Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Великая бюрократическая эволюция продолжается

Новая школа несовместима со старой системой управления.
Но побеждает тот, у кого власть

В этом учебном году будет продолжаться великая бюрократическая эволюция в образовании.
Муниципализация объявлена ошибкой, юридического лица школам, по всей вероятности, уже не видать, общественные школьные советы умерли не родившись. Управленческие нововведения, направленные на установление общественного, гражданского управления школой, либо уже дискредитированы, либо вот-вот будут объявлены неэффективными. А эффективность системы образования теперь станут жестко связывать с выполнением законодательно установленных в скором будущем норм: федеральных образовательных стандартов, Федеральной программы развития образования, а еще через какое-то время – с выполнением основных положений национальной доктрины. Так будет потому, что все эти вещи – стандарты, программа и доктрина – будут приняты как законы, а это значит, что вопрос с ориентирами образовательной политики будет закрыт.
Законы не обсуждают. Их выполняют. Тех, кто законы нарушает, наказывают.
Все просто.
Вполне вероятно, что очень скоро мы услышим:
– Цели определены, задачи ясны. За работу, товарищи.


...Однажды в коридоре нашей редакции меня встретила пожилая учительница. Мы давно с ней знакомы, еще со времен матвеевской «Учительской», новаторского манифеста «Педагогика сотрудничества», клубов творческой педагогики «Эврика», днепровского ВНИКа и других знаменательных вех конца восьмидесятых.
– Зачем так много писать об образовательной политике? – не спросила, а строго упрекнула меня давнишняя знакомая. – Раньше этого не было и газета была лучше.
– Слишком много политики?
– Да, слишком много. Учителю это не нужно, учителю нужно то, с чем можно пойти на урок. Вы должны давать учителю материал общения с ребенком, стиль общения с ребенком, духовные ориентиры. Вы посмотрите, что вокруг творится?
– Что творится?
– Как что? Вся власть в школе переходит к инспектуре, аттестацией душат учителя так, как в середине семидесятых, чем беднее становится учитель, тем сильнее контроль над ним, тем больше гнет...
– Школьная власть – это и есть образовательная политика.
– А писать надо о педагогике.
– А образовательная политика – это и есть педагогика!
– Нет, это не педагогика, это сплошное безобразие.
На том мы и расстались, не переубедив друг друга.
Но чем больше я размышляю и над этим разговором, и над тем, как складывается образовательная ситуация в России, какое место занимает школа в жизни ребенка, над положением учителя, тем больше прихожу к выводу, что главной педагогической задачей сегодняшнего дня стала задача определения ориентиров образовательной политики.
Как бы мы ни были преданы собственно педагогике, гуманистическим, развивающим образовательным системам, как бы ни оберегали себя от, казалось бы, скучных и, казалось бы, никакого отношения к ребенку не имеющих тем образовательной политики – от них все равно никуда не деться. Потому что образовательная политика сегодня – самая важная педагогическая тема. Да, да, именно педагогическая.
Как ни грустно признавать, но стремительные изменения в мире и в образовании за последние пять лет привели к тому, что любые методические изменения, любые усовершенствования учебного материала практически не меняют общей образовательной картины.
Это происходит оттого, что произошла глобальная перенастройка образовательных целей.
Не тех целей, которые извне (государством, обществом, семьей) приписываются системам образования (российской, американской, голландской), а тех целей, которые образуются внутри самого образования.
Опыт последних лет, в том числе и опыт несостоявшихся реформ в российском образовании, показал, что теперь любые попытки навязать извне системе образования какие-либо цели или задачи обречены на провал.
Одна из характеристик постиндустриального информационного общества состоит в том, что система образования становится ведущей, а не ведомой в общественном, и экономическом, и политическом развитии общества, нации, страны.
Уже невозможно предписать образованию выполнение какого-либо социального заказа так, как это было раньше.
– А почему это раньше можно было определять заказ школе, а теперь нельзя, что, собственно говоря, изменилось?
Как только нам станет ясно, что изменилось, станут ясны и ориентиры образовательной политики.
Изменился образ будущего – он потерял свою определенность и гарантированность, стал предметом выбора и активных действий самого гражданина. Другими словами, будущее человека стало предметом его образования. И от этого обстоятельства все меняется. Потому что раньше школа была местом подготовки человека к заранее известному образцу. Это была школа-фабрика, и ее продукт был не только востребован, он был заказан потребителем – партией и государством. Теперь ситуация изменилась – нет никаких заранее известных параметров, на которые можно ориентироваться в проектировании модели выпускника.
Задача другая: в школе моделировать будущие формы общественной жизни и производства, нашей экономики и политики, этики и правосудия...
Но трудности нашей жизни, особенно школьной, заставляют тех, кто стоит у руля образовательной власти, напрягать все силы для решения сиюминутных, сегодняшних проблем. И, надо сказать, во многом ситуация за последние полгода заметно улучшилась. По крайней мере долги перед учителями по заработной плате значительно снизились.
Понятно, что достижения эти стали возможны в результате концентрации усилий, силовых действий правительства, ужесточения контроля за расходованием скудных денег. Централизация, усиление управленческой вертикали, ограничение прав образовательных учреждений, увеличение прав органов управления, уменьшение расходов на «необязательные» инициативы, тем самым уменьшение этих инициатив, – вот те реальные механизмы образовательной политики, которые действуют сегодня в образовании.
А поскольку они реальны и дают определенный эффект, в этом же направлении будут осуществлены и шаги, о которых мы написали вначале, – стандарты, Федеральная программа, национальная доктрина, значит, именно таким и формируется образ ближайшего будущего.
Не гражданское общество, в котором главное место занимает общественная и личная инициатива, а механизмы государственного нормирования и регулирования, жесткие меры по соблюдению этих норм.
...Самая острая педагогическая проблема сегодня: возможно ли в условиях катастрофического положения в образовании строить ориентиры образовательной политики в идеологии гражданского общества?
Это педагогический вопрос образовательной политики, ответ на который могут знать те, кто остается один на один за закрытой дверью классной комнаты, – учитель и его ученики.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru