Три правила,
которые нужно знать, отправляясь в
бесконечное образовательное путешествие
В середине августа всегда настигает знакомая
детская тоска: все, лето закончилось.Окончание
каникул – самая большая потеря. А если они вообще
не кончаются? Или не начинаются? В бесконечном
образовательном путешествии не бывает уроков,
перемен и каникул. Оно начинается от порога дома
и не заканчивается никогда. Обучение ежедневное,
чуть ли не 24 часа в сутки, потому что все достойно
внимания. И значит, не только учебники, но и люди,
обстоятельства, вещи учат ребенка. Даже летом.
Кто-то из взрослых повесил в коридоре
объявление об экскурсии в Углич.
– Это была не обычная экскурсия. – Тут Евгения
Михайловна даже слегка поморщилась. – Это самое
настоящее путешествие!
Нет, не зря Евгения Михайловна Соколова историю
преподает. Императорский дух витал над этой
затеей с самого начала. Не просто проехаться на
кораблике в компании друзей, а увидеть свою
страну, как это делали юные наследники престола,
чтобы знать, над кем царствовать, – кто же не
согласится?
Идея сразу стала обрастать увлекательными
подробностями. Ученики 734-й московской школы
приглашались к участию в самой настоящей
экспедиции по Волге (маршрут Москва – Углич –
Мышкин – Москва), вроде тех, которые организуют
университеты: все выполняют конкретную работу и
по ходу дела ведут дневники. Постепенно идея
путешествия-экспедиции в конкретное место
превратилась в идею бесконечного
образовательного путешествия, которое
начинается от порога дома и не заканчивается
никогда. Это должно быть живое, эмоциональное
образование, где удивление и возможность им
поделиться – главные стимулы. Обучение
ежедневное, чуть ли не 24 часа в сутки, потому что
все достойно внимания. И значит, не только книги,
но и люди, обстоятельства и вещи учат ребенка.
Первым объектом детского любопытства, конечно,
оказался теплоход “Иван Кулибин”
нижегородского пароходства и его замечательная
команда. Какой мальчишка откажется облазить все
трюмы и палубы, да еще и спуститься в машинное
отделение вместе с помощником капитана! Первые
страницы детских путевых дневников заполнены
рисунками теплохода, а самые старательные
тщательно выписывают технические
характеристики: длина, ширина, осадка...
Строгий распорядок дня матросов не позволяет
без дела болтаться по палубе. И вот уже возникают
неписаные правила, на которых держится жизнь
экспедиции без всяких специальных
педагогических разговоров. “Каждую минуту можно
что-то узнать”, – гласило первое правило. И
ребята бежали в рулевую рубку послушать, как
величественный Сергей Арсентьевич рассказывает
про устройство корабля. А потом на берегу сами
договаривались об экскурсиях, проникали на
недоступный сырный завод, чтобы видеть
производство сыра своими глазами.
Правило номер два: “Не держи свои знания при
себе”. Каждый вечер намотавшиеся за день
путешественники заполняли дневники. Кто-то
ограничивался общими замечаниями, кто-то
пространно описывал архитектурные особенности
поразившего храма, а кто-то просто захлебывался в
собственных восторженных ощущениях. Количество
рисунков и текстов с каждым днем возрастало.
Удивительное дело – перед путешествием почти
никто не хотел читать что-нибудь про Углич, а
теперь вся команда теребила Евгению Михайловну,
требуя сведений по истории. Тут-то и пригодились
путеводители, предусмотрительно захваченные из
Москвы.
Живая школа рождалась на глазах: вдруг стало
понятно, зачем вообще книжки читать, зачем
ориентироваться по карте. Да хотя бы затем, чтобы
не заблудиться в городе, когда ведешь свою
группу. Некоторые сразу отправились в Кремль, а
некоторые – в самый настоящий архив (спасибо
Ольге Александровне Городецкой: ребята не просто
удивлялись, глазея по сторонам, а по-настоящему
окунулись в древности).
