Цифры, факты, удивление!
Закончился 1998/99 учебный год. У миллионов детей
каникулы, учителя – в отпуске, администрация
подводит итоги. Каковы они? Не только
статистические и финансовые. Весь год работали и
академические институты, и медицинские
учреждения – психологи, социологи, врачи. В живой
и разнообразной системе народного образования
России происходят изменения, которые не сразу и
осмыслишь. И мы решили составлять обзоры
публикаций в научных и педагогических журналах
России, которые предполагаем сделать
регулярными в новом учебном году.
ШКОЛЬНИКОВ СТАЛО БОЛЬШЕ
В России в настоящее время около 68,4 тысячи
общеобразовательных государственных школ (в 1991
г. их было 67,9 тысячи), в которых обучаются 21,6
миллиона детей (в 1991 г. их было 20,4 миллиона). За это
же время количество негосударственных школ
увеличилось в 6 раз – их свыше 500 (в 1991 г. было 85).
ПРОДОЛЖИМ УЧЕБУ!
В этом году 11-классную среднюю школу закончили
один миллион 320 тысяч человек. Из них в вузы
собираются поступать около одного миллиона
молодых людей.
НЕТЕРПИМОСТЬ ВРЕДНА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
Выявлена прямая связь между нетерпимостью
педагогов и их подверженностью стрессам. 14
различных проявлений стресса выявлено у 50%
учителей – нетерпимость вредна для здоровья.
ЕСЛИ ПОСМОТРЕТЬ ШИРЕ
Число дошкольных учреждений за 90-е годы
сократилось более чем на 20%, а контингент
воспитанников уменьшился почти на 13%. Но почти в 13
раз увеличилось число детей, посещающих
комплексы школа – детский сад, – с 11 тысяч до 138,9
тысячи детей.
ИСКАЖЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
В нашей стране на перевоспитание в системах МВД
и Минюста государство тратит средств больше, чем
на образование, здравоохранение и науку, вместе
взятые.
УЧИТЕЛЬ НЕЗАМЕНИМ
Измерения динамики забывания по окончании
обучения показали, что быстрее всего забываются
знания, полученные по магнитофонным записям, от
которых остается через месяц менее 20%. За то же
время знания, полученные от учителя, сохраняются
на 50%.
САМОУЧКИ И САМОРОДКИ
В системе профтехобразования России среди
мастеров производственного обучения 20%
специалистов имеют высшее и 40% – среднее
специальное образование, а еще 40% – самоучки и
самородки. В Японии и США высшее и среднее
образование имеют соответственно 50% и 100%
учителей труда.
ЧТО И СКОЛЬКО НАДО ЗНАТЬ?
В 1930-х годах полученного базового образования
специалистам хватало практически на всю
трудовую жизнь, в 50-х годах «период полураспада
знаний» – время их морального устаревания –
составил 10–12 лет, а в 90-х годах – 4–5 лет.
УСКОРИЛСЯ ИЗНОС ЗНАНИЙ
Научные законы и теории включаются в учебные
программы примерно через 50 лет, а отдельные факты
и явления – через 10 лет после их появления.
Однако в современном мире знания устаревают –
изнашиваются – за 4–5 лет.
БЕСПОЛЕЗНАЯ СУММА
Школьные учебники по физике для 5–6 классов
содержат более 1300 основных понятий, из которых
через год забывается 90%. В британских учебниках
их насчитывается не более 600, а в американских –
лишь 300.
РЕАЛЬНОСТЬ, СКАЗКИ...
Только в возрасте 11–12 лет в сознании ребенка
происходит окончательная дифференциация
психологической и физической реальности. С этого
возраста ребенок отличает правду от фантазий и
не приписывает высказываниям только одному ему
ведомый смысл.
...И ТРЕВОГИ ДЕТСКОГО СОЗНАНИЯ
На XIX Международном конгрессе Общества
исследования стресса и тревожности (STAR),
состоявшемся в Стамбуле, обсуждался доклад
«Соотношение между семейными образцами
восприятия и чертами тревожности в детях»
(Израиль), который можно получить через Интернет.
ОПРОС – ДЕЛО ТОНКОЕ
Анализ ценностных ориентаций до и после
экспериментальных опросов подростков показал,
что сам опрос влияет на изменение направленности
личности. Так, ранг ценности – общественное
признание перемещается после опроса с 12-го на 7-е
место, а терпимость к иным взглядам – с 10-го на 6-е
место.
ЭКОНОМИКА ДЕТСКОГО ЛЕТА
Расчеты показывают, что при инвестициях в
летний отдых детей в один миллион рублей
(примерно 500 путевок на одну смену) экономится от
несостоявшихся несчастных случаев (травматизм в
городе, бесконтрольность на водоемах и т.п.) тот
же один миллион рублей.
КРИЗИСЫ В ГРУППАХ ДЕТЕЙ
При создании детских коллективов в лагерях
отдыха следует помнить о «кризисе третьего дня»,
когда дети заканчивают построение иерархии,
«кризисе восьмого дня», когда группа впервые
пытается сделать что-либо вместе, и «кризисе
тринадцатого дня» – вероятном дне конфликта
новых и старых лидеров («бунт стариков»).
По материалам журналов «Вестник университета
РАО», «Преподаватель», «Педагогика», “Magister”,
“Прикладная психология”, “Вопросы
психологии”, “Профессиональное образование”,
“Открытая школа”, “Психологический журнал
РАН” и “Народное образование”
Подготовил
Владимир СЕВРЮГИН
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|