Как освоить мир здоровых людей
Сначала придется отказаться от привычки быть
центром вселенной и научиться самостоятельно
преодолевать преграды
У ребенка с ограниченными
возможностями возникает ряд психологических
особенностей, связанных с его физическим
состоянием и изолированностью от общества.
Друзей у него нет. Круг общения зачастую сужен,
рядом одни взрослые.
Естественно, что он начинает воспринимать себя
совсем немощным и зависимым. Постепенно у
ребенка формируется психология беспомощности,
тесно связанная с потребительством. И тут нечему
удивляться. Раз человек ничего не может сделать
сам, все должны ему помогать. А отказаться от
привычки быть центром вселенной бывает очень
трудно.
Гремучая смесь беспомощности, потребительства и
серьезных нарушений здоровья (когда несравненно
легче ничего не делать, чем предпринимать
недюжинные усилия ради всякой мелочи) приводит к
тому, что воля больного ребенка не развивается.
За него все и всегда решают другие. И дома, и в
специализированных интернатах. Ему не нужно
думать, что делать, скажем, через полчаса. Не надо
планировать время после школы (сейчас погуляю,
потом сяду за уроки), потому что все заранее
продумано взрослыми. И вот без пяти минут
выпускник интерната для слабовидящих, обученный
прекрасно ориентироваться в пространстве, в свое
законное свободное время спрашивает у
учительницы, можно ли ему погулять во дворе.
Зависимость от окружающих болезненно нелепа:
разрешат – он погуляет, нет – подчинится. Жизнь,
в которой нет места самостоятельным действиям и
решениям.
Дети с особыми нуждами почти не умеют дружить. Не
знают, как показать свое хорошее (или плохое)
отношение к другому человеку, как реагировать на
поступки сверстников.
Отгороженность от мира здоровых людей (а иногда
даже противопоставленность ему) ведет к развитию
монологичности сознания.
Выпускник Нижегородского интерната для слепых и
слабовидящих поражен рассеянным склерозом. С
каждым годом его пальцы двигаются все хуже. Вот
он уже не может читать брайлевские книги и
печатать на специальной пишущей машинке. Ему
приходится довольствоваться аудиокнигами (а их у
нас выпускается так мало!). Несколько раз в неделю
Андрея навещают друзья – бывшие одноклассники.
Но разговор с ними тяготит парня. Он настолько
поглощен собой, своими мыслями, что перестал
слышать других. Новости внешнего мира ему не
интересны.
А ведь было время, когда Андрей организовывал
клуб для слепых и слабовидящих, учился в школе…
Теперь, оказавшись в домашней изоляции, стал
замкнутым. Ему кажется, что друзья просто не
хотят его понять. Он подсознательно заостряет
внимание на неприятных ситуациях. Замкнут в себе.
Погружен в собственные мысли, которые день ото
дня кажутся ему все глубже, значительнее. Целыми
днями Андрей занят монологами. И даже его устная
речь становится книжной.
Дети с ограниченными возможностями очень
зависимы. Все время ищут, чем бы поразить
окружающих. Понимают, что просто так их любить
никто не будет. И если взрослым удается обучить
их чему-то интересному, они начинают назойливо
демонстрировать свои успехи. Даже когда это не
совсем уместно.
Научили, например, детей с ампутированными
конечностями сочинять простенькие стишки. В
интернате их творчество воспринималось на ура.
Вдруг юных поэтов привезли в летний лагерь, где
была предусмотрена разнообразная
развлекательная
программа. В первый же день они заявили вожатым:
будем читать свои стихи.
Прекрасно! Устроили вечер поэзии. Но на следующий
день ребята опять потребовали: стихи! И через
день. И через два… Они просто боялись, что не
сумеют достойно справиться с другой, неизвестной
ролью. Со своими стихами они нравятся – как
знать, что будет без них?
Сегодня в мире приняты два способа решения
проблем детей с особыми нуждами. Первый состоит в
том, что организуются специальные учебные
заведения, где ребят пытаются приспособить к
такой жизни, в которой их физические недостатки
не слишком бы сказались. Выяснилось, правда, что
этот подход лишает воспитанников специнтернатов
возможности иметь весь спектр нормальных
человеческих отношений и сужает их социальное
пространство. Сторонники второго подхода
вовлекают ребенка с особыми нуждами в обычную
жизнь, учат его преодолевать преграды и
осваивать мир здоровых людей.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|