Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/1999

Архив
Василий Кольченко

Новое поветрие в школах Нъю-Йорка – учеба круглый год

Новое поветрие в школах Нью-Йорка – учеба круглый год. Этим летом двести тридцать тысяч нью-йоркских школьников (всего их – больше миллиона) променяли каникулярную свободу на ежедневные уроки в душных классах. По сравнению с прошлым годом число невольников летней учебы возросло на десять процентов. Но главное, для многих детей она стала обязательной. Неуспевающие после третьего, шестого и восьмого классов обязаны посещать занятия, а потом сдавать переходные экзамены повторно. Если не сдадут, их могут оставить на второй год.

Как нарочно, жара и влажность побили все рекорды. Нынешний июль со средней температурой около 30 градусов – самый жаркий в истории города. Однако управление образования не отменило ни одного учебного дня – даже когда температура воздуха превышала температуру тела. Не только ученики, но и учителя бегали к водяным фонтанчикам, чтобы окропить себя спасительной влагой.

Учительница Шон Хант занимается в нью-йоркской летней школе с отстающими третьеклассниками. Она считает, что летняя учебная программа расписана слишком подробно. Ее подготовили в местном управлении образования, не оставив места для творчества детей или учителя.

Отступление от жесткого учебного сценария не поощряется. Программа диктует и над какими книгами работать с детьми, и когда, и даже как – утром следует перемежать чтение с классными дискуссиями, а после обеда дети просто читают.

Миссис Хант не против стандартизированных тестов и методов, но ей кажется, что такой сильный акцент на них лишает школу радости, детей – независимости, а учебу – интереса. “Учеников натаскивают для тестов по нескольку часов в день, они устают, им некогда играть и общаться,” – говорит она.

Знакомые жалобы: натаскивание, зубрежка, начальственные предписания. Кажется, куда ни поедешь, хоть на край света – и там услышишь все тот же учительский стон. У нас многие думают, что западная школа свободна, в ней не давят ни на детей, ни на учителей. Еще как давят! Правда, не всегда и не везде, да и вообще здесь порядки свободнее и гуманнее наших.

В Америке давно заметили, что дети хотя и учатся, ходят в школу, но мало чему научаются. В последние годы здесь решили, что так дело не пойдет, и взялись американцы за повышение академических стандартов. Непреклонная учеба в июльской парилке – один из результатов этого решения.

В первые дни летних занятий я проходил мимо соседней школы и вдруг увидел длинную очередь терпеливо дожидающихся чего-то подростков. Я подошел к полицейскому, присматривающему за толпой: “Вы не скажете, за чем они стоят?” – “За сыром”. – “Как, за едой?!”

Полицейский рассмеялся: “Не за едой, а за “правительственным сыром”. Он имел в виду государственную помощь, ведь учеба бесплатная. Подростки с татуировками и кольцами в носу покорно стояли в очереди, чтобы записаться в летнюю школу. Надо так надо, куда денешься.

Давлением можно добиться многого, другой вопрос – стоит ли? Чтобы ответить на него, вернемся в класс к миссис Хант и ее третьеклассникам. На стенах класса развешаны таблицы, объясняющие, как составлять полное предложение. Обнаружив, что большинство ее учеников не знает таблицу умножения, она стала гонять их по таблице.

Несмотря на жару, интенсивные занятия приводят к успеху. Ежедневно дети прорабатывают не меньше трех учебных книжечек. Сочинения, которые в начале лета состояли из набора бессвязных слов с ошибками, постепенно преображаются в последовательные абзацы с полными предложениями.

“Я знаю, что в классе жарко. Нам всем жарко. Но у нас еще много работы,” – не дает расслабиться учительница.

Миссис Хант знает, что вряд ли можно выучить за пять недель то, что полагалось освоить за год. Но она считает, что нельзя заранее настраивать себя на поражение: “Учитель делает все, что в его силах, надеясь, что дети что-нибудь усвоят во время занятий – читая, решая примеры, работая над сочинением”.

Да, лучше бы учить по-другому. Но уж лучше так, чем никак. В нью-йоркских школах я встречал выпускников с развитием на уровне третьеклассника. Жертвы педагогической халатности, они пробыли в школе двенадцать лет, не выучив таблицы умножения, не умея составить грамотную фразу. Ученикам миссис Хант это не грозит.

Ее целеустремленность и забота о детях одухотворяют скучную методику. Натаскивание сменяется учебным азартом, зубрежка приобретает смысл, и дети движутся вперед, словно пловцы против течения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru