Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №48/1999

Архив
На актерском фестивале «Созвездие» приз за лучшую женскую роль получила Елена Сафонова.

Название фильма Дмитрия Месхиева и Валентина Черныха, за работу в котором ее отметило жюри, в данном случае можно посчитать символичным – «Женская собственность». Да, понятие собственности имеет множество разветвлений, но в приложении к актрисе и тому, что она умеет передать на экране, приобретает исключительно личный оттенок. Ее женская собственность – это редчайший дар жить судьбами своих героинь без малейшего зазора между характером персонажа и самобытностью актерского воплощения. Как это получается, объяснить невозможно. Она узнаваема и неузнаваема одновременно. Со времен «Зимней вишни» безоговорочно любима всеми, кто поверял жизнь ее героини своей собственной. Востребована в наше сложное для кино время. «Музыка для декабря» Ивана Дыховичного, «Женщина для президента» Елены Райской, «Принцесса на бобах» Вилена Новака – все это фестивальные ленты, получавшие награды жюри и публики, имевшие заинтересованную прессу.
Она настоящая звезда, но и женщина, несущая в себе тайну. Это ее суверенное достояние. И не надо отгадывать тайн – пусть у Елены Сафоновой будет больше ролей, будет своя женская собственность, а значит, и наша, зрительская.

Александр АВДЕЕНКО

Шаги в облаках

Пока мы вслед за торжественным закадровым голосом считали, сколько дней или рублей осталось до дня рождения Пушкина, в другом измерении тоже подбивался своеобразный итог. Неумолимо приближалось такое же магическое число – 200. И счет тоже шел не на годы, на дни. День – за год, а то и за два. Наконец свершилось: канал ТВ-6 завершил показ “Дикой розы”. До двухсот не дотянули всего-то единицу. И на 199-й серии банно-прачечный шедевр добил последних героев и закончился. Но не просто так, а чтобы уступить место “Просто Марии” – еще на много недель вперед. Ситуация вполне напоминает случившееся с незадачливым героем Зощенко, который, увлекшись своими возлияниями, не сразу понял, что происходит вокруг него. А параллельно шло, как заметил писатель, большое крымское землетрясение.
На нашем ТВ многое тоже происходит параллельно. Как положено в геометрии, параллели никогда не пересекаются, каждому из нас и всем вместе определены в телевизионном общежитии свои ниши.
Если взглянуть на мир сквозь прямоугольное окошко, то можно различить стройную закономерность почти любого телепоказа. С раннего утра нас по всем каналам бодрят и развлекают мультики сменяются музыкальными клипами, занимательная информация так и брызжет, будто освежающий душ. В отличном настроении мы отправляемся на работу, и нас учат, как отличить в троллейбусе или автобусе лжеконтролера от настоящего и куда жаловаться в случае чего.
Потом нас, оставшихся дома, потчуют сентиментальными историями из жизни зарубежных стран и народов, где рождение, смерть, грех, благородство, любовь, предательство перемешаны под таким огнедышащим соусом, приготовить который не под силу всем мировым классикам, если бы они вдруг решили составить конкуренцию мыльной индустрии.
Время сиесты и всеобщей летаргии заканчивается: начинается сезон охоты. На нас, конечно. Мы уже существуем не просто, мы живем в телевизионном прайм-тайме. Наше время теперь у них на вес золота. В нас палят из всех видов современных идеологических вооружений, нас стращают, предупреждают, предостерегают, нам открывают тайны, архивы, почти никогда – сердца, если это, конечно, не фильм о больном сердце президента. Мы наэлектризованы магическим излучением обволакивающих невидимых волн, мы во власти на наших глазах рождающейся реальности, более реальной, чем та, что существует на самом деле. Все слова о нейтральности информации, неангажированности каналов и прочей объективной подаче материалов разбиваются вдребезги, когда намечается очередной передел каналов, информационных потоков, рычагов влияния. Простому зрителю не дано понять, куда увлечет его этот захватывающий всех процесс. Но то, что куда-то увлечет, можно не сомневаться.
Самая последняя новость: создается государственная структура, которая будет заниматься масс-медиа, в том числе и телевидением. В масштабе целой страны, а не отдельного канала. Указ подписан президентом. Поживем – увидим. Может, только на телеэкранах, может, и в окружающей жизни.
В том, что мы хотим как лучше, можно тоже не сомневаться. Как получается – неудобно повторять ставшие крылатыми слова. Я не недруг телевидения. Смотрю, как и все. Учусь отбирать и не засорять голову ерундой. Учусь выключать, когда не нравится, или переключаться на другой канал. Мне, как и другим зрителям, нравятся многие передачи, я с почтением отношусь к тем, кто, не поддаваясь служению злобе дня, продолжает считать телевидение прежде всего явлением культуры во всех ее проявлениях. И, честно говоря, меня не переломить через колено при помощи постоянного давления на мою психику.
А всего-то нужны, чтобы увлечь, завлечь, развлечь и, если угодно, повести за собой, две вещи – ум и талант. Формула пушкинская. Только вот Россия для этого неудобно обустроена. Постоянно недостает покоя и воли. Чего больше? Кто даст ответ на этот вопрос?!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru