Старинная азбука бытия
Ее буквы здесь, на Верхокамье, идут от
отцов к сыновьям против течения времени
Ежедневная суета закручивает, выбивая
землю из-под ног. Бывают дни, когда совсем не
понимаешь, что происходит и зачем. Так хочется,
чтобы во всем, что делаешь, был хоть какой-нибудь
смысл. И вдруг оказываешься в местах, где из
высоких смыслов кажется даже воздух соткан...
...Опять мы стоим. Сначала подсаживали пеших
путников (когда еще кто-нибудь проедет, а им идти
далеко!), а теперь вот коровы – черные, красные,
всякие. Мальчишка-пастух покрикивает, торопя их.
Они оглядывают ветхий автобусик и трутся боками
о его железные стенки. Шофер нетерпелив, ему
надоело ждать. Он заводит мотор и
медленно-медленно едет, подстраиваясь к
коровьему шагу.
Кругом – красная земля Верхокамья. Сюда с конца
XVII века бежали люди, не признавшие Никоновских
реформ. Затвориться в заповедных лесах и жить
“по отеческому благословению” – это был путь
спасения. Так началась жизнь, словно бы сошедшая
со страниц древнерусских рукописей: старина
стала образом бытия. Но мир все время предъявлял
свои требования – росли дети, надо было
заниматься хозяйством. Тогда и возникло
разделение на “мирских” и “соборных”,
существующее по сей день. Мирские вели дом,
работали на земле по технологиям, оставленным
предками: все должно было напоминать
дониконовские времена. А соборные молились за
всех вместе со своей духовницей (священников
здесь нет).
Монастырь в миру
Пока человек мал, ему легко погрузиться в
соборную жизнь, он еще чист, необмирщен.
Десятилетние мальчики и девочки шли в собор и
оставались там, пока не приходило время
создавать семью. В соборе учились старой грамоте,
порядку службы и уже в двенадцать лет запросто
могли петь в доме, куда позовут молиться. Потом
возвращались в собор стариками, когда хозяйство
и дети уже не держали и можно было снова думать о
вечном. Теперь, конечно, соборные – только
немногочисленные старушки. Они хранители веры и
старых обычаев. Существующая система строгих
запретов помогает им не соприкасаться с миром,
даже живя в нем, потому что все, что их окружает,
не имеет к нему никакого отношения. Это как бы
монастырь в миру. Одежда и обувь должны быть
самодельные, у каждого – своя посуда, пища
готовится и съедается отдельно, до последнего
времени соборным нельзя было пользоваться
никаким транспортом, кроме лошади. Только два
года назад, на Благовещенье, когда глиняные
дороги развезло – ни пешему, ни конному не
пройти, некоторые решились добираться на
праздник за несколько километров на тракторе.
Трава незабвения
Затвориться в заповедных лесах и жить “по
отеческому благословению” – это был путь
спасения. Так началась жизнь, словно бы сошедшая
со страниц древнерусских рукописей: старина
стала образом бытия
Высоченные сосны и ели, пруды, отливающие по
вечерам молоком, два века сберегали их. Лес
превращался в стены избушек, становился пахотной
землей, вырубленный и выжженный. Почти все
деревни – бывшие починки, устроенные в дебрях
отделившимися старшими сыновьями. Андронята,
Прохорята, Васенки, Левята – деревни с такими
нежными человеческими именами. Будто маленькие
крестьянские ребята спрятались среди клевера и
наблюдают за тобой. Так люди сохраняли память о
первых поселенцах. Прохорята – это значит здесь
живут потомки некоего Прохора.
Память в этих местах вообще очень важная вещь,
много чего на ней держится. Даже трава помогает
не забывать. Крохотные, почти игрушечные
деревеньки. Дома в них старые, с низко
надвинутыми крышами. Зимой здесь очень холодно,
поэтому и двери низенькие, чтобы тепло не ушло. А
вот и другой смысл: поклонись всем, уважь. Двери
всегда открыты. А внутри пахнет хлебом, пирогами,
молоком.
…А меж домов – фиолетовые коврики. Это печальная
трава кипрей. Она всегда вырастает на месте
бывшего дома ровно по контуру. Жили раньше люди
по семнадцать человек в избе, а теперь нет никого
– кто умер, кто в город уехал. А трава все помнит и
оставшимся не дает забывать.
Расти большой!
Иду по дороге, пылища, дождей давно не было. За
спиной топот. “Здравствуйте!” –
мальчишка-почтальон пронесся на рыжем жеребце по
своим неотложным делам. Я его не знаю, и он меня, а
все равно “здравствуйте” – пусть у вас все
будет хорошо. А малыши так и норовят
приветствовать хором. Один даже с забора не
поленился слезть.
Я всегда ошибалась, пытаясь угадать, сколько же
им лет. Пятилетние так здраво рассуждали о
покосе, что меньше восьми лет я им и не давала.
Каждый вечер встречают коров с пастбища. Они
слушаются, плавно вышагивая рядом. Так и идут по
дороге три пары ног, головы-то пастуха и не
видать. Всякая живность в доме на них – куры,
гуси, поросята... Величественные, исполненные
достоинства маленькие хозяева. Видимо, это уже в
крови, здесь всегда жили крепкие люди, две коровы
и пара коней никогда не считались признаком
богатства, а лишь насущной необходимостью: поди
прокорми без этого всю ораву! Потому так трудно
приживались тут колхозы, на крови вырастали
новые порядки.
Ребятня целыми днями на улице, старшие
приглядывают за малышней, как и сто лет назад. В
деревне только они да старые старики, остальные в
поле. Вроде бы каникулы, а учение происходит
ежедневно: смотри и запоминай. Отец косит сено
литовкой, мама поставила в печь картофельные
шаньги, блаженные запахи окутывают со всех
сторон. А если бабушку хорошенько поспрашивать,
столько всего расскажет!
Дети на веревочке
Мир пытался поймать хотя бы детей: они
ходили в школу в лаптях и поясках поверх
самотканых сарафанов, а на пороге доставали из
сумки красные галстуки
Интерес к старине возникает из удивления.
Почему это бабушка все время ходит в темном
дубасе (это женская одежда особого покроя,
которую должны носить соборные), а мама в платье?
Для чего она хранит лапти, кому они нужны?
“Мне нужны, как же к Богу в ботинках-то идти?
Сказывают, гора та больно крута, кто в лаптях,
тому легко. Лапти-то крестом плетены”.
Глаза горят, страшно интересно, и внучок
спрашивает и спрашивает.
Истории о детстве яркие, вспыхивают цветными
картинками. Ефросинья Степановна рассказывает:
– Мы воспитывались не так. Делали зыбку из липы и
цепляли за очеп. А внутри – солома и холстина
старая. Солома намокнет, ее и выбросят. А бывало, и
червяки заводились. Которы робята старшие, на
полу спали, постелют одежу во всю избу и спят.
Странное и страшное было время, детство нынешних
стариков – двадцатые – начало сороковых. Бог
уберег от войны, да коллективизация прокатилась
так, что почти никого в живых не осталось. Кто
умер в Сибири, кто на колхозной работе
надорвался, кто на лесозаготовках померз – с
четырнадцати лет отправляли. Жуткие истории о
родах в поле рассказывают как само собой
разумеющееся.
– Я робят на веревочке ростила, – говорит Ирина
Кирилловна, нынешняя духовница в селе Сепыч.
– Как это на веревочке? – ужасаюсь я.
Очень просто, оказывается: пока в доме одни
малыши, смотреть некому, обвяжут веревочку
вокруг пояса – и к ножке лавки: ползай, а далеко
не заберешься, ничего не натворишь.
– Две недели на работу в колхоз не выйдешь,
выгонят. Дак я раз в яровую с работы пришла, печку
истопила, робят вымыла и ребеночка родила. А
свекровь сказывала, в поле родила, на другой день
дубасик накинула и пошла работать. Под суслон
малого положила, и все.
Жизнь в двух временах
Почти все они закончили только пять классов,
некогда было учиться, лет в двенадцать уже
работали, как взрослые. “А ведь еще и на вечерку
охота сбегать. Пляшем-пляшем, только лапти
свистят, а наутро копны возить”.
Мир пытался поймать хотя бы детей: они ходили в
школу в лаптях и поясках поверх самотканых
сарафанов, а на пороге доставали из сумки красные
галстуки. Смешно и страшно было жить в двух
временах, прошлом и настоящем: выходишь из дому с
одной косой, а за углом переплетаешь на две. Так
велят учителя. Не сделаешь – остригут, как парня.
А стриженой девке-то грех ходить, вот и
переплетали. Кому везло, можно было спокойно
учиться, а у кого-то дежурные на входе проверяли,
нет ли крестика. Многие родители изо всех сил
пытались сохранить веру в доме: молитва перед
едой была обязательна. А некоторые, боясь за
судьбу детей, ожидая будущих гонений,
сознательно не учили их старой грамоте.
Время держало цепко. Вырастали, уезжали в город,
родители умирали, а тут как раз стали маленькие
деревни расселять. Выросшие дети заводили в
дедовских домах приемники и телевизоры. А раньше
нельзя было молиться в доме, где электрическая
лампочка. Так постепенно все забывалось, старые
книги и вещи запрятывались подальше на чердак. И
нынешние родители хоть и крестят малышей, но уже
не учат молиться. “Все истекает у нас ныне, видно,
последние дни приходят”, – сокрушенно вздыхают
бабушки. Они живут с этим ощущением конца,
чувствуют себя единственными хранителями
истинной веры.
Хранители древностей
Первыми спохватились ученые-археографы, и вот
уже почти тридцать лет ездят в Пермскую область
экспедиции Московского и Пермского
университетов. А главное – самим местным жителям
это стало безумно интересно, особенно маленьким.
– Что это такое? – спросил однажды десятилетний
Сережка, копая картошку на огороде. Старый
рукомойник с отбитым носиком стал началом его
коллекции. Порылся Сережка на чердаке,
поспрашивал соседей, и стал дом заполняться
диковинными вещами: огромный деревянный
чайник-лагун для браги соседствовал с
веретенами, баграми и артиллерийскими снарядами
времен гражданской войны. Когда вещей стало
слишком много, мама разрешила занять угол амбара.
Он говорит важно: “У меня тут таблички будут, как
в настоящем музее в Кулиге”. Это они с классом
ходили в соседнее село, а там – замечательный
музей, который создали тридцать лет назад дети
вместе с учительницей истории Екатериной
Артемьевной Гавшиной. Бродили в каникулы по
деревням и собирали. В двух комнатах сельсовета
– пятьсот экспонатов: прялки, корчаги, одежда,
рукописные книги.
Сережка мечтает: когда-нибудь и у него в Мысах
будет нечто подобное, а пока делает полочки в
амбаре, чтобы разместить свою коллекцию. Старший
брат Вовка пополняет его фонды собственными
поделками – он плетет замечательные корзины,
умеет делать настоящие грабли, которыми
сено ворошат. А теперь еще собирается научиться
делать туески из бересты.
Изба – она же школа
Андронята, Прохорята, Васенки, Левята –
деревни с такими нежными человеческими именами.
Будто маленькие крестьянские ребята спрятались
среди клевера и наблюдают за тобой
А вот Анюта – та больше любит книжки читать. Ей
еще только осенью в школу, а она сама выучилась и
читает теперь 170 слов в минуту. Папа, Александр
Михайлович, недоумевает: кто успел научить? Ему
некогда, попробуй одновременно историю
преподавать да еще в университете писать
курсовые по традиционной культуре. Может, она
просто запомнила все, когда сидела на задней
парте в маминой малокомплектной школе?
Пятнадцать ребятишек разного возраста
занимаются в одной комнате, и Анюта с ними. Но
главная гордость отца – дочка разбирает старую
грамоту. Это уж он сам научил; добыл где-то
старославянскую Азбуку, и в два вечера ее прошли.
Теперь можно и Псалтырь читать.
Так было всегда: в Мухине, в Сепыче, в Андронятах
родители сами учили своих детей. Или это делали
специально приглашенные старики. В Сепыче и до
советской власти была школа, но Закон Божий в ней
преподавал православный священник
(“никонианин”, как говорят местные беспоповцы),
и взрослые обучали всем премудростям дома.
Только в советское время стали посылать в школу,
но по-прежнему все самое нужное для жизни –
нравственные правила, трудовые навыки, бытовое
поведение – перенималось под родной крышей.
Учились недолго, самое большее две зимы.
Собирались у кого-нибудь в избе и сначала Азбуку
хором читали, потом принимались за Псалтырь. Это
вообще уникальная книга в здешних краях – самая
затрепанная, потому что сопровождала человека
всю жизнь: сначала разбирал по складам, потом
родители благословляли брак. Я видела старые,
прошлого века, переписанные для себя крупным
крестьянским почерком, подклеенные ветхими
тряпочками и бумажками Псалтыри. Они обязательно
лежат в красном углу на скатерти (ни в коем случае
не на магазинной клеенке!), обернутые вышитыми
холстами или даже убранные в специальные книжные
мешочки-наволоки. Раньше каждый умел читать и
толковать, многие пели с детства духовные стихи.
Наша соседка баба Ганя с гордостью вспоминала,
как в детстве участвовала в праздниках вместе со
взрослыми: “Набьются в избу полно, так что девки
под столом едят, и все слушают Божественное,
навыкают. Девчонок старушки поставят за книги:
“Ну, читайте, приучайтесь”. И приучались так же
незаметно, как учились всякому рукоделию. Об
учителях вспоминали с благодарностью, даже о тех,
от кого веретеном по лбу можно было получить за
нерадивость. Потому что книги для них не просто
свет премудрости, это авторитет, за которым века.
Возвращение к себе
Потихоньку некоторые традиции снова
становятся частью жизни. Думаешь, они и не
исчезали вовсе, просто явились в новом качестве.
На Пасху и другие большие праздники многие
ребята с удовольствием надевают рубашечки и
пояски с кистями – знаки конфессиональной
принадлежности, участвуют в праздничных
молениях. В Мухинской начальной и в Сепычевской
средней школах существуют уроки традиционной
культуры. Энтузиасты-учителя вроде Анютиного
папы и директора школы Ирины Александровны
Балашовой ходят с ребятишками к старикам, учатся
прясть и ткать, мальчишки валенки подшивают, а
недавно сами избу срубили. Пусть пока макет на
полкомнаты, но все по правилам. Значит, и
настоящую когда-нибудь смогут.
В долгих разговорах за работой открываются им
человеческие судьбы. Мария Ивановна помнит, как
белые по улицам под барабан маршировали, как в
старой шерстобойне была школа, а Марья
Савельевна знает лечебные заговоры – надо же все
записать! Так рождается постепенно детская
история села – целая книга.
А теперь они очень хотят участвовать в работе
университетских экспедиций, самые старшие уже
умеют работать с вопросником, пробуют писать
дневники. Но главное – они не просто
интересуются стариной как чем-то экзотическим,
прошедшим. Они чувствуют: что-то новое появляется
в них самих, поэтому и стараются ухватить
уходящее, чтобы ниточка не порвалась.
Фото автора
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|