Кловский лицей № 77 г.Киева
Светлана ПЕТРОВСКАЯ
А вы придумали свою газету?
Обязательно попробуйте, ведь для школы
это зеркало, в котором каждый становится на
голову выше
Что за польза от школьной газеты?
Громадная! Газета приучает внимательно
выполнять свои обязанности и работать по плану,
опираясь на совместные усилия разных учеников;
дает возможность смело высказывать свои
убеждения; учит возражать, доказывать, а не
скандалить, привносит гласность туда, где без нее
господствовали бы сплетни и клевета;
подбадривает робких и ставит на место
зазнавшихся; направляет общественную мысль и
становится совестью общества. Ты недоволен?
Напиши в газету. Ты гневаешься? Напиши в газету.
Ты обвиняешь меня в обмане? Пожалуйста, объясни
все в кругу свидетелей. Газета – документ, от
которого не откажешься.
Печально-универсальное и
печально-особенное
Януш Корчак разработал идею школьной
газеты, которая, по его мысли, выступает
средством педагогического влияния, и прежде
всего способом защиты прав ребенка. Эта идея
универсальна, хотя в наших условиях требует
особых дополнений и корректив.
Сегодня ухудшается положение всех сторон
детской жизни, разрушается принцип равных
стартовых возможностей, крепнут скрытые формы
вымогательства, разрушающие школу изнутри.
Официально образование в государственных школах
бесплатное, реально – нет.
Процесс демократизации, охвативший школы десять
лет назад, постепенно умирает. Выборные советы
школ (в которые входили дети, родители и учителя),
учреждавшиеся в первые годы перестройки, давно
не действуют. Ученическое самоуправление
превратилось в фикцию.
Про что и зачем?
Одно из последних действенных средств
школьного самоуправления – газета.
Газета формирует правовое пространство школы и
пространство сотрудничества учителей и
учеников, учеников разного возраста, родителей и
школы.
После публикации ребенок совсем по-другому
оценивает свою значимость и воспринимает себя
будто бы глазами своих сверстников. Это особенно
нужно тем, кто не может реализовать себя на уроке,
кто не уверен в себе или принижен окружающими
людьми. Газета привлекает и защищает каждого.
Еще один интересный момент. У детей-журналистов
во время работы возникает сознательное
отношение к языковому творчеству. Авторы и
редакторы осваивают речевую культуру, примеряя
на себя разные языковые маски. Они ощущают, что
речевое развитие обогащает мир, развивает и
меняет душу. Это очень важно сегодня, когда
большинство детей общается в основном с помощью
выкриков (часто нецензурных).
Школьная газета многофункциональна. Она играет и
психотерапевтическую роль, подобную той, что в
религии отводится исповеди, во фрейдизме –
разговору с психоаналитиком, в обществе – той,
какую пресса играет в борьбе за права человека.
Но главное – что газета помогает становлению
личности ребенка – свободной, думающей,
толерантной.
Коллеги, коллегии и псевдонимы
В европейских странах издание школьных
газет – дело привычное, на это отводят
специальные часы учебного времени.
В нашей же стране, где пресса на протяжении
многих лет только выражала официальный диктат,
где не существует традиции уважения личности и
не сформировалась культура гласности, выпускать
школьную газету (не имея минимальной
материальной базы) – дело весьма сложное.
В нашей школе (Кловском лицее г.Киева) учатся
относительно благополучные дети: у них есть мамы
и папы, родной дом, какой-то семейный достаток. Но
и им нужна защита от произвола, дискриминации,
безразличия.
Школьная газета “Кловские новости” печатает
материалы про школьную программу, учебные
перегрузки, отсутствие свободного времени; про
друзей и их увлечения; про школьную жизнь и
будущее столетие; про собственное место в
сегодняшнем дне. Еженедельно проводится
социологический опрос по разным темам.
В газете работают дети от 9 до 16 лет, причем не
только из нашей школы. Иногда нам пишут 7–8-летние
ученики. Нынешний редактор (ей сейчас
четырнадцать) работает в газете с десяти лет.
Часто дети подписывают свои материалы
псевдонимами. С одной стороны, для них это игра,
фантазия, соревнование (на наиболее удачный
псевдоним), а с другой – сказывается
непреодоленный страх перед учителями,
наказанием, преследованием, страх перед
сверстниками (вдруг примутся дружно потешаться
над стихами, над сердечностью и искренностью).
Преодоление такого страха со стороны ребенка –
мужественный поступок, и взрослым важно его
поддержать (что, увы, случается не часто).
Зато когда такое случается – у ребят вырастают
крылья.
Несколько советов
Опираясь на свой опыт, могу предложить
несколько советов относительно организации
газеты в школе.
- Газету нужно создавать на добровольных началах.
Педагог лишь подсказывает идею, а все остальное
предлагают ученики. Это поможет детям потом,
когда во время воплощения идеи возникнут разные
недоразумения и препятствия. И обязательно
откройте двери сотрудничества для всех желающих,
а не только для одаренных.
- В газете важно удерживаться от выяснения личных
отношений.
- Газета должна искать друзей, а не нападать на
врагов.
- Материалы в газету можно подавать под
псевдонимом.
- Нельзя начинать с критики в адрес учителей.
Прежде всего важно научить детей думать про
школу, про методы образования в целом и свободно
высказывать свои взгляды и предложения.
- В нашей газете работают редакции (литературная,
художественная) и редакционный совет из
двух-трех учителей, которые только советуют.
Решения же принимают сами ребята. В выпуске
газеты постоянно участвуют два-три талантливых и
ответственных ученика, но во время подготовки
номера работают все.
- В нашей школе везде есть ящики для писем и
сообщений, для мелких денег, на которые мы
покупаем канцтовары или сувениры для
награждения детей.
- Технология выпуска газеты у каждого своя, но
рубрики дети предлагают сами. Ни разу мы не
публиковали дайджестов, хит-парадов, а лишь
детское творчество.
И в завершение нужно сказать, что очень важна
поддержка учительского коллектива. Ведь учитель
– особый авторитет для детей.
Перевод с сокращениями
из газеты
“Завуч”, г. Киев
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|