Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/1999

Архив
Юрий МАКАРОВ,
заслуженный учитель РФ

Воспитательная сила урока

Она появляется, когда мы создаем ребенку условия
для самостоятельной работы

Мы завершаем публикацию цикла статей пермского учителя Юрия Афанасьевича Макарова о технологии индивидуального обучения. В течение нескольких месяцев автор рассказывал об опыте работы по этой технологии, о ее преимуществах по сравнению с традиционной системой. Сегодня – заключительный разговор, попытка обобщить то, что было сказано в предыдущих статьях, понять, что же скрывается за словосочетанием “гуманизация образования”.

Наказание одно – отлучение от труда

“То, что учитель должен воспитывать, – это предрассудок, – писал Л.Выготский. – Настоящая тайна воспитания состоит в том, чтобы не воспитывать. Для нынешнего воспитания не так важно учить известному количеству знаний, как умению приобретать эти знания и пользоваться ими. А это достигается только (как и все в жизни) трудом.

На долю учителя выпадает новая ответственная роль. Ему надо сделаться организатором той социальной среды, которая является единственным воспитательным фактором”.

Мы уже говорили, что в рамках классно-урочной системы обучение оторвано от воспитания в том смысле, что учитель на уроке и сам процесс урока воспитывают одно, а мероприятия после урока – другое. По нашему мнению, урок должен стать главной ареной воспитания. В предыдущих статьях мы пытались показать, что, поставленный в условия свободы выбора (хочу – работаю, хочу – не работаю), ученик преодолевает лень и несобранность. Работая самостоятельно из урока в урок, ученик сам, без нравоучений учителя, воспитывает в себе трудолюбие. Выбрав себе определенный уровень трудности, ученик на каждом уроке преодолевает его – так происходит развитие ученика.

Мы не против внеклассных мероприятий, как может показаться. Мы за естественное продолжение в послеурочной деятельности ученика того, что он делал на уроке: не в том смысле, что ученик после уроков должен продолжать учиться, а в том, чтобы ученик продолжал искать для себя нишу, наиболее отвечающую его интересам.

Воспитывает только успешный труд, и учитель может такой учебный труд организовать. Технология индивидуального обучения позволяет проявить себя ученикам на разных уроках. Одному интересна математика, и на уроках математики он лидер. Другой будет лидером на уроках литературы. Но согласимся – не всем учеба дается легко. Внеклассная работа тоже может дать возможность успешно проявить себя в других, отличных от учебы, сферах деятельности. То есть, помимо создания развивающей среды на уроках, надо создавать развивающую среду и во всей внеклассной работе. И чем больше в школе будет кружков, факультативов, секций, студий, клубов, предметов по выбору и так далее – тем больше у каждого возможностей проявить себя.

Свобода выбора немыслима без ответственности за свой выбор. Мы уже писали, что технология индивидуального обучения прекрасно обходится без двоек, что при работе по технологии домашнее задание – это не обязанность, а поощрение. Но одно наказание есть. И оно последует, если ученик мешает другим. Бывает на уроках так, что ученик не только сам не работает – это его право, но и мешает другим. Мы не будем в этом случае делать ему замечаний, мы лишим его права трудиться. Кто вынужден был сидеть без дела много часов, согласится, что безделье хуже любой работы. Это наказание не трудом, а отлучением от труда. Применение этого средства действует безотказно.

Как мы уже писали, ученик имеет право попросить помощи не только у учителя, но и у любого другого ученика. При этом списывание неизбежно, и учитель обычно на это внимания не обращает, потому что знает: если ученик списывает и понимает, что списывает, то контрольную работу он выполнит. Если же ученик списывает бездумно, то контрольную работу, охватывающую все основные вопросы темы, он не напишет никогда.

Замечания типа “Не списывай!” бесполезны. Если не обращать на это явление внимания, оно исчезнет само собой. Кроме того, у учеников исчезает азарт обмануть учителя. Ну какой смысл списывать, если на это никто не реагирует. Так психология начинает работать на учителя.
Известно, что опыт ученика определяется социальной средой. Стоит измениться социальной среде, как меняется и поведение ученика. Социальная среда есть один из рычагов воспитательного процесса, и роль учителя сводится к управлению этим рычагом.

Гуманное образование – какое оно?

В заключение хотелось бы поделиться некоторыми наблюдениями. Последние несколько лет принесли в школы страны много новшеств. Открылись частные школы, гимназии, лицеи, даже академии. Во многих школах появились классы с углубленным изучением отдельных предметов и классы коррекции. Учителя пишут концепции и программы.

К сожалению, на фоне этой бурной деятельности не изменилось главное – отношение властей к учителю.

Совершенно не изменилась и классно-урочная система, изначально не предназначенная для гуманного отношения к ученику.

Мы думаем, что настоящая гуманизация обучения должна состоять в том, чтобы ученик имел возможность выбора: набора изучаемых предметов, темпа работы, уровня трудности, времени устного ответа и еще многого другого. И чтобы за все время обучения ученик имел возможность развивать свои способности до пределов, отпущенных природой.

Настоящая гуманизация и в том, чтобы всем детям, независимо от интеллекта и здоровья, была предоставлена возможность обучаться вместе. Так обстоит дело в реальной жизни, где уживаются умные и не очень, здоровые и больные. Почему же мы под пространные рассуждения о гуманизации делим детей, а не учимся умению работать на уроке с разными детьми?

Еще одна область гуманизации образования – гуманизация управления. Посмеем утверждать, что командно-административное управление школой не только сохранилось, но и упрочилось. Процентомания как была, так и осталась, только писать о ней стали меньше.

На наш взгляд, гуманизация управления образованием может состоять только в том, что главным действующим лицом образовательного процесса должна стать школа, а управление образования – ее помощником. Не школа для управления образования, как сейчас, а управление образования – для школы.

Итак, в настоящее время в нашем педагогическом мире четко прослеживаются два процесса. От единообразия советской педагогики происходит переход к учебным заведениям разных типов. Этот переход осуществляется путем усовершенствования классно-урочной системы и является главной линией управлений образования. Но одновременно с этим процессом идет и другой: в разных концах страны разные учителя приходят к мысли о замене классно-урочной системы иной, соответствующей запросам современного общества. Причем под разными названиями эти учителя приходят в основном к одному выводу: такая замена возможна только в том случае, если основой всей учебно-воспитательной работы станет деятельность самого ученика. Этого процесса ни министерство, ни РАО не замечают, и происходит он не благодаря, а вопреки. Нам известны многие школы, работающие в этом направлении, и мы с ними сотрудничаем. Но хотели бы узнать и о неизвестном нам подобном опыте работы, поделиться имеющимися у нас разработками.

Наш адрес: 614036, г. Пермь, а/я 1291.
Телефон школы № 140: (3422) 63-44-15

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru