С первого взгляда
Я произношу Раневская – и смотрю на ваше лицо.
Оно меняется к лучшему. Оно теплеет, на нем
появляется улыбка, и тень детства, светлее вас
самих, отражается в глазах.
Балует нас порою природа, создавая таких женщин.
Рядом с ними проживаешь юность, молодые годы и те,
которые, по щадящему определению, называют
зрелыми. Проживаешь жизнь и не теряешь любви,
дарованной с первого взгляда.
Кто забыл этот первый взгляд Раневской? Кого
оставила равнодушной жена директора гимназии из
“Человека в футляре”, Маргарита из “Весны”,
таперша с папиросой из “Александра Пархоменко”,
Роза Скороход из “Мечты”, мачеха из “Золушки”,
Леля из “Подкидыша”? Кто не ждал киносвидания с
ней, хотя бы мимолетного (ей ведь не очень везло
на большие роли), кто не ходил в театр имени
Моссовета, чтобы увидеться со спекулянткой из
“Шторма”, странной миссис Севидж, Люси Купер из
спектакля “Дальше – тишина” или последней ее
героиней – Филицатой? Кто не радовался ее уму, ее
великому таланту чувствовать боль человеческого
сердца, ее горькому остроумию? Кого не привлекала
к себе магнетическая сила обаяния Раневской? (Это
не риторический вопрос. Действительно, хотелось
бы посмотреть на такого человека). Разве что
кто-то не видел ее в кино или на сцене.
Мне повезло. Я бывал у нее дома, в котором она не
запирала двери, чтобы лишний раз не ходить
открывать частым гостям, и на последних
репетициях, где она, услышав щелчок затвора
аппарата, устроила мне строгую и остроумную
выволочку за то, что я снимал ее без грима и
врасплох. “Меня волнует ваша судьба, – сказала
она басом. – Вы напечатаете карточку. В театре
увидят это лицо и тут же уволят. Вам придется меня
содержать”.
Больше я в театре ее не снимал. А дома у Раневской
я сделал всего несколько кадров – было жаль
тратить на это время, хотелось поговорить с ней,
послушать, как она рассказывает...
Она сидела на диване (причесанная к съемке) на
фоне самых дорогих вещей в ее квартире –
фотографий со словами любви ее друзей –
Ахматовой, Качалова, Акимова, Анджапаридзе,
Улановой... Я слушал ее веселые и невероятно
грустные истории одинокой женщины, которую
любило так много людей, и думал о том, какой
счастливый для окружающих дар у этой актрисы, и
как был точен Борис Пастернак, написавший на
портрете всего три слова: “Самому искусству –
Раневской”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|