Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/1999

Архив
Кловский лицей № 77 г.Киева
Светлана ПЕТРОВСКАЯ

А вы придумали свою газету?

Обязательно попробуйте, ведь для школы это зеркало, в котором каждый становится на голову выше

Что за польза от школьной газеты? Громадная! Газета приучает внимательно выполнять свои обязанности и работать по плану, опираясь на совместные усилия разных учеников; дает возможность смело высказывать свои убеждения; учит возражать, доказывать, а не скандалить, привносит гласность туда, где без нее господствовали бы сплетни и клевета; подбадривает робких и ставит на место зазнавшихся; направляет общественную мысль и становится совестью общества. Ты недоволен? Напиши в газету. Ты гневаешься? Напиши в газету. Ты обвиняешь меня в обмане? Пожалуйста, объясни все в кругу свидетелей. Газета – документ, от которого не откажешься.

Печально-универсальное и печально-особенное

Януш Корчак разработал идею школьной газеты, которая, по его мысли, выступает средством педагогического влияния, и прежде всего способом защиты прав ребенка. Эта идея универсальна, хотя в наших условиях требует особых дополнений и корректив.
Сегодня ухудшается положение всех сторон детской жизни, разрушается принцип равных стартовых возможностей, крепнут скрытые формы вымогательства, разрушающие школу изнутри. Официально образование в государственных школах бесплатное, реально – нет.
Процесс демократизации, охвативший школы десять лет назад, постепенно умирает. Выборные советы школ (в которые входили дети, родители и учителя), учреждавшиеся в первые годы перестройки, давно не действуют. Ученическое самоуправление превратилось в фикцию.

Про что и зачем?

Одно из последних действенных средств школьного самоуправления – газета.
Газета формирует правовое пространство школы и пространство сотрудничества учителей и учеников, учеников разного возраста, родителей и школы.
После публикации ребенок совсем по-другому оценивает свою значимость и воспринимает себя будто бы глазами своих сверстников. Это особенно нужно тем, кто не может реализовать себя на уроке, кто не уверен в себе или принижен окружающими людьми. Газета привлекает и защищает каждого.
Еще один интересный момент. У детей-журналистов во время работы возникает сознательное отношение к языковому творчеству. Авторы и редакторы осваивают речевую культуру, примеряя на себя разные языковые маски. Они ощущают, что речевое развитие обогащает мир, развивает и меняет душу. Это очень важно сегодня, когда большинство детей общается в основном с помощью выкриков (часто нецензурных).
Школьная газета многофункциональна. Она играет и психотерапевтическую роль, подобную той, что в религии отводится исповеди, во фрейдизме – разговору с психоаналитиком, в обществе – той, какую пресса играет в борьбе за права человека. Но главное – что газета помогает становлению личности ребенка – свободной, думающей, толерантной.

Коллеги, коллегии и псевдонимы

В европейских странах издание школьных газет – дело привычное, на это отводят специальные часы учебного времени.
В нашей же стране, где пресса на протяжении многих лет только выражала официальный диктат, где не существует традиции уважения личности и не сформировалась культура гласности, выпускать школьную газету (не имея минимальной материальной базы) – дело весьма сложное.
В нашей школе (Кловском лицее г.Киева) учатся относительно благополучные дети: у них есть мамы и папы, родной дом, какой-то семейный достаток. Но и им нужна защита от произвола, дискриминации, безразличия.
Школьная газета “Кловские новости” печатает материалы про школьную программу, учебные перегрузки, отсутствие свободного времени; про друзей и их увлечения; про школьную жизнь и будущее столетие; про собственное место в сегодняшнем дне. Еженедельно проводится социологический опрос по разным темам.
В газете работают дети от 9 до 16 лет, причем не только из нашей школы. Иногда нам пишут 7–8-летние ученики. Нынешний редактор (ей сейчас четырнадцать) работает в газете с десяти лет. Часто дети подписывают свои материалы псевдонимами. С одной стороны, для них это игра, фантазия, соревнование (на наиболее удачный псевдоним), а с другой – сказывается непреодоленный страх перед учителями, наказанием, преследованием, страх перед сверстниками (вдруг примутся дружно потешаться над стихами, над сердечностью и искренностью). Преодоление такого страха со стороны ребенка – мужественный поступок, и взрослым важно его поддержать (что, увы, случается не часто).
Зато когда такое случается – у ребят вырастают крылья.

Несколько советов

Опираясь на свой опыт, могу предложить несколько советов относительно организации газеты в школе.

  • Газету нужно создавать на добровольных началах. Педагог лишь подсказывает идею, а все остальное предлагают ученики. Это поможет детям потом, когда во время воплощения идеи возникнут разные недоразумения и препятствия. И обязательно откройте двери сотрудничества для всех желающих, а не только для одаренных.
  • В газете важно удерживаться от выяснения личных отношений.
  • Газета должна искать друзей, а не нападать на врагов.
  • Материалы в газету можно подавать под псевдонимом.
  • Нельзя начинать с критики в адрес учителей. Прежде всего важно научить детей думать про школу, про методы образования в целом и свободно высказывать свои взгляды и предложения.
  • В нашей газете работают редакции (литературная, художественная) и редакционный совет из двух-трех учителей, которые только советуют. Решения же принимают сами ребята. В выпуске газеты постоянно участвуют два-три талантливых и ответственных ученика, но во время подготовки номера работают все.
  • В нашей школе везде есть ящики для писем и сообщений, для мелких денег, на которые мы покупаем канцтовары или сувениры для награждения детей.
  • Технология выпуска газеты у каждого своя, но рубрики дети предлагают сами. Ни разу мы не публиковали дайджестов, хит-парадов, а лишь детское творчество.
    И в завершение нужно сказать, что очень важна поддержка учительского коллектива. Ведь учитель – особый авторитет для детей. 
Перевод с сокращениями
из газеты
“Завуч”, г. Киев

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru