Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

“У нас нет денег, чтобы поддерживать новое”, – говорят чиновники

Но разве поддержать можно только деньгами?

Почти во всех школах России сегодня стоит резкий запах свежей краски. Ни один директор не уйдет в отпуск, пока не сдаст школу, не проведет ремонт и пока специальная комиссия всего этого не примет. Самое забавное, никто ни одной копейки на этот ремонт так и не выделил, а полы, стены, столы и скамейки блестят. Недавно я был в одном адыгейском селе на Кубани. Маленькая школка, во дворе – бюст земляка, Героя Советского Союза, на заднем дворе – гора заготовленного на зиму угля, а в маленьких классах старые парты (не столы, а парты) стоят трогательно чистенькие и издали выглядят как новенькие.

И учительский дом рядом со школой такой же трогательный: маленький, ухоженный, и книжки стоят рядками на стареньких полках. Разговаривать вначале хотели прямо во дворе, но решили, что в прохладной летней кухне будет лучше. Было и угощение, был и разговор.

...Удивительный человек – учитель. Все начальники жалуются на жизнь, от них только и слышишь:

– Денег нет. Бюджет сократили, на второе полугодие вообще ни копейки…

Начальники стонут и плачут, но уж как-то показно, натужно, как профессиональные плакальщицы на чужих похоронах.

– Ой да что же это будет, да на кого же нас оставили, да как же это мы теперь без бюджета…

При этом начальники считают, что давать учителю возможность заниматься творчеством, экспериментировать или просто делать что-то такое, на что не было команды сверху, им вроде бы и совесть не позволяет.

Это такой современный управленческий цинизм – а-ля Иудушка Головлев:

– Ну как же мы можем поощрять всякие там инновации, эксперименты, если мы не платим за это учителю ни копейки? Нет, давайте-ка мы будем сворачивать потихоньку…

Это честно?

Нет, не честно.

Учителя занимаются творчеством не оттого, что ожидают оплаты. Наоборот, оттого, что творчество – как бы компенсация за безразличие к школе общества.

Учитель – свободная профессия, для этой профессии творчество необходимо как воздух. А считать, что раз мы не можем обеспечить финансово это творчество или доплатить учителю-новатору, то не надо и поощрять – это, извините, цинично.

Один уже немолодой, но очень энергичный директор, к большому сожалению, на прошлогоднем конкурсе не смог добиться для своей школы статуса “Федеральная экспериментальная площадка”. Она получила статус кандидата в ФЭП. Директор ужасно расстроился, но, несмотря ни на что, продолжает эксперимент и уже собрал горы материала. Я с ним не виделся около года и встретился как раз после неприятного разговора с начальниками о том, что раз нет денег, то нечего и к творчеству призывать.

И в этот самый момент дорогой мой Николай Алексеевич выплескивает всю свою обиду и в сердцах говорит: «Не получу статус экспериментальной площадки – брошу все».

Не бросит. Но ведь и не денег просит. Признания хочет, а не денег. Признания того, что его коллектив и его ученики ведут серьезную и нужную работу.

Как же его не поддерживать?

И директор Николай Алексеевич, и хозяйка сельского учительского дома внешне не похожи на художников, поэтов или, например, кинорежиссеров. Но говорят о творчестве и живут творчеством.

– Вы знаете, я хочу пойти в заведующие детским садом, уйти из школы. У нас в селе есть детский сад, и меня туда зовут. И я сама этого желаю, потому что хочу понять, как дети развиваются до учения. И как я могу им помочь, если не учить, а просто быть вместе с ними. В школе проще – там у меня есть физика или математика и понятно, как с учеником общаться. А вот если нет учебного предмета, то тогда как?

Чтобы понять, как развивается ребенок, она переходит из школы в детский сад! И огромное число учителей ведут напряженный внутренний диалог, выясняя, как устроен человек, как устроен мир, как связан человек с другими людьми. Только слишком мало кто разговаривает с учителями об этом. А все больше об успеваемости, поступаемости, Базисном учебном плане.

У меня такое ощущение, что у управления и школы сегодня нет общего языка. Учитель и управленец не понимают друг друга, говорят о разном и по-разному...

– А вы про наш разговор писать будете? Ой, только имени моего не называйте, а то у нас не принято выставляться, тем более, со мной некоторые могут быть и не согласны.

Придется не называть, а то можно и обидеть. Жалко только, что имена свободных художников становятся известными чаще, чем имена свободных учителей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru