Новое поветрие в школах Нъю-Йорка – учеба
круглый год
Новое поветрие в школах Нью-Йорка – учеба
круглый год. Этим летом двести тридцать тысяч
нью-йоркских школьников (всего их – больше
миллиона) променяли каникулярную свободу на
ежедневные уроки в душных классах. По сравнению с
прошлым годом число невольников летней учебы
возросло на десять процентов. Но главное, для
многих детей она стала обязательной.
Неуспевающие после третьего, шестого и восьмого
классов обязаны посещать занятия, а потом
сдавать переходные экзамены повторно. Если не
сдадут, их могут оставить на второй год.
Как нарочно, жара и влажность побили все
рекорды. Нынешний июль со средней температурой
около 30 градусов – самый жаркий в истории города.
Однако управление образования не отменило ни
одного учебного дня – даже когда температура
воздуха превышала температуру тела. Не только
ученики, но и учителя бегали к водяным
фонтанчикам, чтобы окропить себя спасительной
влагой.
Учительница Шон Хант занимается в нью-йоркской
летней школе с отстающими третьеклассниками. Она
считает, что летняя учебная программа расписана
слишком подробно. Ее подготовили в местном
управлении образования, не оставив места для
творчества детей или учителя.
Отступление от жесткого учебного сценария не
поощряется. Программа диктует и над какими
книгами работать с детьми, и когда, и даже как –
утром следует перемежать чтение с классными
дискуссиями, а после обеда дети просто читают.
Миссис Хант не против стандартизированных
тестов и методов, но ей кажется, что такой сильный
акцент на них лишает школу радости, детей –
независимости, а учебу – интереса. “Учеников
натаскивают для тестов по нескольку часов в день,
они устают, им некогда играть и общаться,” –
говорит она.
Знакомые жалобы: натаскивание, зубрежка,
начальственные предписания. Кажется, куда ни
поедешь, хоть на край света – и там услышишь все
тот же учительский стон. У нас многие думают, что
западная школа свободна, в ней не давят ни на
детей, ни на учителей. Еще как давят! Правда, не
всегда и не везде, да и вообще здесь порядки
свободнее и гуманнее наших.
В Америке давно заметили, что дети хотя и
учатся, ходят в школу, но мало чему научаются. В
последние годы здесь решили, что так дело не
пойдет, и взялись американцы за повышение
академических стандартов. Непреклонная учеба в
июльской парилке – один из результатов этого
решения.
В первые дни летних занятий я проходил мимо
соседней школы и вдруг увидел длинную очередь
терпеливо дожидающихся чего-то подростков. Я
подошел к полицейскому, присматривающему за
толпой: “Вы не скажете, за чем они стоят?” – “За
сыром”. – “Как, за едой?!”
Полицейский рассмеялся: “Не за едой, а за
“правительственным сыром”. Он имел в виду
государственную помощь, ведь учеба бесплатная.
Подростки с татуировками и кольцами в носу
покорно стояли в очереди, чтобы записаться в
летнюю школу. Надо так надо, куда денешься.
Давлением можно добиться многого, другой
вопрос – стоит ли? Чтобы ответить на него,
вернемся в класс к миссис Хант и ее
третьеклассникам. На стенах класса развешаны
таблицы, объясняющие, как составлять полное
предложение. Обнаружив, что большинство ее
учеников не знает таблицу умножения, она стала
гонять их по таблице.
Несмотря на жару, интенсивные занятия приводят
к успеху. Ежедневно дети прорабатывают не меньше
трех учебных книжечек. Сочинения, которые в
начале лета состояли из набора бессвязных слов с
ошибками, постепенно преображаются в
последовательные абзацы с полными
предложениями.
“Я знаю, что в классе жарко. Нам всем жарко. Но у
нас еще много работы,” – не дает расслабиться
учительница.
Миссис Хант знает, что вряд ли можно выучить за
пять недель то, что полагалось освоить за год. Но
она считает, что нельзя заранее настраивать себя
на поражение: “Учитель делает все, что в его
силах, надеясь, что дети что-нибудь усвоят во
время занятий – читая, решая примеры, работая над
сочинением”.
Да, лучше бы учить по-другому. Но уж лучше так,
чем никак. В нью-йоркских школах я встречал
выпускников с развитием на уровне
третьеклассника. Жертвы педагогической
халатности, они пробыли в школе двенадцать лет,
не выучив таблицы умножения, не умея составить
грамотную фразу. Ученикам миссис Хант это не
грозит.
Ее целеустремленность и забота о детях
одухотворяют скучную методику. Натаскивание
сменяется учебным азартом, зубрежка приобретает
смысл, и дети движутся вперед, словно пловцы
против течения.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|