Портрет на фоне аттестата
В конце июня школы прощаются со своими
учениками. Какие они, сегодняшние выпускники?
Формированию жизненных ценностей
старшеклассников было посвящено одно из
социологических исследований
Получить
полное среднее образование становится с каждым
годом все труднее. Многие подростки вынуждены
оставлять учебу после девятого класса не потому,
что не хотят учиться дальше, а из-за материальной
необеспеченности семьи. В десятый класс сейчас в
основном переходят те, кто не зависит от наличия
собственного заработка, а также может
рассчитывать на поддержку родителей во время
обучения в вузе. Из тех, кому удалось продолжить
учебу в 10–11 классах, двадцать процентов
зарабатывают самостоятельно (заработок
необходим ребятам не для развлечений, а для того,
чтобы одеваться и питаться). И это при том, что
учатся старшеклассники по 40–42 часа в неделю,
успевая выполнять домашние задания, посещать
курсы. Психика и нервы подростков не выдерживают
такой напряженности жизни, и одновременно с
аттестатом выпускники все чаще приобретают
серьезные нервные заболевания.
“Мы лучше, чем о нас думают взрослые”
Социологи предложили старшеклассникам
московских средних школ ответить на вопросы
анкеты, касающиеся морального облика
современной молодежи, и выяснилось, что
подростки не согласны с многими общепринятыми
утверждениями. Так, старшеклассники резко
возражали против того, что им свойственны
стремление заработать любой ценой, жажда наживы,
а также национальная нетерпимость и неуважение к
старшим. Меньше всего подростки отрицали
распространение в своей среде наркомании и
проституции. Ну а учителя, наоборот, были уверены,
что пьянство и наркомания почти не свойственны
подросткам.
Свыше 70 процентов отвечавших на вопросы заявили,
что не приемлют грубость, хамство в общении,
употребление наркотиков, неуважение к старшим,
драки, эгоизм и равнодушие к людям. Пятьдесят
семь процентов старшеклассников осудили
пьянство и проституцию.
Когда же социологи попытались узнать у
преподавателей старших классов о том, насколько
в молодежной среде распространены негативные
явления, то оказалось, что учителя затрудняются
ответить на эти вопросы.
Однако 88% учителей отметили рост независимости
старшеклассников в поведении и суждениях,
усиление практицизма и индивидуализма.
Куда уйдем со школьного двора?
Восемьдесят процентов учащихся 10–11 классов
собираются продолжать образование после
окончания средней школы. Поскольку две трети
юношей-старшеклассников категорически не хотят
идти в армию, поступление в вуз становится для
них важнейшей задачей. Но поступить в тот
институт, к которому лежит душа, не так-то просто,
если не посещал репетиторов и курсов, ведь 13
процентов старшеклассников сознались, что так и
не овладели каким-либо иностранным языком, и лишь
пятьдесят процентов считают, что знают его
хорошо. Кроме того, в четыре раза (до 23%) возросло
число старшеклассников, которые сообщают, что не
владеют компьютером (видимо, это связано с
недостатками финансирования школьной
материально-технической базы и выходом из строя
старых ПЭВМ).
Хотя социологический опрос проводился в школах
Москвы, авторы исследования готовы
распространить его результаты на всех
старшеклассников страны, утверждая, что среди
учащихся 10–11 классов не произошло крайне
негативных изменений в поведении и жизненных
ориентациях. Однако, замечают ученые, постоянная
необходимость самостоятельно справляться с
материальными проблемами в достаточно
криминальных условиях, чрезмерная перегрузка
старшеклассников могут привести к крайней
индивидуализации сознания молодежи, нежеланию
действовать в интересах общества. Предотвратить
эти последствия, считают ученые, может помочь
только тщательно продуманная государственная
молодежная политика, практически отсутствующая
сегодня в России.
По материалам статьи Татьяны Ковалевой и Ольги
Степановой “Подростки смутного времени”
(журнал “Социс”, № 8, 1998)
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|