаю, так ли это, но осваивать и выбирать есть из чего – пять номеров “Первого сентября” тому доказательство. Было бы желание и условия.

В специальных выпусках газеты представлен довольно широкий спектр инновационного движения педагогики нынешнего столетия. И прежде всего движения в сторону развития гуманистических отношений взрослых и детей, признания самоценности детства, способности ребенка к самостоятельности в учении, формировании своего взгляда на мир.

Многие из представленных идей, направлений мне близки и понятны, так как участвовала в реализации некоторых из них, когда еще студенткой работала в пионерском лагере «Орленок» в 60-е годы, в экспериментальном лагере «Маяк» под руководством Олега Семеновича Газмана. Затем в Институте педагогических инноваций занималась научной разработкой и практической реализацией идеи педагогической поддержки, подготовкой программы освобожденных классных воспитателей.

За реализацией некоторых идей постоянно наблюдаю, так как эту работу ведут знакомые, уважаемые мной педагоги (А. Тубельский, И.Фрумин, О.Леонтьева...). Другие только начинают постигать и осмысливать (например, идею вероятностного и диалектического обучения, идею города как школы, школы-парка и др.).

Думаю, эти материалы станут неоценимым подспорьем и директорам школ, и педагогическим коллективам, стремящимся к совершенствованию своего мастерства, поиску новых способов обучения и воспитания.

Расширился и значительно обогатился круг и география Школы сотрудничества. Оказалось, что сама по себе идея сотрудничества живет, привлекает ученых и практиков. Она стала символом нового взгляда на педагогическую деятельность, ценностью современного образования.

Безусловно, представленные идеи нуждаются в серьезном научном отборе и анализе. Само понятие «идея» во многих случаях употребляется условно, за ним подчас стоит просто новый подход к преподаванию, воспитанию, а не общефилософский смысл. То есть речь больше идет о технологии, новом методе.

Интересно, какие идеи из представленных в газете востребованы педагогами массовой школы, как происходит процесс их освоения, кто является их инициатором – директор или рядовые педагоги? Ведь нередко можно встретиться с искусственным насаждением новаций ради укрепления статуса школы, получения новой вывески, удовлетворения амбиций директора. Личность лидера – отдельная проблема для нетрадиционно работающих школ. Бывает и так, что носитель идеи (как правило, директор) незаметно сам становится этаким царьком. Он лучше других знает, как и что следует делать. И он незаметно становится в ту же авторитарную позицию. В таких случаях идею ждет плачевная участь – под палкой она не живет. Превращается в свою противоположность, и от этого страдают дети.

Мне приходится часто наблюдать, как в погоне за модой многие авторитары очень быстро становятся «гуманистами». И начинают действовать более изощренно по отношению к детям, прекрасно осваивают способы манипуляции. Приспосабливаясь к переменам, они включают в арсенал своей деятельности слова «сотрудничество», «поддержка», «защита ребенка» и др. Но эти понятия присутствуют в их сознании в виде разноцветных стеклышек, которые, как в детском калейдоскопе, в зависимости от вращения приобретают разный рисунок.

С этим мы часто сталкивались, работая по программе «Классный воспитатель». На первых порах администрация школ и весь коллектив воспринимают идею введения освобожденного классного воспитателя на ура. На деле, когда тьюторы начинают серьезно отстаивать права ребенка, показывать учителям-предметникам, классным руководителям истинные причины неуспехов и неудач учеников и необходимость видеть и слышать каждого ребенка, у многих возникает раздражение по поводу вмешательства в их систему работы, необходимость менять сложившиеся стереотипы, прикладывать дополнительные усилия.

И ведь во многих школах программа сорвалась по причине того, что ее участники по-разному держали калейдоскоп и видели в нем разную картинку. Нужна была команда единомышленников. Там, где это случилось, тьюторы (наставники, классные воспитатели) сохранились и школа, а главное – дети во многом выиграли. В большинстве же школ эту должность тихо убрали по причине нехватки денег или просто потому, что слишком хлопотно с этими классными.

Наверное, одна из основных трудностей инновационных процессов состоит в нахождении или скорее выращивании команды единомышленников. Как правило, в школе очень силен дух сопротивления всему новому. Потому что новое требует в первую очередь изменения себя. А не каждому этого хочется – легче жить в привычном, устоявшемся мире.

Новые идеи – это всегда движение в неизвестность. Знаю, как трудно директорам инновационных школ подбирать команду. Приходится расставаться с нужными предметниками, которых порой ой как непросто найти, менять своих помощников, устраивать творческие учебы и требовать от педагогов рефлексивного анализа.
Остаются, как правило, те, кто является педагогом по призванию, а не просто урокодателем. Таких немало, и их надо поощрять, лелеять и холить. И платить большие деньги.

Мне кажется, что Школу сотрудничества необходимо начинать при подготовке студентов в педагогических университетах. И не просто излагать содержание идей, а помогать студентам развивать способность к творчеству и рефлексии, чтобы, придя в школу, они умели думать и перестраиваться. Дети не терпят застоя. Им нужен свободный учитель.

В процессе чтения, конечно, возникали вопросы:

Каковы результаты привнесения в российское образование зарубежных идей и моделей образования?

Можно ли искусственно остановить инновационный процесс?

Каким должен быть педагог, стремящийся воспитать свободную личность?

В какой степени школа прислушивается к голосу родителей при выборе индивидуальной модели образования?

Эти и другие вопросы, надеюсь, могут быть обсуждены на Соловейчиковских чтениях.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru