Александр НИКУЛИН социолог,
сотрудник проекта
Жизнь неформальная, очень даже правильная
Миры эксполярных экономик окружают нас, они
укоренены и растворены
в повседневности нашего прошлого, настоящего и
будущего, они имеют огромное значение. Но до сих
пор мы, зачарованные борьбой и изучением рынка
и государства, меньше всего обращали на них
внимание. Мы только сейчас
приступаем к всестороннему изучению
эксполярности, и, вероятно, именно здесь нас ждут
самые неожиданные открытия.
Термин “эксполярные экономики” выдвинут в
противовес капиталистическим и государственным
экономикам – двум фундаментальным
политико-экономическим моделям и модели
маятника между ними (когда государственная
экономика перестает работать, внедряют
капиталистическую, называемую рыночной; когда
перестает работать капиталистическая экономика,
проводят некоторое государственное
вмешательство). Эксполярные формы находятся вне
этих полюсов, а также не “между ними”, так как
обладают собственной логикой существования.
К ним относятся семейные хозяйства, крестьянские
и городские; деятельность специалистов, в
принципе не поддающаяся формализации, связанная
с монополией способностей, знаний и навыков;
частичная занятость вне основного оплачиваемого
труда (венгерские социологи называют ее
“второй” экономикой); криминальная экономика.
Сравнение экономических успехов стран, в
хозяйстве которых эксполярные формы были
представлены в разной степени, показывает: там,
где они не зажимались, а интегрировались в общую
народно-хозяйственную систему,
социально-экономические показатели были выше.
Так, социалистическая Венгрия, где было
разрешено мелкое семейное предпринимательство,
превосходила по темпам экономического роста
Советский Союз; Япония, сохранившая
разветвленные сети семейно-корпоративного
труда, превосходила США, а Италия с
многочисленными видами неформальной
деятельности превосходила Англию.
За пределами Северной Америки и Западной Европы
мир эксполярных экономик гораздо глубже и
колоритнее. Например, про Африку у западных
социологов, антропологов и экономистов
существует элегическая шутка: “В Африке, кроме
неформального сектора, другого сектора
экономики нет”. Неформальный сектор здесь
пластичен за счет постоянной миграции между
городом и деревней. Он стал ведущим в Заире, где
неофициальные доходы гораздо выше официальных
зарплат прежде всего за счет контрабанды
слоновой кости, алкоголя, золота и оружия.
Государство действует неэффективно: чтобы
перевезти продовольствие из одной страны в
другую, в Заире надо получить около 70 подписей
государственных чиновников – это просто
предопределяет появление других каналов для
потока ресурсов.
Знаменит и неформальный сектор Латинской
Америки, который при высокой поляризации доходов
между бедными и богатыми стал важным социальным
амортизатором.
Россия традиционно считается родиной и
заповедником эксполярности. В России всегда было
трудно понять, где начинается рабочий, кончается
крестьянин и наоборот, хотя бы из-за отхожих
промыслов, когда крестьяне на многие месяцы
уходили на заработки в города. Но в городах они не
превращались в пролетариев, потому что регулярно
возвращались в свои деревни.
И через сто лет, после форсированной
индустриализации, нынешние российские горожане,
бывшие крестьяне или дети крестьян, по-прежнему
комбинируют доходы города и деревни. Знаменитые
шесть соток и сельский труд по выходным и в
отпуск есть великая эксполярная примета
современной России. Формы эксполярных
российских хозяйств разнообразны: семейные и
межсемейные сети взаимопомощи, работники
вторичной и дополнительной занятости, шабашники,
челноки, дорожники, старатели; в национальных
республиках сети взаимопомощи состоят из кланов,
тейпов и так далее.
Три основополагающих принципа неформальности:
симбиоз, дар, выживаемость можно сопоставить с
принципами формальности: отчужденность, обмен,
зажиточность.
Симбиоз – это и правила широкой сельской
взаимопомощи, и баланс интересов колхоза и
крестьянского двора, и связь предприятий и
домохозяйств его работников. Наиболее
проницательные руководители предприятий
понимали и понимают эффективность такого
симбиоза – крупного и мелкого, формального и
неформального – и умело его используют. В
эксполярном симбиозе предприятие и семьи
работников можно представить двумя половинками
единых песочных часов, песок в которых – ресурсы.
