Августовский педсовет: что будем обсуждать?
Как на экзаменах, одни вопросы повторяются из
года в год, а другие появляются в первый раз
Считается, что новый учебный год начинается 1
сентября. Но это для учеников. Для учителей он
начинается гораздо раньше – с середины, а то и с
начала августа. Но настоящий пик подготовки
придется на последнюю неделю, когда повсеместно
пройдут традиционные августовские конференции.
Как обычно, разговор пойдет о самых насущных
проблемах.
Пожалуй, самые популярные темы в этом году –
воспитательная работа и переход на
двенадцатилетку, точнее, перевод начальной школы
на систему 1–4. Везде, куда удалось дозвониться,
их называли в первую очередь. Во многих регионах,
таких как Новгородская, Свердловская,
Саратовская, Оренбургская области, Республика
Башкортостан, будут говорить о реализации
региональной программы развития образования, о
том, что из намеченного на 4–5-летний период уже
достигнуто и над чем предстоит работать.
В Республике Мордовия, а также в Кировской и
Свердловской областях особое внимание будет
уделено проблемам сельской школы. Учителя
Саратовской области будут обсуждать проблемы
создания нормативно-правовой базы, а также
вопросы профессионального образования, а их
коллеги из Воронежской области сосредоточатся
на проблемах социальной защиты детства. Педагоги
Рязанской области поделятся друг с другом опытом
создания детских организаций. Учителя Кировской
области, помимо прочих, поговорят о проблемах
одаренных детей. В Тульской области одним из
главных вопросов станет усиление роли
попечительских советов, советов родителей,
трудовых коллективов и советов директоров. А в
Калужской области основная тема будет посвящена
проблеме взаимодействия между центром и
муниципальным образованием – сотрудники
Департамента образования заранее разработали
несколько вариантов модели финансирования и
разослали их по области.
Во многих регионах в работе августовских
конференций, помимо учителей и управленцев,
примут участие представители глав администраций
(а в некоторых даже и сами губернаторы). Возможно,
это увеличит шансы учителей на понимание и
поддержку со стороны властей.
Все перечисленные темы важны и актуальны, но
все-таки они общие. А что волнует и мучает
директора конкретной школы? О чем бы ему хотелось
сказать на августовской конференции? Мы
обратились к директорам школ из разных уголков
страны.
– Прежде всего хочу поздравить учителей с
наступающим новым учебным годом и поблагодарить
их за самоотверженный труд – в условиях кризиса
вы умудряетесь сохранять любовь к выбранной
профессии, проявлять уважение к ученикам,
родителям, друг к другу. Хотела бы поразмышлять
вместе с вами об уроке – главном звене
образовательного процесса: от чего зависит его
эффективность?
Если учитель задает себе вопросы типа: зачем
ученик приходит на урок, каков он, меняются ли его
качественные характеристики? – он пытается
понять каждого ребенка, видит его сильные и
слабые стороны, учитывает индивидуальные
особенности. Урок у такого учителя в каждом
классе разный, всегда адресован конкретному
ученику и в то же время интересен всем.
А если урок рассчитан на абстрактного ученика,
он превратится в каторгу, с соответствующими
последствиями – высокая утомляемость,
увеличение числа неуспевающих.
Но и учителю необходимо создать условия для
успешной работы. И здесь свою важную роль могут
сыграть методические службы, педагогические
мастерские – не только те, что существуют при
управлениях образования и институтах
усовершенствования, но и те, что создаются и
успешно работают в стенах самой школы.
Маргарита Кастрыкина,
заместитель директора школы № 6,
Вольск Саратовской области:
– Мы собираемся воспользоваться возможностью
поговорить о проблемах русской школы и
дифференцированного обучения. Развитием русской
школы мы занимаемся не первый год, проводим
внеклассные занятия с детьми. Ну и, разумеется, не
оставим в стороне вопросы, рекомендованные
министерством. Какие именно из них будем
обсуждать, пока еще не решили.
Николай Земченков,
директор Большежелтоуховской средней
школы Кировского района Калужской области:
– На первом месте для нас – вопросы выживания
сельской школы, финансовые и управленческие
проблемы. И, конечно, вечный вопрос о зарплате:
может быть, наша школа должна быть на
государственном финансировании, раз она
выполняет государственный заказ. Государство
должно обеспечивать хотя бы зарплату. Иначе вся
эта неопределенность, разнобой в регионах к
добру не приведут.
– Очевидно, прошло время педагогики, готовящей
ученика к жизни по образцу, штампующей в огромном
количестве роботов. Время выдвигает другие
требования – обществу необходимы личности,
способные принимать нестандартные решения,
умеющие делать выбор и нести за него
ответственность. На эти цели ориентирована
творческая педагогика, задача которой –
создание условий и среды, помогающих выявить тот
уникальный, неповторимый образ, который заложен
в каждом человеке.
Но, к сожалению, школа продолжает работать по
законам репродуктивной педагогики, которая по
определению не может быть направлена на
раскрытие личности. Педагогам, которые
действительно работают на развитие ребенка,
приходится десятилетиями пробивать свои идеи,
отчаянно бороться с чиновниками и в этой борьбе
рисковать своим здоровьем. Не все могут
выдержать такой темп.
К сожалению, не только чиновники тормозят
новаторское развитие школы, но и вузы, они
вынуждают школы подстраиваться под их
требования – требования вчерашнего дня,
ориентируясь на воспроизводство готовых знаний
и не учитывая, как правило, психологический опыт
личности, способность к нестандартному мышлению.
– У меня и моих коллег много претензий к
Базисному учебному плану – и к федеральному, и
тем более к региональному. Не устраивает их
несогласованность с государственными
программами. Вариативная часть, определяющая
лицо школы, сильно ограничена. Министерство
объясняет, что этот шаг сделан в интересах
ребенка. Но, по-моему, все разговоры о том, что
школа – главный источник, подрывающий здоровье
ребенка, сильно преувеличены. Трудно
представить, что учителя могут быть
заинтересованы в переутомлении детей. Во многих
городах школа – чуть ли не единственное место
для развития ребенка – и интеллектуального, и
эстетического, и физического, и если бы ей дали
возможность включать в вариативную часть,
например, лечебный массаж или танцы, разве дети
от этого пострадали бы?
Когда я задумываюсь о возможности выбора, сразу
вспоминаю о проблеме аттестации педагогов. Мне
кажется, ее нужно перенести в школу – если не
саму аттестацию, то подтверждение категорий уж
точно; а учителя пусть выбирают, где им проходить
испытания – в своем коллективе или в
аттестационных комиссиях: районной, городской,
областной.
В последнее время я много думаю о школе
возраста. Начальная, подростковая, старшая школы
должны быть организованы по-разному,
ориентироваться на конкретный возраст и
присущие ему особенности и по возможности не
соседствовать друг с другом, тем более если школа
большая. Например, кабинетная система, хорошо
приживающаяся в старшей школе, совершенно не
подходит для подростковой.
Завидую коллегам тех регионов, где управленцы
заинтересованы в создании нормативно-правовой
базы. Сколько проблем сразу решается! Нам же, к
сожалению, часто приходится идти вслепую.
Евгений Ильин,
директор школы № 3,
Борисоглебск Воронежской области:
– Мы уже наметили план проведения
августовского педсовета. Тема его выбрана не
случайно: именно она интересует наш
педагогический коллектив вот уже несколько лет,
ведь мы работаем по системе развивающего
обучения. Поэтому мы будем обсуждать проблему
творческого использования
психолого-педагогических наук в процессе
развивающего обучения. Ну и конечно же самый
главный вопрос – перспективы развития школы. Не
так давно мы провели большую конференцию
“Учитель – залог успеха ученика”, и в этом
контексте приобретение педагогами
дополнительных психолого-педагогических знаний
особенно важно. Кроме того, наши школьные
методобъединения будут работать и по своим
спектрам вопросов. Ко времени августовской
конференции мы собираемся приурочить и
обсуждение проблем школы с городской
администрацией.
Маргарита Корнева,
директор УВК “Гимназия–ДОУ”, Сочи:
– В нашем городе августовские конференции
всегда проходят как фестиваль. И мы с радостью
принимаем в них участие. На наш взгляд, самая
главная проблема школы сегодня – выжить и
сохранить детей. Создать им нормальную
обстановку.
Виктор Новосельцев,
директор Прохоровской школы-гимназии,
Белгородская область:
– К сожалению, все достигается не благодаря, а
вопреки отдельным чиновникам образования... За
модными словами “личность”, “развитие”,
“инновация” скрываются все те же
крепостнические отношения.
Я не припомню ни одного начинания –
собственного или своих коллег, – которое бы
встретило понимание со стороны чиновников, будь
то введение гимназических классов, создание
новых программ, присвоение статуса
“школа-гимназия”, участие в педагогических
конкурсах и фестивалях. Что-то удавалось,
конечно, пробивать, а что-то так и оставалось
мечтой.
Может быть, не вовремя я об этом говорю, но так
обидно чувствовать постоянное неуважение к себе
и своим коллегам. С теплотой и любовью вспоминаю
все годы работы в школе, но как подумаешь, сколько
сил пришлось потратить на борьбу... Все могло бы
быть иначе. И достижений было бы больше, если бы
учителя чувствовали заботу и внимание
управленцев, если бы мы с ними были союзниками. И
если бы торжествовал не разрушительный, а
созидательный подход... В последнее время я часто
о нем задумываюсь и всякий раз вспоминаю Симона
Львовича – вот уж от кого всегда веяло
созиданием.
Если бы этот подход стал основным в работе
управленцев... Неужели так и не предвидится
никаких перемен?
Идеи и проблемы – самые разные, возникшие, как
видно, из идеологии и стиля работы каждой школы,
при взаимодействии учителей с конкретными
детьми. Нам остается лишь пожелать, чтобы у
педагогов хватило сил и терпения осуществить
задуманное в новом учебном году.
Елена ЛОСЕВСКАЯ, Мария БЕЛИЛОВСКАЯ,
Наталия ИШТРИКОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|