Марлен ХУЦИЕВ:
“Больше всего я хотел бы получить приз “За
дебют”...
В России немало кинофестивалей, но главным как
был, так и остается “Кинотавр”, вот уже десять
лет проходящий в Сочи. В этом году в рамках
фестиваля впервые учрежден приз Президента –
“За выдающийся вклад в развитие российского
кино”. Первыми его обладателями стали Лев
Кулиджанов, Георгий Данелия, Марлен Хуциев. О
наградах “Кинотавра” часто спорят, но этот приз
– вне конкуренции.
– Марлен Мартынович, знатоки утверждают, что
десятый, юбилейный “Кинотавр” стал для вас
первым...
– Это какие же знатоки?
– Ну, знатоки российского фестивального
движения.
– Действительно, получилось так, что в этом
году я впервые оказался на “Кинотавре”. Было
время, когда я этого избегал. Из Сочи доходили
такие странные телерепортажи: все лежат на пляже,
тут же на пляже дают интервью. А я не очень
приспособлен к пляжной жизни, да и интервью
избегаю, хоть это и не всегда удается. Может быть,
поэтому на “Кинотавр” меня не очень-то и звали.
Потом как-то позвали, но я был занят. И вдруг в
этом году мне сказали, что я непременно должен
быть на “Кинотавре”, намекая, что там меня будет
ждать какой-то приятный сюрприз.
– Как вы относитесь к фестивалям вообще? Ведь
не секрет, что многие относятся к этому явлению
кинематографической жизни критически.
– Все дело в том, каков фестиваль сам по себе, а
то, что фестивали именно явление, которое нельзя
отрицать или отменить, – это для меня очевидно. А
в нашей стране это еще и возможность показать
фильм публике в ситуации, когда прокат
практически рухнул. Очень важно хотя бы так, с
помощью фестивалей, сохранять нашу связь со
зрителем.
Кинематограф без зрителя – в общем-то пустое
занятие. Нельзя ставить фильмы для самого себя,
хотя, конечно, каждый режиссер – один из самых
главных зрителей своей картины.
Я ценю в фестивалях общение. Это очень важно,
ведь, в сущности, мы так редко встречаемся друг с
другом. Я понимаю, что в любом процессе есть более
важное и менее важное. Так и в фестивальном
общении есть доля серьезных отношений, но и доля
того пустого, что называют, честно говоря, не
очень приятным мне словом “тусовка”. Любой
тусовке я предпочитаю человеческое общение.
Знаете, мы это когда-то в дружеском кругу
называли клублением – не только от слова
“клуб”, но от парения, вращения мысли.
– Чем вам запомнился “Кинотавр”, что
“клубилось” на нем?
– Тусовки я как раз сторонился. Приехал в Сочи
очень уставшим и даже морем предпочитал
любоваться из окна номера. А тут еще по
телевизору показали фильм, который я очень люблю,
– старого “Петра Первого”, сразу две серии... Я с
удовольствием посмотрел “Касабланку”, которую
впервые увидел аж в 1945 году и с тех пор не смотрел
ни разу. Когда-то “Касабланка” произвела на меня
вдвойне сильное впечатление: во-первых,
действительно замечательная картина, а
во-вторых, первый фильм, который я, поступив во
ВГИК, увидел в Доме кино, куда мы, вгиковцы,
попадали “на протырку”.
В информационной программе посмотрел
замечательную картину Сергея Снежкина “Цветы
календулы”. На “Кинотавре” я наконец-то увидел
и “Сибирского цирюльника”. Я считаю предвзятыми
претензии критиков к картине. Яркая,
эмоциональная лента. “Сибирский цирюльник” –
фильм о любви, и местами искусственные сюжетные
ходы в выбранном авторами жанре уместны, так как
соответствуют его, жанра, законам. Как можно не
заметить в картине замечательных режиссерских
кусков, огромного труда, вложенного в эту ленту,
размаха?
– Минувший “Кинотавр” был ознаменован
поистине уникальным случаем, единственным в
своем роде: создатели фильма “Молох” (режиссер
картины А.Сокуров. – А.М.) отказались от приза,
присужденного их картине. Как вы к этому
относитесь?
– Я очень сдержанно отношусь к фестивальному
ажиотажу. У фестивалей свои интересы, и не всегда
они определяются чистыми, объективными
требованиями. Подстраиваться под них не имеет
смысла. К решениям жюри я всегда относился
совершенно спокойно, никогда не обижался,
понимая, что здесь особая игра.
Когда-то моя картина “Мне двадцать лет” чуть
было не получила главный приз Венецианского
кинофестиваля. Но на том фестивале в конкурсе
участвовал Лукино Висконти, хотя и не с самым
лучшим своим фильмом “Туманные звезды Большой
Медведицы”. Участвуя и до этого в венецианском
конкурсе, Висконти не получал главных наград, и
поэтому Гран-при было решено отдать “Туманным
звездам...”. Смешно было бы мне, при моем уважении
к великому мастеру, обижаться на подобное
решение, к тому же второй по значению специальный
приз жюри я разделил с Луисом Бунюэлем и его
картиной “Симеон-столпник”. И был счастлив.
– А как все-таки вы относитесь к истории с
“Молохом”?
– Так и отношусь. Уж если ты даешь свою картину
в конкурс, то должен быть готов к любому решению
жюри. (Главный приз “Золотая роза” получил
“Блокпост” А.Рогожкина; Гран-при должны были
вручить “Молоху”.)
– А что для вас значит приз Президента России,
врученный вам на “Кинотавре”?
– Есть определенный юмор в том, что приз за
выдающийся вклад в развитие российского
кинематографа получил человек, который ни разу
не участвовал ни в одном всесоюзном фестивале, не
получал в те времена и наград за свои фильмы. И
тут такое выясняется... А когда я увидел в фойе
сочинской гостиницы “Жемчужина”, как выглядит
этот приз, выставленный на всеобщее обозрение, он
мне очень понравился. Я хотел рассмотреть его
поближе, но опасался, что меня сфотографирует
какой-нибудь ретивый журналист и опубликует это
фото с каверзной подписью. Чуть позже Марк
Рудинштейн задал мне вопрос: а вы можете тяжести
поднимать? Приз оказался очень весомым – в
прямом смысле этого слова. И если бы не дирижер
Константин Кримец, мой давний друг, я не смог бы
довезти его до Москвы.
– На церемонии закрытия фестиваля, принимая
приз, вы сказали: “Больше всего я хотел бы
получить приз “За дебют”...
– Да, так и сказал. А вы не согласны?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|