Чтобы часы работали, необходимо соблюдать и
регулировать баланс перераспределения ресурсов
между двумя емкостями: предприятием и семейным
хозяйством. По мнению экспертов, в среднем около
30 процентов ресурсов российского предприятия
практически любой отрасли производства
используется напрямую и натурально в интересах
семейных хозяйств его работников. Формально это
ослабляет экономическую эффективность
производства, но неформально поддерживает
эффективность социальную и порой само
существование этого самого производства.
Во второй половине столетия из развивающихся
стран в Западную Европу переселились более 15
миллионов человек. Турки, арабы, африканцы,
индийцы преобразили облик западных городов.
Вынужденные в основном занимать
малооплачиваемые и непрестижные рабочие места,
иммигранты тем не менее денег откладывают
больше, чем местные европейские трудящиеся. Чаще
всего их сбережения идут на строительство дома,
покупку земли, открытие счета в банке у себя на
родине. И тут работает принцип песочных часов,
симбиоза, уже межконтинентального и
межнационального. И опять инициаторами и
проводниками этого социально-экономического
симбиоза выступают именно семейные экономики.
Само по себе это не плохо и не хорошо; подобный
симбиоз может быть как взаимовыгодным, так и
взаимопаразитирующим. По сути своей симбиоз
неформальных экономик противостоит
отчужденности экономик формальных. Но если
формальное отчуждение может перерасти в
неформальное одиночество, то неформальный
симбиоз может превратиться в формальную
круговую поруку.
Дар – другой основополагающий принцип
неформальных экономик. Он противостоит
формальному принципу обмена, главное в котором –
эквивалентность. Формуле “время – деньги”
здесь могла бы противостоять формула “время –
дар”: так, строительная бригада шабашников
сегодня работает несколько часов, завтра – от
рассвета до заката, работает не в темпе, заданном
машинным производством, а исходя из конкретных
человеческих обстоятельств. Здесь точность
излишня и вредна: когда вы угощаете кого-нибудь
семечками, правило хорошего тона – насыпать до
тех пор, пока не взмолятся: “Ну, хватит, хватит,
куда?!” Идеальный дар должен быть как можно более
щедрым по ценности, как можно более
неопределенным по времени; он предполагает столь
же щедрый и неопределенный ответ. Этот обмен
дарами иногда перерастает в настоящую “гонку
вооружений”. Но даже обыденные и
“незначительные” повседневные подарки друг
другу друзей, родственников, соседей очень
укрепляют сети человеческих связей.
Выживаемость – третий принцип эксполярных
экономик, самый главный: он определяет их
основную цель. Собственно, этой цели прежде была
подчинена почти вся стратегия, большинство
технических и социальных приемов крестьянских
обществ. Лозунг выживания – “Прежде всего
безопасность”. Взаимопомощь, щедрые дары,
общинная земля – все это позволяло
компенсировать провалы в семейных ресурсах из-за
природных колебаний или социальных кризисов.
Известный исследователь традиционных обществ
Полани отмечал, что стремление устранить угрозу
индивидуального голода через культуру
уравнительных перераспределений делает их более
гуманными, чем рыночная система, хотя и менее
эффективными экономически.
В экономике выживания особую роль играют
межпоколенные семейные связи. Дедушки и бабушки,
занимаясь внуками, осознанно или неосознанно
ждут благодарности детей; но они будут
заботиться и о детях, и о внуках, если ничего не
получат взамен.
В другом значении “выживать” – это жить так, как
хочется, несмотря на систематически упускаемую
экономическую выгоду. Так, для творческих,
заинтересованных в своих занятиях людей главное
– чтобы выжило само это занятие, ради которого,
кажется, они и живут.
Следует признать, что миры экономик со своими
целями, стратегиями, критериями рациональности и
эффективности множественны. Наверняка возможны
взаимовыгодные формы их сосуществования.
Миры эксполярных экономик окружают нас, они
укоренены и растворены в повседневности нашего
прошлого, настоящего и будущего, они имеют
огромное значение. Но до сих пор мы, зачарованные
борьбой и изучением рынка и государства, меньше
всего обращали на них внимание. Мы только сейчас
приступаем к всестороннему изучению
эксполярности, и, вероятно, именно здесь нас ждут
самые неожиданные открытия.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|