Валентина СУМИНА,
учитель информатики
г.Королев, Московская обл..
Дети любят тех, кто с ними играет! Не
только в детском саду, но и в старших классах. И
хотя понимаю, что смогла лишь прикоснуться к
режиссуре урока, я хочу сказать: попробуйте! Вам
понравится!
Я работаю в школе одиннадцатый год. В
зависимости от особенностей классов и изучаемых
тем я пробовала разные формы обучения, но
коллективные – меньше всего, потому что видела:
все равно дети на уроках не слушают ответов друг
друга. Я объясняла это для себя тем, что коллектив
складывается, когда есть общее дело, учеба же
процесс индивидуальный.
Я, конечно, понимала, что для учеников общение
очень важно. Я видела, как талантливые дети, с
которыми дома занимались родители, со временем
теряли интерес к традиционной учебе, но с видимым
удовольствием занимались в группах. Но, экономя
минуты урока, я сама раздавала всем задания и
выслушивала одна устные ответы учеников. Мысль
же о том, что на своем единственном в неделю уроке
я могу способствовать формированию коллектива,
даже не приходила мне в голову.
Случайно узнав о социоигровой режиссуре урока, я
попробовала в девятых классах изменить характер
общения учитель – ученик. Положительный эффект я
получила на первом же уроке. Вне зависимости от
успеваемости сменные “ведущие-консультанты”,
вникая в проблемы малых групп, явно шире и глубже
поняли учебный материал. Когда консультантом был
слабый ученик, отличники терпеливо объясняли,
что у них за проблема, ликвидируя пробелы в
знаниях ведущего. Атмосфера в классе потеплела,
она явно стала иной.
К играм на уроках я всегда относилась
скептически, считая это неэффективной тратой
времени. Как-то я даже наметила провести на
следующий год в День смеха игровой урок по
литературе (и весело поработаю, и опыт появится, и
администрация будет довольна). Но это, думала я, в
следующем году, пока же будет время для того,
чтобы как следует теоретически подготовиться. Но
на очередном педсовете, посвященном формам и
методам обучения, я увидела, что и остальные
учителя, видимо, экономя время, с детьми не
играют. Тогда я недолго думая тут же решила
использовать игровые приемы, вычитанные в вашей
газете, на своих уроках: обзорном,
контрольно-корректирующем и зачетном.
Вот что я поняла на этих уроках. Все ученики
недоиграли в детстве. Дети любят тех, кто с ними
играет! Не только в детском саду, но и в старших
классах.
Ученики конечно же долго не могли поверить, что
на уроке им разрешено играть по-настоящему, и
начинали с осторожностью и даже с опаской.
Большинству учеников понравились мои
режиссерские опыты. Они радовались, что урок
прошел иначе, чем раньше. Хотя были и такие, кто
начинал уговаривать меня вести урок по-старому.
Игровые приемы помогли ученикам глубоко нырнуть
в учебную тему, выявить свои пробелы в знаниях,
установить связи между пройденным материалом.
Очень легко было оценивать знания, так как все
ученики очень внимательно слушали друг друга и
моя оценка совпадала с мнением класса. Учеба
вдруг сделалась жизнью. И мне, и ученикам было не
скучно.
И хотя я понимаю, что смогла всего лишь
прикоснуться к режиссуре урока, я хочу сказать:
попробуйте! Вам понравится!
И еще. В силу характера мне всегда было сложно
других заставлять и подавлять. И хотя я
стремилась вдохновлять и пробуждать азарт, но не
могла обойтись без насилия, без того, что
называется “стоять над душой”, оправдывая это
необходимостью добиваться глубоких и прочных
знаний у учащихся. Уже смирившись было с этим как
с неприятной, но неизбежной составляющей
профессии учителя, я вдруг обнаружила, что
социоигровая режиссура дает возможность учить
легко и радостно, без подавления, без насилия, не
беря этот грех на учительскую душу.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|