А в Мышкине и вовсе никаких планов города не
существует. Значит, надо составить план самим.
Вот это была работа – гулять по улицам и
переносить их на бумагу!
Так незаметно родился еще один закон
путешествия: “Используй не только голову!” За
неделю каждый мог попробовать свои силы в
деятельности, имеющей реальный результат. Двое
мальчишек, победивших в школьном конкурсе
кулинаров, и здесь взялись кормить всю ораву.
Несколько человек придумывали смешные вечера –
вечер Мыши, вечер Часов, и дневные впечатления от
посещения знаменитого Мышкинского музея
выливались в розыгрыши и сюрпризы. Некоторые
пробовали даже козу доить. А в один день все
занялись выпуском газеты. В Угличе был
удивительный детский праздник – день памяти
царевича Дмитрия. Узнав о нем накануне вечером,
ребята загорелись: как причудливо переплетаются
старина и повседневность! Давайте будем брать
интервью у разных людей на празднике! И вот уже
семиклассница беседует с местным батюшкой и
пробует описать праздничную службу, группа
девчонок побежала смотреть концерт детских
клубов – и подружились с ребятами из детского
дома, затеяли переписку. А мальчишки покупали
мороженое и познакомились с интереснейшим
человеком – хотел стать врачом, а теперь
мороженым торгует и ничуть не жалеет:
мороженое-то вкусное!
Скоро все стены столовой были увешаны
разноцветными листочками из детских дневников,
результат был виден всем, и азарт возрастал.
Ребята так разошлись, что за день до
возвращения домой рвались посмотреть город еще и
еще – ведь не слазили на колокольню и не были в
Музее колокольчиков!
Всякий раз каждый открывал что-то свое. Но этого
было мало. Они не хотели собирать информацию
просто так. Вот если бы она пригодилась
кому-нибудь прямо сейчас, когда ты ею весь
переполнен! Переполнен – значит, тебе есть что
сказать. Пожалуйста, пиши проспект-путеводитель
“Моя “Волга-Волга” – для тех, кто поедет в
экспедицию следом за тобой. Это будет очень
ценная для ребенка книжка, потому что в ней
личные ощущения. Но как сделать их интересными
для других? Вот еще одна увлекательная работа. И
на будущий год ребята поедут уже по знакомому
маршруту не как новички, а попробуют себя в роли
экскурсоводов, организаторов путешествия,
командиров экспедиционных отрядов. Правда, для
этого придется поработать уже в Москве: обсудить,
что получилось, прояснить задачи на будущее,
попрактиковаться в школьных мастерских. Один
мальчик уже прямо на корабле решил, какие книги
ему надо прочесть к следующему разу. Теперь при
упоминании о неизбежных уроках истории и
географии в сентябре глаза уже не гаснут, а
пальцы привычно ищут карандаш и блокнот.
Евгения Михайловна мечтает:
– Так и будем плавать по Волге, пока всю не
изучим. Какие там экологические исследования
можно осуществлять, а люди-то какие
замечательные! Вот и получается бесконечное
путешествие – от города к городу, от человека к
человеку.
А я подумала: хорошо бы включать такие
путешествия в учебные планы, чтобы дети вместе с
учителями путешествовали недели две с
образовательной целью. Тогда только образование
и получается на самом деле, когда на
эмоциональный всплеск сразу накладывается
реальная деятельность. И все запоминается
навсегда.
А еще они собираются отправиться
путешествовать по Сибири. Специально выбрали
поезд, чтобы ехать долго-долго и поразиться
огромной своей стране. Отличная идея, ведь только
под стук колес, приближающих тебя к дому,
возникает чувство Родины. Сверху вниз по Волге,
слева направо до Сибири – получается
координатная сетка. И ребенок начинает
представлять свою страну, радоваться и гордиться
ею. И искать свою точку на карте.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|