Тайна открытой двери, или
О чем говорить с девчонками
Записки школьного психолога
Он
входит с изменившимся лицом и говорит:
– Я знаю все!
Под мышкой у него внушительная стопка
специальных книг по сексологии и какие-то
журналы в блестящих обложках. Он решителен и
грозен. Он шмыгает носом.
Я с трудом узнаю его. За лето он вырос на десять
сантиметров. Руки высовываются из рукавов
школьной куртки чуть не по локоть.
– Хорошо, – говорю я.
Я никогда не говорю “плохо”. И именно поэтому
они приходят ко мне. Он раскладывает свою
подмышечную библиотеку на столе – блестящие
журналы – и говорит с задумчивой грустью:
– Я не знаю только, что такое... Вот зашел
спросить...
Я спокойно объясню. На любой вопрос, заданный мне
на эту тему, любой спрашивающий получит
правдивый ответ. Но содержание ответа будет
существенным образом зависеть от возраста и
уровня развития спрашивающего. Если бы об этом
меня спросил первоклассник, я бы ответил, как это
называется на языке специалистов. И все. Без
ненужных ему подробностей. И, конечно, я
обязательно спросил бы, почему он спрашивает. И
сейчас, конечно, тоже спрошу:
– А почему ты этим заинтересовался?
– А я, ну как сказать, короче... стесняюсь
знакомиться с девочками, которые мне нравятся. А
если познакомлюсь, то не знаю, о чем говорить, ну и
как вообще... Ну и вот решил изучить...
Он,
значит, считал, что преодолеть застенчивость
будет легче, если знать, на какие места на теле
женщины нужно нажимать, как на кнопки, чтобы
успешно привести ее в состояние, согласное с его
собственной подростковой гиперсексуальностью.
Прекрасный план! Но я не смеюсь над ним. Этот
мальчик молод и неопытен. Но он пришел ко мне как
к старшему другу. И я могу ему помочь. Я говорю:
– Но ты же не будешь начинать знакомство с
девочкой с таких разговоров?
Он обдумывает этот вопрос.
– Да, – говорит он, – наверное, начинать нужно с
чего-то другого...
– А что ты чувствуешь, когда смотришь на девочку,
которая тебе нравится? – спрашиваю я.
И с этого момента между нами начинается более
содержательный и полезный для него разговор.
Собственно, разговор и начинается с этого
момента. А все остальное – лишь способ
установления контакта. Но без контакта, без
доверительности нет хорошего разговора.
Чистая правда и чистая ложь
Свой дневник, свою рабочую тетрадь я заполняю в
основном во время перемен, между уроками, и
поэтому в шутку называю ее “книгой перемен”. Но
есть в этом названии и нешуточный прямой смысл.
За время обучения в школе, с 6 до 16, с нулевого по
десятый, растущий, развивающийся человек
меняется очень сильно, до неузнаваемости.
Меняется с неожиданностью пластилинового
мультфильма и общество, внутри которого
происходит волшебство становления человеческой
личности. Эти перемены бывают порой драматически
трудными для развивающейся психики. Мы любим
идею раскрытия в человеке его подлинной высокой
сущности. И
если малышу или подростку вдруг станет
непосильно трудно на этом пути, рука помощи
должна быть протянута. И за это отвечаю я.
Монстр
и классик советской литературы устами одного из
своих отрицательных, но умных героев высказал
поразительную по своей психологичности мысль.
Чистая ложь может быть убедительнее и
достовернее чистой правды. Например, всякий
нормальный трехлетний ребенок верит, что могут
существовать девочки всего в один дюйм ростом. И
он не верит, что если не мыть руки перед едой, то
от этого может заболеть живот. Хотя первое –
чистая ложь. А второе – чистая правда.
Родители наших учеников, понуждая своих чад к
учению, знают кнут и пряник, но они не знают и не
верят, что само учение может быть удовольствием.
Ни один нормальный, замученный уроками школьник
не верит античному мудрецу Фалесу,
провозгласившему: блаженство тела – здоровье.
