Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №48/1999

Архив

Цифры, факты, удивление!

Закончился 1998/99 учебный год. У миллионов детей каникулы, учителя – в отпуске, администрация подводит итоги. Каковы они? Не только статистические и финансовые. Весь год работали и академические институты, и медицинские учреждения – психологи, социологи, врачи. В живой и разнообразной системе народного образования России происходят изменения, которые не сразу и осмыслишь. И мы решили составлять обзоры публикаций в научных и педагогических журналах России, которые предполагаем сделать регулярными в новом учебном году.

ШКОЛЬНИКОВ СТАЛО БОЛЬШЕ

В России в настоящее время около 68,4 тысячи общеобразовательных государственных школ (в 1991 г. их было 67,9 тысячи), в которых обучаются 21,6 миллиона детей (в 1991 г. их было 20,4 миллиона). За это же время количество негосударственных школ увеличилось в 6 раз – их свыше 500 (в 1991 г. было 85).

ПРОДОЛЖИМ УЧЕБУ!

В этом году 11-классную среднюю школу закончили один миллион 320 тысяч человек. Из них в вузы собираются поступать около одного миллиона молодых людей.

НЕТЕРПИМОСТЬ ВРЕДНА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

Выявлена прямая связь между нетерпимостью педагогов и их подверженностью стрессам. 14 различных проявлений стресса выявлено у 50% учителей – нетерпимость вредна для здоровья.

ЕСЛИ ПОСМОТРЕТЬ ШИРЕ

Число дошкольных учреждений за 90-е годы сократилось более чем на 20%, а контингент воспитанников уменьшился почти на 13%. Но почти в 13 раз увеличилось число детей, посещающих комплексы школа – детский сад, – с 11 тысяч до 138,9 тысячи детей.

ИСКАЖЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

В нашей стране на перевоспитание в системах МВД и Минюста государство тратит средств больше, чем на образование, здравоохранение и науку, вместе взятые.

УЧИТЕЛЬ НЕЗАМЕНИМ

Измерения динамики забывания по окончании обучения показали, что быстрее всего забываются знания, полученные по магнитофонным записям, от которых остается через месяц менее 20%. За то же время знания, полученные от учителя, сохраняются на 50%.

САМОУЧКИ И САМОРОДКИ

В системе профтехобразования России среди мастеров производственного обучения 20% специалистов имеют высшее и 40% – среднее специальное образование, а еще 40% – самоучки и самородки. В Японии и США высшее и среднее образование имеют соответственно 50% и 100% учителей труда.

ЧТО И СКОЛЬКО НАДО ЗНАТЬ?

В 1930-х годах полученного базового образования специалистам хватало практически на всю трудовую жизнь, в 50-х годах «период полураспада знаний» – время их морального устаревания – составил 10–12 лет, а в 90-х годах – 4–5 лет.

УСКОРИЛСЯ ИЗНОС ЗНАНИЙ

Научные законы и теории включаются в учебные программы примерно через 50 лет, а отдельные факты и явления – через 10 лет после их появления. Однако в современном мире знания устаревают – изнашиваются – за 4–5 лет.

БЕСПОЛЕЗНАЯ СУММА

Школьные учебники по физике для 5–6 классов содержат более 1300 основных понятий, из которых через год забывается 90%. В британских учебниках их насчитывается не более 600, а в американских – лишь 300.

РЕАЛЬНОСТЬ, СКАЗКИ...

Только в возрасте 11–12 лет в сознании ребенка происходит окончательная дифференциация психологической и физической реальности. С этого возраста ребенок отличает правду от фантазий и не приписывает высказываниям только одному ему ведомый смысл.

...И ТРЕВОГИ ДЕТСКОГО СОЗНАНИЯ

На XIX Международном конгрессе Общества исследования стресса и тревожности (STAR), состоявшемся в Стамбуле, обсуждался доклад «Соотношение между семейными образцами восприятия и чертами тревожности в детях» (Израиль), который можно получить через Интернет.

ОПРОС – ДЕЛО ТОНКОЕ

Анализ ценностных ориентаций до и после экспериментальных опросов подростков показал, что сам опрос влияет на изменение направленности личности. Так, ранг ценности – общественное признание перемещается после опроса с 12-го на 7-е место, а терпимость к иным взглядам – с 10-го на 6-е место.

ЭКОНОМИКА ДЕТСКОГО ЛЕТА

Расчеты показывают, что при инвестициях в летний отдых детей в один миллион рублей (примерно 500 путевок на одну смену) экономится от несостоявшихся несчастных случаев (травматизм в городе, бесконтрольность на водоемах и т.п.) тот же один миллион рублей.

КРИЗИСЫ В ГРУППАХ ДЕТЕЙ

При создании детских коллективов в лагерях отдыха следует помнить о «кризисе третьего дня», когда дети заканчивают построение иерархии, «кризисе восьмого дня», когда группа впервые пытается сделать что-либо вместе, и «кризисе тринадцатого дня» – вероятном дне конфликта новых и старых лидеров («бунт стариков»).

По материалам журналов «Вестник университета РАО», «Преподаватель», «Педагогика», “Magister”, “Прикладная психология”, “Вопросы психологии”, “Профессиональное образование”, “Открытая школа”, “Психологический журнал РАН” и “Народное образование”

Подготовил
Владимир СЕВРЮГИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru