РЕЦЕПТУРА ОПЫТА
Выпускники коррекционного детского дома...
Почему им необходим общественный
попечитель?
Преподаватель
факультета дефектологии МПГУ, член
методического совета по коррекционной
педагогике, психолог Елена МАХЛАХ занимается
детьми-сиротами уже почти сорок лет.
Ее первым выпускникам сейчас уже за
пятьдесят. И звонят, и заходят. Советуются как с
матерью: о детях, здоровье, деньгах, работе…
Вот и я со своими вопросами туда же, к Елене
Семеновне Махлах.
– Как складывается жизнь у выпускников детских
домов? Бывают ли среди них благополучные люди?
Кто им помогает? Какие проблемы у сирот горше
всего?
– Выпускникам интернатов и раньше было тяжело,
сейчас и вовсе худо. Главная их проблема –
трудоустройство. Если молодому человеку нашли
работу, еще не означает, что он там задержится
надолго: нет заинтересованности в труде, нет
предрасположенности – вдруг бросит все, уйдет.
Прибьется к криминальной структуре, милостыню
будет просить или просто болтаться без дела. На
поиски новой работы не ринется: не знает, как это
делать, куда пойти, кому позвонить, как вести
переговоры.
Сколько уже говорено: в детских домах у ребят нет
условий для приобретения навыков труда. Даже
самый избалованный ребенок в семье осваивает
разные виды труда (ходит в кружки, на
факультативы, учится подрабатывать переводами
или выполняет заказы по программированию).
Трудовое воспитание сирот обычно ограничивается
навыками самообслуживания – убрать постель,
накрыть на стол. О каком самовыражении тут речь?
Ни интереса, ни полета фантазии. Однообразная,
скучная работа. Душа к ней не лежит, но под
нажимом старших ее приходится выполнять. Дети
привыкают к тому, что труд неинтересен и
принудителен. Вот и дежурят они в той же столовой
спустя рукава. Потому что твердо знают:
воспитатели и нянечки детского дома получают
зарплату, значит, пусть все огрехи и исправляют.
Ответственности за дом, где они растут, дети не
несут. Вся она на взрослых.
Одним трудоустройством проблемы выпускников
детских домов не исчерпываются. Печальный опыт
Елены Семеновны только подтверждает истину: мало
иметь профессию, надо уметь еще ориентироваться
во взаимоотношениях людей, разбираться в жизни.
Таких навыков воспитаннику сиротского дома
приобрести негде: это в обычной семье родители
делятся с детьми своими переживаниями,
рассказывают им о том, что происходит на работе.
Высказывают свое мнение по любому поводу. Их опыт
оседает в детской памяти и в нужный момент
становится востребованным.
Другая беда, мешающая выпускнику детского дома
начать самостоятельную жизнь, – воспитанное
иждивенчество. Он обучен жить хоть и в бедности,
но на всем готовом. Привык, что ему все обязаны.
Просто так. Бесплатно. Поэтому удивляется и
возмущается, когда во взрослой жизни от него
жестко требуют отдачи. И обижается на весь мир,
который не желает знать, что это он ему обязан.
Обида на устройство мира может стать такой
горькой, что сирота находит только один выход –
самоубийство. Суициды у выпускников детских
домов давно никого не удивляют.
– Выпускникам детских домов и интернатов нужны
общественные попечители, – считает Елена Махлах.
– Иначе они скатываются на кривую дорожку. Или их
жизнь довольно быстро заканчивается. Из выпуска
десятилетней давности благополучным можно
назвать лишь одного человека – он устроился в
театр рабочим сцены. С остальными все очень
плохо: они занялись проституцией, связались с
криминалом, одна девушка убита, другая покончила
с собой…
Откуда берутся общественные попечители? Ими
становятся работники детских домов – педагоги,
директора, нянечки, завхозы. Иные директора
целенаправленно ищут своим воспитанникам
попечителей. Да не простых, а чтобы они еще
становились крестными и всю жизнь об этих детях
заботились. Это, конечно, в идеале. Чаще за
наставничество берутся совершенно незнакомые
люди из нестерпимой жалости, услышав, например, в
магазине разговор двух детдомовских мальчишек.
Елена Семеновна попечительствует уже больше
тридцати лет. А работники детских домов вновь и
вновь просят ее присмотреть за очередными своими
выпускниками.
В Калужской области ей сосватали Андрея. Парня
поселили в пустующем доме в деревне, он проявлял
явный интерес к сельскому хозяйству. Подарили
ему корову. Казалось бы, живи, хозяйничай. Но
Андрей пишет пенсионерке Елене Семеновне:
«Пришлите мне, пожалуйста, денег, а то может
случиться так, что я не накошу сена для своей
Ромашки». Что делает попечитель Махлах?
Занимает-перезанимает, но отправляет денежный
перевод для покупки сена.
Бывшие детдомовцы не умеют распределять деньги.
Это еще одна сложнейшая для них проблема. Сегодня
такое с трудом удается всем, а у выпускников
сиротских заведений тем более мало что
получается. Хорошо, что у Андрея есть еще один –
местный попечитель. Он выдает парнишке деньги по
частям, иначе они заканчиваются в три дня.
– Если бы у меня было нормальное образование, я
бы стал ветеринаром, – огорчается Андрей.
Действительно, у него, выпускника коррекционного
детского дома, образование на уровне четырех
классов обычной школы. А интеллект сохранен.
– Что тебе мешает стать практическим
ветеринаром? – уговаривает его Елена Семеновна.
– И заработок появится, и пользу людям принесешь.
Андрей попробовал, немного получается, но все
равно за каждой мелочью парень обращается к
своим попечителям. Он не умеет сам добиваться
желаемого. Как уверяют психологи, налицо
выученная беспомощность – результат
детдомовского воспитания.
Полное безволие проявил и Анатолий, прибившийся
к Елене Семеновне десять лет назад. Тоже
выпускник коррекционного детского дома, тоже с
сохранным интеллектом. Окончил кулинарный
техникум, виртуозно готовил, но работу найти не
мог, болтался без дела. Кто-то посоветовал ему:
иди к Махлах, она поможет. Пришел – остался на три
года.
Сначала работал киоскером (Махлах добилась для
него лицензии). Случилась растрата – ушел. Потом
трудился дворником, был рабочим на заводе… В
очередной раз, со всеми переругавшись, опять и
опять возвращался к Елене Семеновне.
Анатолий не мог вставать утром по будильнику. Не
ладил с людьми. Когда Елена Семеновна корила его
за то, что он опаздывает на работу, Толя спокойно
возражал: я же не виноват, что у меня нет воли.
Уклад жизни детских домов взращивает в их
воспитанниках полное безволие. Они способны
что-то сделать только в условиях жесткой
необходимости. И никак иначе.
– А как же те, кому за пятьдесят? – спрашиваю я. –
Ведь у них все сложилось: и семьи, и дети.
– Тогда было другое время, – объясняет Елена
Семеновна. – В интернате, где я работала, мы жили
одной большой семьей. Все друг о друге
заботились, это считалось доблестью. Все
чувствовали ответственность за каждого, а каждый
– за всех. Чтобы уметь заботиться о себе, надо
уметь заботиться о другом. А сейчас по санитарным
нормам детдомовским детям запрещено даже
котенка иметь.
В детском доме досуга как такового нет. Все
расписано по минутам, ограничено рамками времени
и пространства. Все вместе идем сюда, потом –
туда. Никто не может оторваться от своей группы. В
эту минуту все должны быть именно в этой
комнате… По-другому нельзя, нет возможности.
В результате у ребенка остается еще меньше
свободы выбора. Не побыть одному, не зайти к себе
в комнату, не взять то, что надо. Нет свободного
времени (оно строго контролируется),
соответственно нет и представления о том, как его
проводить. А за порогом сиротского заведения
выпускника ожидает практически безграничная,
внезапная свобода. Компании, пьянки, гулянки…
Еще одна проблема, которая тяжким грузом ложится
на плечи общественного попечителя. Но парня или
девчонку жалко, и бросить их в беде невозможно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|