Тихие ужасы моего городка
Может быть, именно благодаря детским страхам
мы впервые соприкасаемся с таинственной
стороной жизни
Есть обычные детские страхи: темноты, смерти,
одиночества. Думаю, что их пережил каждый даже
самый лучезарный ребенок. Я не была лучезарным
ребенком и, кроме темноты и смерти, боялась
привидений.
Иногда во время болезни, когда температура
достигала критической отметки, стирая грань
между явью и бредом, на месте привычных вещей,
старого дубового шкафа, например, вдруг являлось
нечто. Увеличивалось и росло на глазах –
огромное, набухшее, имени не имеющее.
Надвигалось, ползло на меня, и – любопытно – еще
до того момента, как кто-то любящий, нежно
спасающий клал на лоб ледяное полотенце, ужас
сменялся каким-то нечеловеческим спокойствием.
Содрогание, невозможность отвести взгляд от
темной надвигающейся громады – и неожиданное
расслабление: тяжелые веки, как шторки,
опускаются на воспаленные глаза. Я понимаю,
точнее, чувствую: если оно поглотит меня – не
останется ничего, ничего, о чем надо жалеть или
бояться. Внутри станет то же, что и снаружи: мрак,
чернота, глухой вязкий покой. Мокрое полотенце
снимало жар, возвращало достоверность
восприятию, и вскоре я испытывала несказанную
радость – то была неправда, морок, кошмар
болезни.
А что, если... А если в обычном, нормальном
состоянии я не скажу себе: “Стоп! Хватит!” –
упущу момент, когда разум еще готов отчаянно
сопротивляться наваждению, не справлюсь, не
осилю ужас?
Игра была опасной и захватывающей. Но все же
глубокой ночью, в кромешной тьме я от таких игр
воздерживалась. Соблазн дозволялся в сумерках,
во время недолгого обморока дня, пока он еще не
сдался ночи. Сидеть, замерев в кресле, в некотором
отдалении от окна (но за спиной должна быть
бабушка – только так!) и напряженно вглядываться
в засыпающий сад, в узловатые сплетения ветвей.
Вдруг средь них мелькнет нечто? Почему-то ожидала
я встречи с чем-то дымчато-серым, отдаленно
напоминающим фигуру в плаще с капюшоном,
медленно проплывающую за окном. Ни разу гримаса
воображения не одолела рассудок. Да и в глубине
души я была уверена, что никаких привидений нет.
Лишь однажды... Было это в деревне, в доме
деревенской моей бабушки. О приближении ночи
возвестила грустная тишина. Я отвернулась от
растворенного окна, из которого виден был
соседский дом. И, отвернувшись, стоя спиной к
окну, вдруг поняла, что в увиденном привычном
образе что-то не так. Что-то маленькое,
остренькое, черненькое на стрехе крыши как бы
дернуло зрительный нерв. Но днем ничего
постороннего на крыше не было! Резко
развернулась, чтобы сличить отпечаток (догадку?)
с оригиналом.
Там сидел чертик. Маленький, можно сказать,
обычный, если чертик, сидящий в сумерках на крыше,
– обычное явление. И даже не страшный, озорной
будто, каких обычно рисуют в детских книжках.
Он явился так буднично, что не было страшно. Я не
потеряла сознания, не заорала на весь дом. Но все
стало по-другому. И в этот момент ясно было лишь
одно – мир стал для меня другим. Я не умру, если
сразу не умерла, я, по-видимому, не сойду с ума, но
как-то иначе следует теперь относиться к этой
жизни. Может быть, так поражает очевидность
смерти, вид мертвого тела, мгновение назад
дышавшего жизнью, – к этому мгновению нельзя
быть готовым никак и никогда, но это тем не менее
реальность.
Когда напротив дома зажегся фонарь, уже не
чертик, а резной флюгер занимал свое привычное
место на крыше. Не было черта, не было, чур меня,
чур меня. Иллюзия сумерек, наложение света и тени.
Потом, много позднее, анализируя свою реакцию, я
поразилась тому, насколько гибким и легко
приспосабливаемым оказалось мое сознание.
Черта-то ведь приняла, пережила ломку привычного
мира и собиралась жить дальше! И вот что еще
интересно. Я никому не сказала о нем. О моем
страхе привидений, темноты знали все домашние.
Знали – и посмеивались надо мной. Мне нужно было
чье-то соучастие в моем мифотворчестве. Причем
такое соучастие, которое опровергало бы эти мифы,
эти страхи. Откуда-то я знала: сделать некую
догадку, мелькнувший образ, зыбкую иллюзию
достоянием чужого сознания – значит обречь эту
бледную немочь на некое подобие жизни. Не сказав
о черте, я оставляла надежду на смерть иллюзии.
Был и другой страх. Случалось проснуться минут
за тридцать до звонка безжалостного, всегда,
всегда стерегущего меня будильника. Бесстрастно
возвещал он о начале нового дня, нового отчаяния
и новых преодолений. Лучше не пытаться уснуть.
Ведь только случится это сладкое погружение,
этот чудный обман, выдергивай себя из уютного
забытья – и в школу... Я не сплю. Но и не бодрствую.
Заставляю себя думать о дне грядущем. Забыла
(точнее, поленилась) пришить чистые манжеты и
воротничок (знакома ли вам эта забота?). Сегодня
диктант. Все знаю (еще бы – отличница-зубрилка),
но все равно боюсь. И еще сегодня самый гнусный
урок, нечеловеческое испытание – физкультура.
Опять не прыгну через козла. Разбегусь,
притворяясь перед собой, а главное, перед ними,
что сейчас, за этим стремительным разбегом,
мгновенным касанием отполированной кожаной
поверхности случится прыжок. Ничего не случится,
как не случалось уже десятки раз. Разбегусь,
ударюсь потными ладошками о ненавистную
козлиную спину – и остановлюсь дура дурой. Они
уже ждут этого. Они замерли, и эти мгновения
тишины, может быть, страшнее и беспощаднее, чем
улюлюканье и свист, которые последуют за моим
непрыжком.
Чего бы я не отдала за этот стремительный,
бездумный перелет через козла! О, как я, едва
коснувшись пальцами теплого козлиного стана,
перепархиваю через него! И легко-легко, будто
ангел с невидимыми крыльями, приземляюсь. Этого
не будет. Как не будет многого, многого, многого.
Но почему? – спрашиваю я темноту, спрашиваю милую
нагретую подушку, спящую бабушку, письменный
стол, который и люблю, и ненавижу одновременно.
Ненавижу за то, что не отпускает от себя, держит
меня, связанную чувством долга, тщеславием
отличницы. А за окном весна, и мои одноклассники
как оглашенные носятся по улице, и что помешает
им на перемене у меня, безропотной, списать урок?..
Дикая, страшная свобода, наполнившая меня,
наполняла и комнату. Исчезли привычные, любимые
вещи. Ничто меня не удерживало, кругом была
пустота. Мне стало ясно, ясно до последнего
предела: нет вообще ничего. Мир существует лишь
до тех пор, пока он – наше очарованное
пристанище. Он отзовется лишь тогда, когда мы его
окликнем. Сам по себе он мертв. Мертвы мой стол,
мой шкаф. Я любила их когда-то, еще вчера. За этим
столом писала свой дневник – вечное утешение. А
будильник тикает потому, что накануне был
заведен бабушкиной рукой: трак-трак.
Так я впервые прикоснулась к тайне. Тайне вещи в
себе и вещи для нас. Так я постигла, что это разные
вещи. Так я поняла загадку определенного и
неопределенного артикля. Стол может быть столом
вообще и столом моим. Звонил будильник, и я
вставала. Пришивала манжеты. Завтракала. Шла в
школу. Писала диктант. Все было как всегда...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|