Блаженство ума – знание. Удовольствие не от
награды за учение, а от самого учения – вот
неизвестное, но божественное переживание. И
школьный психолог – пророк его.
Учитель лучше психолога знает предмет. Психолог
лучше учителя знает юных субъектов, этот предмет
осваивающих. Или можно сказать так – учитель
знает, чему учить. А психолог знает, кого. Если
учитель с психологом договорятся, они смогут
наилучшим образом решить вопрос, как этого кого
пригласить научиться чему положено.
Договориться психологу с учителем не всегда
просто. Учителя ревнуют “своих детей” к
странствующим по классам психологам.
Договоримся о четырех китах
Считается, что наша работа в школе стоит на
четырех китах: диагностика, коррекция,
профилактика, консультирование. Разделение во
многом условное. Это все равно что сказать –
человек состоит из головы, туловища и
конечностей. А теперь на основе этого
безошибочного знания приступим к анализу романа
“Война и мир”, в котором действуют более пятисот
персонажей. Ну невозможно заниматься чем-то
одним! Отдельным. Консультирование невозможно
без диагностики. Коррекция часто является
средством профилактики. Любой метод коррекции
дает материал, обладающий диагностической
ценностью. И так далее. Киты оказываются
объединенными в систему наподобие головастиков
китайской монады. Психолог работает с учениками,
с родителями, с учителями. Систематически и
системно. И в этих же четырех направлениях он
работает над собой. Он должен уметь четко
формулировать цели своей работы. Потому что для
тех, кто никуда не плывет, не бывает попутного
ветра.
Бывают ребятишки с достаточным потенциалом
интеллектуального и личностного развития, но с
пониженным ресурсом произвольного внимания. Для
таких урок должен длиться 25 минут. А потом им надо
отдохнуть – побегать, поиграть,
поничегонеделать. И они бы прекрасно усвоили
соответствующую их возрасту школьную программу.
Но урок длится 45 минут. Ресурс кончается, ученик
начинает вертеться, он мешает учителю вести урок,
мешает другим ученикам слушать. И учитель
принимает меры: кричит на него, выгоняет за дверь,
добивается перевода в класс для отстающих (а там
наш непоседа все равно мешает, и его и оттуда
выгоняют, чтобы не мешал. Хотя программа там ниже
его способностей и ему вдобавок еще и скучно).
Нарастают комплексы, аффекты взаимной
неадекватности, и в конце концов ученика
переводят во вспомогательную школу. А там ему еще
хуже. Он начинает хулиганить всерьез.
Связывается с дурной компанией. Так ломаются
судьбы. А если бы урок длился 25 минут, все шло бы
нормально и в свое время выровнялось бы до полной
нормы. Я адвокат таких ребятишек. Я помогаю
учителю распознать, кто есть кто в 1 “Б”. И решать
проблемы не уродующими душу способами. Например,
дать непоседе задание открыть окно в середине
урока или индивидуальное задание, не требующее
чрезмерной для него концентрации внимания, а
может, и всем классом сделать среднюю часть урока
игровой, что при достаточной квалификации
учителя совсем не значит – бесполезной для
программы.
Похвала длинным коридорам
Очень трудно установить доверительный контакт
с ершистым самоутверждающимся подростком. Есть
закон природы, по которому в переходном от
детства к молодой взрослости возрасте для
подростка важнее общество и мнение сверстников,
чем мнение младших, которых он далеко обогнал,
или старших, с которыми он вступает в
конкуренцию, в последний, как ему кажется, и
решительный бой за свободу и власть над миром.
Даже в сообществах животных, например у
ластоногих и копытных, животные условно
подросткового возраста держатся отдельным
стадом.
Наладить контакт с закусившим удила
социализации подростком трудно. Но можно – это
легче – не потерять контакт с доверчивым и
любящим вас малышом. То есть сохранить уже
имеющийся, налаженный предварительно контакт к
тому времени, когда в нем начинают бродить дрожжи
пубертата. Умные школьные психологи пользуются
этой уловкой и много работают в младших классах
– часто приходят, знакомятся, играют, дружат.
Измученные буйными восьмиклассниками педагоги
говорят мне: что ты торчишь в первом – третьем,
там и проблем-то нет. Ты приди к нам, попробуй
найти на наших управу. Я прихожу и нахожу.
Учителям даже обидно. Что это: фокус? Колдовство?
Нет. Просто (“просто!” – в жирных кавычках) я
дружил, играл с этими балбесами, когда им было и 7,
и 10 лет, и в отличие от вас эту дружбу и взаимное
доверие не потерял.
Я
иду по коридору этажа, на котором занимаются
младшие классы. Во время урока все двери из
класса в коридор открыты. Зачем это делается? У
нас так заведено, что ученик может, если ему надо,
молча и тихонечко покинуть на время класс, не
спрашивая разрешения учителя. Мы доверяем своим
детям – дети доверяют нам. Открытая дверь класса
означает твою свободу. Это не тебя заперли и учат
против твоей воли, а ты сам пришел и учишься. Ни
массовых покиданий классной комнаты, ни побегов
домой в нашей школе при такой системе не было.
Более того, опыт показывает, что открытая дверь
работает таким образом, что через нее выходят
реже, чем через ту, которую приходится открывать
и закрывать за собой.
Психолог более свободно выстраивает и
регулирует межличностную дистанцию в ходе
общения, чем это принято в классической
педагогике. Учитель всегда мудрый (чаще -ая),
полубожественный, далекий. Это судья. Это
небожитель. Мы должны благодарить его за каждое
явление своей благодати на грешную классную
землю. А психолог может превращаться. То он “свой
парень”, то загадочный представитель высших сил,
а то корректный посредник между учеником и
учителем. Свое отчество и ученые титулы он может
снимать и надевать, как шляпу.
А у учителя шляпа часто оказывается приклеенной.
“Горе от ума” с элементами психодрамы
В одной из книг для молодых родителей написано
примерно следующее. Если ваш ребенок вас ни разу
не ослушался, если он всегда в одинаковом
спокойном, ровном настроении, никогда не
выдумывает небылиц и не позволяет себе озорства,
если он безропотно выполняет все ваши требования
и поручения, – немедленно обратитесь к врачу.
Он серьезно болен. Еще в университете я впервые
услышал и полюбил знаменитую психологическую
теорему: личность начинается со слова “нет”.
Человек, всегда согласный, подобен даже не
пластилину, а пустоте. Сегодня он согласен с вами,
завтра с ними, а послезавтра с кем ни попадя. Он не
оказывает сопротивления ситуации. Его нет. И о
том, какой он, мы не можем ничего сказать. И
воспитать его мы тоже не можем. Разве можно
воспитать пустоту? Поэтому я не боюсь ни
капризности малышей, ни упрямства подростков.
Здесь есть с чем работать. Обратить дурно
направленную энергию сопротивления ситуации в
нужную для гармоничного развития сторону. В
таких случаях по крайней мере налицо инструмент,
подлежащий настройке. Психолог и есть в
известном смысле настройщик.
Сакраментальное “там лучше, где нас нет” –
соблазнительное убеждение. И правда, у нас здесь
многое не так хорошо, как хотелось бы. И зима
холодная, и зарплата аритмичная, а теперь вот еще
перестали подвозить красный кирпич, необходимый
для строительства школьного культурного центра.
И все-таки я соблазняюсь другой формулой: там
лучше, где мы есть. Хотя бы на такую единицу
измерения, как “мы”.
Сегодня вечером у меня репетиция. Это мы со
старшеклассниками в школьном клубе общения
ставим спектакль. Что-то вроде свободных
фантазий на тему “Горе от ума” с элементами
психодрамы. Это страшно интересно. Потому что
рождающийся по ходу репетиций текст позволяет
красиво работать почти со всеми важными для
ребят проблемами. Я люблю, а меня не любят. Какой
смысл в учении? Все хорошие места схвачены
родственниками потомков Фамусова. Ничтожество в
образе героя. Бороться или бежать? И миллион
других.
За окном шум могучего мотора. Ого! Поставки
красного кирпича возобновились, молодец
директор. Значит, премьера будет уже в новом зале.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|