Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №55/1999

Архив
Валентина СУМИНА,
учитель информатики
г.Королев, Московская обл..

Дети любят тех, кто с ними играет! Не только в детском саду, но и в старших классах. И хотя понимаю, что смогла лишь прикоснуться к режиссуре урока, я хочу сказать: попробуйте! Вам понравится!

Я работаю в школе одиннадцатый год. В зависимости от особенностей классов и изучаемых тем я пробовала разные формы обучения, но коллективные – меньше всего, потому что видела: все равно дети на уроках не слушают ответов друг друга. Я объясняла это для себя тем, что коллектив складывается, когда есть общее дело, учеба же процесс индивидуальный.
Я, конечно, понимала, что для учеников общение очень важно. Я видела, как талантливые дети, с которыми дома занимались родители, со временем теряли интерес к традиционной учебе, но с видимым удовольствием занимались в группах. Но, экономя минуты урока, я сама раздавала всем задания и выслушивала одна устные ответы учеников. Мысль же о том, что на своем единственном в неделю уроке я могу способствовать формированию коллектива, даже не приходила мне в голову.
Случайно узнав о социоигровой режиссуре урока, я попробовала в девятых классах изменить характер общения учитель – ученик. Положительный эффект я получила на первом же уроке. Вне зависимости от успеваемости сменные “ведущие-консультанты”, вникая в проблемы малых групп, явно шире и глубже поняли учебный материал. Когда консультантом был слабый ученик, отличники терпеливо объясняли, что у них за проблема, ликвидируя пробелы в знаниях ведущего. Атмосфера в классе потеплела, она явно стала иной.
К играм на уроках я всегда относилась скептически, считая это неэффективной тратой времени. Как-то я даже наметила провести на следующий год в День смеха игровой урок по литературе (и весело поработаю, и опыт появится, и администрация будет довольна). Но это, думала я, в следующем году, пока же будет время для того, чтобы как следует теоретически подготовиться. Но на очередном педсовете, посвященном формам и методам обучения, я увидела, что и остальные учителя, видимо, экономя время, с детьми не играют. Тогда я недолго думая тут же решила использовать игровые приемы, вычитанные в вашей газете, на своих уроках: обзорном, контрольно-корректирующем и зачетном.
Вот что я поняла на этих уроках. Все ученики недоиграли в детстве. Дети любят тех, кто с ними играет! Не только в детском саду, но и в старших классах.
Ученики конечно же долго не могли поверить, что на уроке им разрешено играть по-настоящему, и начинали с осторожностью и даже с опаской.
Большинству учеников понравились мои режиссерские опыты. Они радовались, что урок прошел иначе, чем раньше. Хотя были и такие, кто начинал уговаривать меня вести урок по-старому.
Игровые приемы помогли ученикам глубоко нырнуть в учебную тему, выявить свои пробелы в знаниях, установить связи между пройденным материалом. Очень легко было оценивать знания, так как все ученики очень внимательно слушали друг друга и моя оценка совпадала с мнением класса. Учеба вдруг сделалась жизнью. И мне, и ученикам было не скучно.
И хотя я понимаю, что смогла всего лишь прикоснуться к режиссуре урока, я хочу сказать: попробуйте! Вам понравится!
И еще. В силу характера мне всегда было сложно других заставлять и подавлять. И хотя я стремилась вдохновлять и пробуждать азарт, но не могла обойтись без насилия, без того, что называется “стоять над душой”, оправдывая это необходимостью добиваться глубоких и прочных знаний у учащихся. Уже смирившись было с этим как с неприятной, но неизбежной составляющей профессии учителя, я вдруг обнаружила, что социоигровая режиссура дает возможность учить легко и радостно, без подавления, без насилия, не беря этот грех на учительскую душу.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru