Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №48/1999

Архив

Сколько книг надо прочитать на каникулах?

Может быть, всего одну, но зато по-настоящему, чтобы возвращаться к ней в течение всего учебного года

 

“Ах, лето красное, любил бы я тебя, когда б...” Многое включают дети в это когда б, мешающее вдосталь насладиться волей и ничегонеделанием.

Тут и экзамены, и переэкзаменовки, и лагерь труда и отдыха (очевидно, более труда и скуки, чем отдыха), к моему великому огорчению, часто сюда же дети относят и список книг для летнего чтения, считая его обузой, отравляющей скоротечные летние деньки.
Да и среди учителей отношение к летнему чтению далеко не однозначное. Одни предпочитают игнорировать его существование: мол, все равно читать не будут, наизобретают самых разных уловок, чтобы отчитаться осенью; учим ловчить, и больше ничего.

Другая часть учителей предпочитает задать очень много, чтобы ошеломить, заставив из этого моря выбрать хотя бы кое-что.

Одна моя знакомая поделилась опытом:

– Я задаю прочитать сорок книг. А по десяти из них прошу написать изложение.

– Ну и как?

– Да почти никак. Пишут только те, кто уж очень за свою успеваемость переживает.

Думаю про себя: тогда зачем? Сорок книг за девяносто дней! Кто же из взрослых за такое возьмется? А тут дети.

Но это крайности. А можно ли сделать так, чтобы удивление от встречи с умной книгой все-таки случилось? Можно! Хотите подсказку?

Давайте возьмем семиклассников и посоветуем им летом прочитать всего одну книжку. Я беру трилогию “Мальчик со шпагой” (“Всадники со станции “Роса”, “Мальчик со шпагой”, “Флаг-капитаны”) Владислава Крапивина. Я обычно хитрю и в течение мая потихонечку стараюсь пробудить в ребятах интерес к творчеству этого писателя (они встречались с ним и в пятом, и в шестом классе, но ведь все забывается).

Говорю примерно следующее:

– У него вышло девятитомное собрание сочинений. Представляете? Гора книг, и все они о ребятах.

В другой раз читаю отрывочек из высказывания В.Крапивина: “...Я научился понимать, что ребячья жизнь ничуть не проще, не легче жизни взрослых. Порой она даже труднее, драматичнее, чем у их родителей и учителей. Потому что маленький по возрасту человек чувствует и переживает ничуть не меньше большого, а защищен от суровой жизни он гораздо слабее...”

Советую эту книжку прочитать мальчишкам (тоже хитрость: если мальчики заинтересуются, то уж девочки прочитают обязательно). Говорю, что в книгах Крапивина скрыты “незыблемые правила мальчишечьей жизни”.

Прошу помочь мне эти правила отыскать, но не только мальчишечьей, но человеческой вообще. Показываю красиво оформленную тетрадку, куда я эти правила собираюсь записывать, у нее и заголовок есть – “Уроки Владислава Крапивина”.

Договариваемся, что в сентябре каждый принесет свою “золотую крупицу” и запишет в эту тетрадь. Очень важно уверить, что все находки будут именные и я их сохраню, чтобы похвастаться перед новым поколением моих учеников. Чтобы уже точно поверили, показываю находки прошлых лет.

Вот некоторые из них.

  • “Хорошо, что я не успел заплакать!”
  • “У детей тоже есть чувство собственного достоинства, которое никому не позволено оскорблять, да еще публично. И что каждый человек имеет право порвать отношения с тем, кто его оскорбил”.
  • “Ты сейчас рад, спокоен даже. А кто-то в этот миг зовет на помощь”.
  • “Если человеку одиноко и страшно, кто-то должен оказаться рядом”.
  • “Настоящий мужчина никогда не дерется с женщинами. Это стыдно”.
  • “Если приходится влезать в неприятное дело или в драку какую-нибудь, сосчитай, как перед стартом. Чем серьезнее дело, тем больше бери отсчет. Помогает справиться со страхом и успокаивает голову, чтобы не напороть горячку”.
  • “А сколько твоя совесть стоит?”

Прочитав эти строки, каждый учитель поймет, что перед ним клад, а если этот клад отрыт детьми, цены ему нет. Потом целый год я к этой тетрадке обращаюсь: пишем сочинения, проводим беседы на классном часе, просто говорим о жизни.

Но самое главное, мне кажется, такое прочтение (пусть даже и одной книги) отвечает на самый главный вопрос: а зачем надо читать? Читать надо, чтобы у писателя найти ответы на вопросы, которые то и дело задает нам жизнь.

Валентина ГУСЕВА
д. Кладово, Пошехонский район, Ярославская область

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru