Жизнь под грифом “секретно”
Если успехи здоровых ребят во многом зависят
от степени участия в их судьбе родителей, то
будущее детей с особыми потребностями не может
состояться без самой горячей заинтересованности
их близких.
Нередко матери инвалидов делают
все возможное ради сохранения проблем своих
детей в тайне. Ото всех. Даже от собственного мужа.
(Чтобы тот не отправился на поиски более легкой
жизни.) В результате папы даже не подозревают, что
их дети посещают коррекционную школу, и требуют
от них знаний чуть ли не на уровне лицея – при
этом они не замечают и не ценят социальных
навыков ребенка: умения завязать разговор,
включиться в игру, организовать совместную
деятельность.
Отношения между особым ребенком и его здоровыми
братьями-сестрами могут значительно осложниться,
если последних (естественно, в соответствии с
возрастом) не информируют о том, почему он
необычно себя ведет, почему ему требуется много
внимания и почему нужно снисходительно
реагировать на некоторые странные на первый
взгляд поступки.
Так, двое четырнадцатилетних девочек-близнецов
поехали в интеграционный лагерь. Родившаяся
раньше (назовем ее Олей) была проинструктирована
мамой, что младшей (скажем, Вале) нужно давать
лекарства. Зачем и почему – сказано не было. Но
раз мама говорит, значит, надо. Оля, честно
выполняя поручение, неизменно натыкалась на
Валино сопротивление, которое по мере пребывания
в лагере усиливалось. Ссоры становились все чаще
– при этом старшей девочке казалось, что младшая
всячески старается ей досадить. Нараставшее
напряжение закончилось эпилептическим
припадком, после чего психологи лагеря были
вынуждены объяснить Оле, что Валя капризничает и
гневается не из-за дурного характера и не со зла,
просто таковы особенности ее здоровья.
После этого случая и мама рассказала дочери о
диагнозе младшей девочки.
Впрочем, бывает и по-другому – родители не
замечают проблем собственных детей, и,
соответственно, те не получают необходимой
помощи. Неужели это возможно? Оказывается, да.
Легкие степени умственной отсталости на
внешности никак не отражаются – проблемы
возникают только в общении. А его-то и нет:
родители слишком поглощены собой, хозяйством и
зарабатыванием денег. Им некогда прислушиваться
к тому, что говорит ребенок. Схема обычная: встали,
позавтракали, пошли в школу (на работу), из школы
пришел, поел-погулял-сделал уроки. Потом,
разумеется, ужин и сон. Все, день закончен!
Есть и такая реакция на особые нужды ребенка –
полное их игнорирование при осведомленности о
диагнозе: “Вовка достаточно взрослый, он сам все
сделает, сам все решит, сам за себя постоит”.
Конечно, хорошо, что взрослые предоставляют
ребенку самостоятельность, но получается, что о
развитии мальчика в школе думают больше, чем дома,
– маме с папой достаточно того, что мальчик
вовремя пришел после уроков, поел, сделал
домашнее задание... Ну и так далее. Однако если
успехи здоровых ребят во многом зависят от
степени участия в их судьбе родителей, то будущее
детей с особыми потребностями не может
состояться без самой что ни на есть горячей
заинтересованности их родных.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|