Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №48/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Мы почти научились отстаивать собственное мнение

Но как нам научиться договариваться друг с другом?

Дорогие читатели, это наш последний номер перед летними отпусками.

Нет, газета с вами не прощается – она по-прежнему будет выходить, только в необычном виде. Это будут пять номеров современной педагогической энциклопедии. Или, если хотите, пять номеров учебника современной педагогики.

Мы назвали этот учебник «Школа сотрудничества».

Не так давно наша газета опубликовала список тем – основных идей педагогики сотрудничества. Это были темы третьих Соловейчиковских чтений, которые состоятся в начале октября в Москве. А в конце сентября, как раз накануне, пройдет девятый фестиваль «Авторская школа “Эврика”-99» – финал конкурса на статус «Федеральная экспериментальная площадка».

Мы надеемся, что вы сможете приехать на оба наших праздника: фестиваль – 28–30 сентября и чтения – 1–2 октября.

А для того чтобы идеи педагогики сотрудничества получили дальнейшее развитие, мы решили, что в летних номерах – по традиции мы делаем их тематическими – стоит опубликовать развернутые статьи, педагогические эссе наших знаменитых авторов, известных педагогов, ученых и журналистов на темы педагогики сотрудничества. Разговор продолжится на Соловейчиковских чтениях и на фестивале «Авторская школа “Эврика”-99».

А пока мы расстаемся на месяц.

И, конечно, в последнем номере хочется подвести итоги года.

 

Становится ли наша школа лучше?

Чувствуют ли себя дети в нашей школе защищенными, счастливыми? Тепло ли им там? Хватает ли им учебников, насколько добры к ним учителя?

Общего ответа нет.

У нас есть очень богатые школы, очень уютные школы, очень добрые и теплые школы. Я видел такие школы в Новом Уренгое, в Краснодаре, в Улан-Удэ, во многих других местах. И я видел другие школы: с печным отоплением и туалетом во дворе, с проваливающимися полами, с обвисшим потолком. Я видел школу, стянутую по всему периметру арматурой, чтобы не шаталась...

Чувствуют ли себя дети счастливыми в этой школе?

Наверное, да, потому что это их школа, их детство, их учителя. Все свое кажется самым лучшим и самым хорошим.

* * *

Недавно я получил два письма из подмосковного города, учительница и ученики из которого стали героями телепередачи, а затем и героями нашей публикации «Школа насилия». Речь шла о том, как одному ученику заклеили пластырем рот, чтобы не мешал вести урок.

И вот оказалось (так написали авторы писем, и им, конечно, следует верить), что репортеры все перепутали, погнались за сенсацией, а учительница – героиня сюжета – очень опытная и очень хорошая. И из писем видно, что родители и дети не просто уважают, а очень любят свою учительницу. И есть за что: тяжело болея, она не бросила свой класс и проводит с учениками намного больше времени, чем положено, буквально возится с ними. И успехи налицо: родители довольны тем, как учатся их дети в ее классе. А эпизод с заклеиванием пластырем рта непоседливого мальчика-говоруна – просто шутливый договор с самим учеником. Это репортерам было выгодно подать такой случай как что-то сенсационное, а на самом деле была такая игра с мальчиком и он сам захотел заклеить себе рот, чтобы не мешать вести урок.

А через некоторое время после письма от родителей из подмосковной школы пришла другая новость, казалось бы, совершенно не связанная с защитой обиженной учительницы.

Новость такая: правительство утвердило на своем заседании 24 июня 1999 года Федеральную программу развития образования. Правда, эта новость по своей значимости менее важна, чем защита родителями учительницы. Более того, решение правительства информационным поводом по большому счету и не является. По одной простой причине: подобное решение, правда, по поводу другой Федеральной программы развития образования, уже было. Но поскольку такая программа предусмотрена законом, то ей предстоит утверждение Государственной Думой. Прошлая программа такого утверждения не прошла. А для того чтобы попасть в бюджет 2000-го, новой программе надо успеть быть принятой Думой до декабря, потому что новый состав депутатов будет с большим скепсисом относиться ко всему, что поддерживают нынешние депутаты. Поэтому правительство почти ничем не рисковало, приняв эту программу и направив ее в Думу. С другой стороны, позиция Минобразования и вице-премьера по социальным вопросам сильно укрепилась: в очень короткий срок разработан и принят важнейший государственный документ. И почти никакого шума, не сравнить с той бурей, которая разразилась два года назад по поводу реформы.

* * *

В чем же связь между родителями, защищающими свою учительницу, и правительством, принявшим, с вашей точки зрения, неэффективную программу развития образования?

И родители, и сама учительница, и правительство, и автор этой статьи, и вы, друзья мои, – мы все имеем право на мнение. И эти мнения могут не совпадать.

Но для того чтобы жизнь наша не прекратилась, чтобы не жить по законам силы, или хамства, или лжи, или фанатизма, или любой другой формы нетерпимости друг к другу, мы обречены на то, чтобы не только понять друг друга, но выработать общее – общественное мнение.

Я категорически не согласен с тем, что написали мне родители из Подмосковья, с тем, что они считают нормальным такие договоренности с детьми и им кажется, что подобные средства оправдывают цели. Я не согласен с их видением того, какой должна быть хорошая школа. У нас разные ответы на вопрос, счастливы ли дети в школе.

Но если это их видение – я должен с ними согласиться. Это их выбор.
Вопрос в том, как найти общее мнение, если мы не согласны друг с другом.

Я категорически не согласен с тем, какое решение приняло правительство относительно программы развития. С моей точки зрения, там нет главных программных моментов: развития общественного управления школами, самостоятельности школ, поддержки инновационного движения, поддержки современных технологий, принципов экономической образовательной политики. Эта программа фактически делает школу придатком к вузу.

Но так же как у родителей есть право самим решать, какой быть их школе, так и за правительством надо признать право решать, какой быть системе образования.

Все так, но, с другой стороны, принимать программу, в которой нет ни программы, ни развития, – как можно?

Это ваша точка зрения, скажет правительство, а мы считаем иначе.

Вот и оказывается: ни правительство, ни люди не умеют искать общий смысл и общий интерес. Ни тех ни других этому не научили как главному навыку всей жизни.

Вот он – главный образовательный стандарт: уметь искать общее решение. Стремиться к нему, считать самым большим достижением и самым главным успехом.

Мы все способны отвечать за наших детей и за школу. Нет права должности, нет права принадлежности к группе, есть только одно право, точнее, два – право иметь свое мнение и право вести диалог с теми, у кого мнение другое.

Минуточку, скажет убежденный читатель, минуточку, а как же относительно того, чтобы доказывать свою правоту, как же относительно того, чтобы учить детей настаивать на своем мнении, не уступать? Это что же вы, к абстрактному гуманизму снова призываете?

Да, мы и не скрываем этого.

А вы разве против?

Только трудность не в том, за кого мы, или за кого другая газета, или за кого читатель.

Это все пропаганда и агитация, ну их!

Трудность в том, чтобы в классе, на газетной полосе, в кабинете начальника искать общее мнение.

А вот письмо из Сибири.

«… Я перешла из элитарной школы в другую. Поняла, что нельзя эксплуатировать способности «отборных» детей. Коллектив наш очень увлечен (до сих пор!) педагогикой сотрудничества, и атмосфера чем-то напоминает «Эврику». Трудно, но я бесстыдно счастлива!

Вы просите хороших новостей? На политической арене города произошли изменения. Теперь в депутатском корпусе два директора – из 11-й и 15-й школ. Все должно измениться к лучшему.

Но что значит к лучшему – все понимают по-разному. А пока в товарищах согласья нет…»

…Хорошо ли нашим детям в нашей школе? Впереди отпуск – как раз есть время подумать об этом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru