Здесь родители не готовят детей
к школе. Никто не учит их
ни читать, ни считать
Интервью с обыкновенной швейцарской
мамой
Инна живет в Швейцарии уже
девять лет, восемь из которых является мамой
кудрявого черноглазого Микеланджело.
Из всей разнообразной швейцарской еды
Микеланджело (я тоже думала, что это фамилия) ест
только спагетти.
(Это чистая правда! Я и сама бы не поверила, что
человек может питаться одними спагетти, если б не
видела собственными глазами). Самый для Микеле
трудный вопрос: «Микеле, на каком языке ты
думаешь?» – «На трех!» С папой и его родней – на
итальянском, с мамой – на русском, в женевской
школе – на французском...
Так вот, у меня была версия, что родительские
впечатления, связанные с поступлением ребенка в
школу, практически
не зависят ни от географии этого события,
ни от национальности или степени материального
благосостояния мам и пап...
– Итак,
когда твоему Микеланджело стукнуло шесть лет...
– Здесь, в Швейцарии, дети идут в школу с шести
лет. Но Микеле пошел с семи. Мне показалось, что в
свои шесть лет он ничего не умеет. Разве что
читать. И я для начала отдала его в
подготовительную группу в Москве (специально
приволокла, чтоб швейцарской школой не
травмировать).
Занятия по полчаса. Неутомительно. Опоздал –
ничего страшного. (Ведь дети все разные, мой так
дите дитем). Если же это школа, то в 8.00 – кровь из
носу будь на месте.
Кстати сказать, здешние родители не готовят
детей к школе. Никто не учит их ни читать, ни
считать. Это принципиально. Они говорят: а что же
тогда ребенок будет делать в школе? Ему будет
скучно. Ну а уж если ребенок как-то сам по себе
выучился – тут уж ничего не поделаешь.
– То есть здешний первый класс – вроде нашей
подготовишки?
– Ну да. С той разницей, что учатся они 13 лет.
– Итак, Микеле (Мишка, что ль?) пошел в швейцарскую
школу. По какому признаку вы искали для него
школу? Какой выбор был у вас?
– Не было выбора никакого. Мы тогда жили в
Тичино, итальянской части Швейцарии, в
приальпийской горной местности. И отдали его в
ближайшую школу.
– Сельскую?
– Ага, в сельскую. Со своими конюшнями и
бассейном...
Сельская малокомплектная
– Когда ты повела Микеле в замечательную
сельскую школу, ты уже знала, кто у него будет
учителем? Как родитель ты имеешь право выбора,
кому конкретно отдать своего ребенка?
– Нет, не имеешь. Там всего один второй класс.
Впрочем, как и первый, и третий. Каждого класса
начальной ступени – по одному. И так во всей
Швейцарии. Зато таких маленьких начальных школок
в каждом районе (они здесь называются коммунами)
– видимо-невидимо. Потом дети из таких
игрушечных школ стекаются в средние. А эти уже –
огромные, в несколько зданий. И их немного. На всю
Женеву, например, четырнадцать (я имею в виду
государственных).
– В какой же класс попал Микеле?
– Сначала его определили в так называемый
второй. И здесь получилась такая петрушка. Дело в
том, что по положению о швейцарских школах в
классе не должно быть больше 24 человек. Если
набралось 25 – значит, класс делят пополам.
У нас же в Тичино (в швейцарской глубинке) второй
и третий класс объединили в один. Всего 24
человека. Получился смешанный класс. Сельская
школа, некомплект, сама понимаешь...
– Это уже интересно, потому что в нашей
городской школе этого себе представить просто
невозможно. Нет, некомплект себе представить
можно. Но невозможно, чтобы объединили второй и
третий классы!
– Кстати, папа Микеле тоже учился в такой
малокомплектной школе, в таком вот смешанном
классе. И у него самые лучшие воспоминания. Он
учился хорошо, чуть ли не на все пятерки. Потому
что, как он говорит, ему страшно было интересно,
чего там делают все остальные. И он все время
всюду совал свой нос...
– И как же строится рабочий день у
первоклассника?
– Каждый день за школьниками приезжает
автобус. В восемь с чем-то ребенок должен стоять
на остановке. Родители не провожают. Первоклашки
садятся в автобус сами, надутые от гордости.
Они учатся, учатся, учатся и в полдвенадцатого
заканчивают. Автобус их везет домой обедать. В
полвторого начинаются следующие занятия. Они
опять едут в школу.
Первая половина дня – это, как правило, чтение и
счет. Да и вторая половина – рисование, пение –
тоже как бы обязательная, нельзя не приехать.
Рабочий день кончается в полчетвертого.
Избаловал он нас
– А как звали учителя-то?
– Маэстро Николо. Это итальянское имя. А дети
его звали просто Никола. О, чудесный дядька! Лет
эдак около тридцати. Невероятно творческая
личность.
Вообще жизнь в классе была хорошая. В швейцарской
школе учителю дается полная свобода. Он может как
угодно вести уроки, что угодно придумывать, лишь
бы дети, если им положено считать до 20, умели это
делать.
– А если кто-то так и не научился?
– Ничего страшного. Есть специальный педагог,
который называется педагогическая помощь. Он
просто приходит на урок и детей, которые хуже
читают или считают, может забрать к себе, в
отдельный кабинет.
– Он сам решает, кого забирать к себе в
отдельный кабинет?
– Как правило, туда периодически наведываются
все дети. По ходу учебы. Педагогические помощники
работают бок о бок с основным учителем. В том
классе, где был маэстро Николо, педагогическую
помощь вела его жена. Это была замечательная
пара.
Они говорили родителям: «Если ваш сын или дочь
нуждается в такой помощи, то не думайте, что он
хуже других. Просто у него свой темп развития, и
мы ему поможем включиться в общий». Дети не
воспринимают это как негатив: ага, ты пошел
отдельно заниматься – значит, ты дурак. Наоборот!
Они это воспринимают как радость, подарок судьбы
– там весело, там они играют...
– Как же Никола с Мишкой занимался – с одним
посреди пятнадцати первоклашек?
– Он общается, скажем, со своим первым классом,
а Мика у него в это время считает. Потом дает Мике
какое-нибудь письменное задание... Никола
говорил: что я ему буду программу давать, пусть
ему лучше будет интересно! И они с ним за месяц
дошли в устном счете до тысячи. Во как!
– Ты помнишь свое первое родительское собрание?
– Знаешь, что меня поразило? Большая половина
пришедших на собрание (а явка была стопроцентная)
– папы! Как потом с гордостью сказал мой муж, у
них в Швейцарии родители традиционно
интересуются педагогикой, и папы, в частности,
традиционно интересуются образованием и
учебными делами своих детей. Традиционно время
от времени, я бы сказала... Как и везде. Но факт
налицо – пап на собрании было очень много.
– Уроки были ограничены по времени?
– Да, потому что между уроками были общие
перемены. Здесь стараются перемены делать на
улице. Но не после каждого урока. А полтора часа
идет первый урок, после этого большая перемена –
чуть ли не полчаса. Дети играют в футбол, катаются
на великах...
Учатся они четыре дня в неделю: понедельник,
вторник, потом четверг и пятницу. Среда –
выходной. В один из четырех учебных дней – горные
лыжи. Два раза в неделю – коньки на школьном
катке. Раз в неделю – бассейн, но на полдня. Одно
время мне все это казалось такой халявой – когда
ж они учатся-то?..
И как потом вдруг выясняется, он назубок знает
таблицу умножения. У меня глаза на лоб полезли.
Какие наши российские дети после первого класса
знают таблицу умножения?!
В женевской началке
– А через два месяца вы переезжаете в Женеву…
– Да, и Микеле попадает в обычную городскую
школу по месту жительства (вон ее с балкона
видно). Во второй класс. Но Мика не говорил
по-французски – вот в чем была загвоздка! А
Женева-то – чисто французский город…
Надо сказать, что вначале дети его встретили
враждебно.
И тут учительница (надо отдать ей должное)
посадила Микеле с Карлоттой, которая, оказалось,
говорит по-итальянски! И эта потрясающая девочка
взяла моего Микелюшу к себе под крыло. Стала
переводить все, что говорит учитель, с
французского на итальянский. Микуша ходил за ней
по пятам как пришитый. До тех пор, пока через
месяц не заговорил по-французски.
Сначала он все слушал, слушал. А недели через две
пришел домой и говорит: весь класс сегодня очень
обрадовался, потому что когда мне кто-то дал
карандаш, я сказал мерси. И в классе зазвучало:
Микеле сказал мерси! Микеле сказал мерси!
После этого «мерси» он понял, что может еще что-то
такое сказать... И пошло, и поехало...
– Когда ты говоришь «отличница», это что,
условно? Или в Женеве у них были отметки?
– Нет, но периодически были контрольные
работы, в которых из 30 очков надо набрать 20. Если
меньше 20 – считалось, что это плохо.
– А в начальной школе задают домашние задания?
– Где как. Каждый из двадцати двух швейцарских
кантонов (нечто вроде штатов) сам решает, что ему
надо: какие программы, с какого по какое число
каникулы, какие языки учить... Устраиваются
обсуждения по телевидению... А уж с домашними-то
заданиями, наверное, вопрос решается на уровне
школы. А то и класса.
В нашей конкретной школе дело обстояло так. На
неделю выдавался лист по французскому языку
формата А-4 с игровыми заданиями, с какими-то
кроссвордами. Выдавался он в понедельник, а
принести и сдать его нужно было в пятницу. Плюс
такой же лист по математике. Плюс домашнее
чтение. Каждую неделю ребенок выбирал себе
книжечку, которую он якобы или не якобы читал, но
проверять это у них не принято.
– А стиль обучения какой?
– В нашем классе? Написал – идешь учителю
показываешь. Или решил задачку – показал.
Нет, сбора тетрадей у них нет. Только когда
контрольные работы пишут. Ежедневная проверка
проходит прямо на уроке. Написал – неси учителю.
Учитель отмечает: хорошо, очень хорошо. Какими
чернилами? Да тоже красными.
Мика рассказывает: как весь класс вскочит с парт!
как столпится вокруг женевской учительницы!
Полная неразбериха!
Хорошо, что здесь существует традиция: основной
учитель в начальной школе меняется каждые два
года. В первом-втором классах – один учитель, в
третьем-четвертом – другой и в пятом-шестом –
третий.
Это здорово, потому что дети не зацикливаются на
одном учителе, учатся привыкать к разным людям.
Да и учитель не зацикливается.
Второгодник по-швейцарски
– Отметок нет. Но как-нибудь поощряют тех, кто
больше баллов заработает?
– Допустим, пишут они диктант из нескольких
слов. Если ты сделал десять раз подряд ноль
ошибок, то тебе выдается какая-нибудь новая
красивая ручка. Ребенок подсчитывает: сколько у
меня уже набралось работ без ошибок? Ага, завтра
мне должны выдать ручку.
Но есть годовые контрольные работы. И они
жесткие. Потому что тест – он и есть тест. И там
уже надейся только на себя. Если у тебя 30 баллов,
допустим, то это очень хорошо.
– Ну а если совсем мало баллов набрал
какой-нибудь бедолага? Не тянет программу. Тогда
что? Какие у него перспективы?
– Я была свидетельницей развернувшейся по
телевидению Тичино дискуссии: что делать с
отстающим учеником?
Перспектив три. Первая – подзаняться с
репетиторами и подтянуться. Но это стоит больших
денег. Вторая – перейти в класс послабее. В
средних школах Швейцарии существует иерархия по
уровням подготовки. Поэтому в своей параллели
всегда можно перейти в класс уровнем ниже.
И последняя, самая популярная перспектива – это
остаться на второй год. Да-да! Для нас остаться на
второй год – это катастрофа. В Швейцарии это
нормальное явление. Оставляют на второй год либо
по решению педсовета, либо по желанию самого
ученика. Хочешь повторить программу? Что-то
закрепить? Чувствуешь себя неуверенно? Много
проболел? Хочешь поменять учителя? Пожалуйста –
оставайся на второй год. И никто на тебя косо не
посмотрит.
В лицеях, в колледжах многие старшеклассники
(даже те, кто очень хорошо учится!) по своему
собственному желанию еще раз повторяют
предпоследний год. Чтобы в выпускном классе были
самые высокие баллы. А вот последний год
повторять, увы, нельзя.
Хобби – дело второе
– Ну а как тут у вас в Швейцарии дело обстоит с
внешкольными занятиями? Мучают здешние родители
своих детей музыкальной школой?
– К сожалению, не мучают. Нет, если ребенок
хочет, то пожалуйста. Но как правило, это не очень
высокий уровень и очень большие деньги. Здесь
хобби считают делом несерьезным. Вот школа – это
основное, главное. А все, что вне школы, – уж как
придется. Очень все по-любительски. Нет традиций.
Я сравниваю с самой обычной советской
музыкалкой.
Все свободное от школы время дети болтаются. Мама
нашей трехъязыкой Карлотты сказала: ну зачем
нагружать ребенка? Дети должны быть детьми... Да и
потом, это стоит денег! (Вообще-то это одна из
самых богатых семей в Швейцарии.)
Мне казалось, что кроме школы надо развивать
какие-то способности у ребенка, если они есть...
Определила я Мику в гимнастику. Ему очень
нравились эти занятия, и то он все время упирался,
потому что под окнами гуляют мальчишки, играют в
футбол, катаются на велосипедах... А почему я
должен идти, почему все гуляют, почему никто
ничем не занимается, а я должен заниматься? – и
так далее. В России он не задает таких вопросов.
Потому что все с утра до вечера чем-нибудь
занимаются...
Все еще хочет в школу?!
– Итак, ты все же не утерпела и привезла Микеле
в Москву. С тем чтобы дать сыну зачатки
фундаментального образования и не дать
закрепиться его разгильдяйским привычкам,
которым всячески потакает швейцарская школа (я
правильно все сказала?). И как, ты не жалеешь?
– Я пока не разобралась – слишком мало
времени прошло. Но Мике нравится учиться – это
факт.
Бывает, задержимся где-то, придем домой поздно.
Утром звонит будильник. Я говорю: Мика, может
быть, нам не ходить в школу? А он: ка-а-ак не
ходить?! Вскакивает как ужаленный – и бегом в
школу.
Так было всегда в Швейцарии. Может, сейчас на
автомате?
– Инна, можешь мне поверить, что в России ты
почти не найдешь второклассников, которые бы
хотели в школу или хотели бы учиться.
В первый-то класс хотят все! Казалось бы, вот они,
первоклашки, бери их тепленькими! Ан нет...
Проходит совсем немного времени, и дети ликуют,
узнав о болезни учителя.
Подумай: может, потому у швейцарских детей и нет
никаких внешкольных дополнительных хобби, что
вся самая интересная жизнь сосредоточена как раз
в школе! И замечательный хор, о котором ты сама же
с восторгом рассказывала, и выпечка какой-нибудь
тарталетки вместе с ее поеданием, и песни под
гитару?..
Так что спасибо Николе! Спасибо и женевской
школе! Там якобы только и знают, что развлекаться.
Но Мишка хочет учиться, ему нравится учиться!
Разве этого мало?
Беседовала
Мария ГАНЬКИНА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|