Как оценить умение учиться?
И как объяснить, что развивающее обучение –
это не средство повышения успеваемости, а
качественно новое образование...
Несколько раз приходилось слышать от больших
школьных начальников:
– А вы знаете, у нас развивающее обучение не
пошло. Мы и учебники купили, и учителей учили, а
вот не пошло. Даже не знаем, что делать, видно, зря
деньги тратили и детям головы морочили.
А «не пошло» потому, что от детей из классов
развивающего обучения ждали повышенной
успеваемости в средних классах, а дети учатся
себе и учатся – нормально, почти как все. Не лучше
в большинстве своем. Правда, отличие есть. Но оно
не заметно невооруженным взглядом. Ну, например,
эти дети могут сами себе поставить цель или
учебную задачу и отрефлектировать свои учебные
действия. Но это никак не сказывается на
отметках, а раз так, то и «не пошло» развивающее
обучение.
Мне в таких случаях очень хочется рассказать
начальникам известную историю о Фаине Раневской,
Моне Лизе и молодом человеке, который, глядя на
картину, сказал:
– Не нравится мне что-то эта картина.
На что Раневская согласно легенде ответила:
– Вы знаете, этой картине уже столько лет, что
она сама может выбирать, кому нравиться, а кому –
не нравиться.
Так и здесь. Долго ли, коротко ли, а в ноябре
этого года исполняется сорок лет теории
развивающего обучения. Как раз в 1959 году была
организована лаборатория Д.Б.Эльконина, в
которую пришел В.В.Давыдов, и началось то, что
сегодня называют развивающим обучением.
А к нам в редакцию пришла вдова Василия
Васильевича – Люция Васильевна Берцфаи,
принесла его неопубликованную статью и
рассказала о том, что в Москве будет конференция,
посвященная юбилею создания теории
деятельности, что вот-вот выйдет книга –
переиздание «Видов обобщения в обучении», что
ученики Давыдова ведут просто огромную работу по
развитию его теоретического наследия, а в
давыдовских школах не прерывается
экспериментальная работа. И сама Люция
Васильевна трудится в трех школах Москвы и
разрабатывает новые курсы, ведет семинары и
читает лекции.
Дело движется!
Но вот все же не дает мне покоя то, что в
определенном слое – прежде всего управленческом
– есть, как говорили в прошлые времена, мнение: не
пошло у нас развивающее обучение, не пошло.
Я не стал этого рассказывать вдове ученого, но
когда начал читать его статью, то стало ясно:
управленцы сами себя обманули. Они ждали, что
развивающее обучение поможет бедным ученикам
освоить традиционные программы, а оно – совсем
для другого.
В.Давыдов пишет: «На наш взгляд, традиционное
российское начальное образование, если исходить
из современных мерок, нельзя назвать
сколь-нибудь гуманным. Поскольку оно не
раскрывает у многих детей подлинные возможности
их развития, возможности формирования их учебных
умений. Подлинно гуманным начальное образование
станет только тогда, когда оно приобретет
действительно развивающий характер».
Это что же – значит, наша обычная школа не
развивает ребенка?
Вечный спор и вечный вопрос. Как только
становится ясно, что традиционное содержание
образования неэффективно для развития ребенка,
традиционной школе – обидно.
Но главная трудность заключается, конечно, не в
обидчивости. И не в обманутых ожиданиях
начальников.
Главная трудность заключается в другом. Может,
это снова прозвучит для кого-то обидно, мы готовы
принести извинения и признать неправоту, если
ошибаемся. Но возникает устойчивое убеждение,
что ни в Минобразования, ни в Академии
образования после В.В.Давыдова нет никого, кто бы
мог ясно и четко, понятно для учителя, и, главное,
для родителей, и, что менее важно, но необходимо,
для министра и его подчиненных объяснить, что
такое радикальное изменение содержания
образования.
Великая заслуга Давыдова-педагога в том, что он
понимал и создавал другое содержание
образования. Такое, которое было связано не с
заучиванием фактов, а с творческим
преобразованием действительности.
Давыдов в своей неопубликованной статье пишет:
«Своеобразие учебной деятельности состоит в том,
что в процессе ее осуществления школьник
усваивает теоретические знания. Их содержанием
является происхождение, становление и развитие
какого-то предмета.
Если же мы наблюдаем в школе усвоение ребенком
таких знаний, которые уже заранее четко
сформулированы и даются ему учителем в готовом
виде и в содержании которых отсутствуют моменты
происхождения и развития изучаемого предмета, то
можно твердо сказать, что в данном случае ребенок
учебной деятельности не выполняет».
Нет никакого развития в традиционном обучении.
Если ребенок все же титаническим личным трудом
развивает свою психику, то исключительно
благодаря себе, а не обучению.
А начальники ждали, что как раз в усвоении этих
самых мертвых сведений, знаний в готовом виде, и
поможет развивающее обучение. Какая драма, какие
обманутые надежды, какое горькое разочарование!
Главное – потратились, а теперь что?
К тому же дети из начальной школы развивающего
обучения выросли, а учебников и разработанных
программ для среднего звена нет.
Во-первых, есть. А во-вторых, не в этом дело. Не в
учебниках и программах, а в том, что для
подросткового возраста определяет развитие не
учебная деятельность, а иная – общение,
социальные пробы себя. Как сделать так, чтобы эти
виды деятельности стали образовательными
программами, – вот в чем содержательный, в том
числе и управленческий, вопрос.
А стоны и плачи управленцев по поводу
отсутствия программ для среднего звена похожи на
стоны начальника аэропорта по поводу отсутствия
угля для заправки самолетов.
Ему говорят:
– Да пойми ты, самолеты на керосине летают.
Он говорит:
– Да, я понимаю, а как насчет угля?
А после этого глубокомысленно заявляет:
– Не приживается у нас воздушный флот, не идет
дело.
...Нелегкая это работа – увидеть то, что не лежит
на поверхности. То, чем не отчитаешься, то, что
хоть и является на самом деле результатом
образования, но проявится через много лет.
Это умел видеть В.Давыдов.
31 августа у него день рождения. Один из его
друзей однажды сказал, что Давыдов родился 31
августа и сразу пошел в школу. И с тех пор
занимается учебной деятельностью.
А другой его ученик написал, что Давыдов мог
заниматься развитием личности и создал теорию
развития личности только потому, что сам был
личностью.
И то и другое правда.
Правда и то, что его уже нет с нами, и под
огромным камнем на Калитниковском кладбище, это
недалеко от Таганки, лежит Василий Васильевич
Давыдов, и у него 31 августа день рождения.
...Мы посчитали, что накануне учебного года
лучше всего написать об одном учителе и его деле
и сказать добрые слова о нем, чтобы все учителя
поняли – это о них.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|