Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №48/1999

Архив

Как освоить мир здоровых людей

Сначала придется отказаться от привычки быть центром вселенной и научиться самостоятельно преодолевать преграды

У ребенка с ограниченными возможностями возникает ряд психологических особенностей, связанных с его физическим состоянием и изолированностью от общества. Друзей у него нет. Круг общения зачастую сужен, рядом одни взрослые.
Естественно, что он начинает воспринимать себя совсем немощным и зависимым. Постепенно у ребенка формируется психология беспомощности, тесно связанная с потребительством. И тут нечему удивляться. Раз человек ничего не может сделать сам, все должны ему помогать. А отказаться от привычки быть центром вселенной бывает очень трудно.
Гремучая смесь беспомощности, потребительства и серьезных нарушений здоровья (когда несравненно легче ничего не делать, чем предпринимать недюжинные усилия ради всякой мелочи) приводит к тому, что воля больного ребенка не развивается. За него все и всегда решают другие. И дома, и в специализированных интернатах. Ему не нужно думать, что делать, скажем, через полчаса. Не надо планировать время после школы (сейчас погуляю, потом сяду за уроки), потому что все заранее продумано взрослыми. И вот без пяти минут выпускник интерната для слабовидящих, обученный прекрасно ориентироваться в пространстве, в свое законное свободное время спрашивает у учительницы, можно ли ему погулять во дворе. Зависимость от окружающих болезненно нелепа: разрешат – он погуляет, нет – подчинится. Жизнь, в которой нет места самостоятельным действиям и решениям.
Дети с особыми нуждами почти не умеют дружить. Не знают, как показать свое хорошее (или плохое) отношение к другому человеку, как реагировать на поступки сверстников.
Отгороженность от мира здоровых людей (а иногда даже противопоставленность ему) ведет к развитию монологичности сознания.
Выпускник Нижегородского интерната для слепых и слабовидящих поражен рассеянным склерозом. С каждым годом его пальцы двигаются все хуже. Вот он уже не может читать брайлевские книги и печатать на специальной пишущей машинке. Ему приходится довольствоваться аудиокнигами (а их у нас выпускается так мало!). Несколько раз в неделю Андрея навещают друзья – бывшие одноклассники. Но разговор с ними тяготит парня. Он настолько поглощен собой, своими мыслями, что перестал слышать других. Новости внешнего мира ему не интересны.
А ведь было время, когда Андрей организовывал клуб для слепых и слабовидящих, учился в школе…
Теперь, оказавшись в домашней изоляции, стал замкнутым. Ему кажется, что друзья просто не хотят его понять. Он подсознательно заостряет внимание на неприятных ситуациях. Замкнут в себе. Погружен в собственные мысли, которые день ото дня кажутся ему все глубже, значительнее. Целыми днями Андрей занят монологами. И даже его устная речь становится книжной.
Дети с ограниченными возможностями очень зависимы. Все время ищут, чем бы поразить окружающих. Понимают, что просто так их любить никто не будет. И если взрослым удается обучить их чему-то интересному, они начинают назойливо демонстрировать свои успехи. Даже когда это не совсем уместно.
Научили, например, детей с ампутированными конечностями сочинять простенькие стишки. В интернате их творчество воспринималось на ура. Вдруг юных поэтов привезли в летний лагерь, где была предусмотрена разнообразная развлекательная
программа. В первый же день они заявили вожатым: будем читать свои стихи.
Прекрасно! Устроили вечер поэзии. Но на следующий день ребята опять потребовали: стихи! И через день. И через два… Они просто боялись, что не сумеют достойно справиться с другой, неизвестной ролью. Со своими стихами они нравятся – как знать, что будет без них?
Сегодня в мире приняты два способа решения проблем детей с особыми нуждами. Первый состоит в том, что организуются специальные учебные заведения, где ребят пытаются приспособить к такой жизни, в которой их физические недостатки не слишком бы сказались. Выяснилось, правда, что этот подход лишает воспитанников специнтернатов возможности иметь весь спектр нормальных человеческих отношений и сужает их социальное пространство. Сторонники второго подхода вовлекают ребенка с особыми нуждами в обычную жизнь, учат его преодолевать преграды и осваивать мир здоровых людей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru