Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №48/1999

Архив

Жизнь под грифом “секретно”

Если успехи здоровых ребят во многом зависят от степени участия в их судьбе родителей, то будущее детей с особыми потребностями не может состояться без самой горячей заинтересованности их близких.

Нередко матери инвалидов делают все возможное ради сохранения проблем своих детей в тайне. Ото всех. Даже от собственного мужа. (Чтобы тот не отправился на поиски более легкой жизни.) В результате папы даже не подозревают, что их дети посещают коррекционную школу, и требуют от них знаний чуть ли не на уровне лицея – при этом они не замечают и не ценят социальных навыков ребенка: умения завязать разговор, включиться в игру, организовать совместную деятельность.
Отношения между особым ребенком и его здоровыми братьями-сестрами могут значительно осложниться, если последних (естественно, в соответствии с возрастом) не информируют о том, почему он необычно себя ведет, почему ему требуется много внимания и почему нужно снисходительно реагировать на некоторые странные на первый взгляд поступки.
Так, двое четырнадцатилетних девочек-близнецов поехали в интеграционный лагерь. Родившаяся раньше (назовем ее Олей) была проинструктирована мамой, что младшей (скажем, Вале) нужно давать лекарства. Зачем и почему – сказано не было. Но раз мама говорит, значит, надо. Оля, честно выполняя поручение, неизменно натыкалась на Валино сопротивление, которое по мере пребывания в лагере усиливалось. Ссоры становились все чаще – при этом старшей девочке казалось, что младшая всячески старается ей досадить. Нараставшее напряжение закончилось эпилептическим припадком, после чего психологи лагеря были вынуждены объяснить Оле, что Валя капризничает и гневается не из-за дурного характера и не со зла, просто таковы особенности ее здоровья.
После этого случая и мама рассказала дочери о диагнозе младшей девочки.
Впрочем, бывает и по-другому – родители не замечают проблем собственных детей, и, соответственно, те не получают необходимой помощи. Неужели это возможно? Оказывается, да. Легкие степени умственной отсталости на внешности никак не отражаются – проблемы возникают только в общении. А его-то и нет: родители слишком поглощены собой, хозяйством и зарабатыванием денег. Им некогда прислушиваться к тому, что говорит ребенок. Схема обычная: встали, позавтракали, пошли в школу (на работу), из школы пришел, поел-погулял-сделал уроки. Потом, разумеется, ужин и сон. Все, день закончен!
Есть и такая реакция на особые нужды ребенка – полное их игнорирование при осведомленности о диагнозе: “Вовка достаточно взрослый, он сам все сделает, сам все решит, сам за себя постоит”. Конечно, хорошо, что взрослые предоставляют ребенку самостоятельность, но получается, что о развитии мальчика в школе думают больше, чем дома, – маме с папой достаточно того, что мальчик вовремя пришел после уроков, поел, сделал домашнее задание... Ну и так далее. Однако если успехи здоровых ребят во многом зависят от степени участия в их судьбе родителей, то будущее детей с особыми потребностями не может состояться без самой что ни на есть горячей заинтересованности их родных.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru