Из учительских размышлений
Странички рабочих дневников
Когда учитель перелистывает свои рабочие
материалы, ему неожиданно могут открыться новые
ракурсы понимания. Но лишь в том случае, если эти
записи искренни и неспешны. А это значит – сродни
дневниковым.
Мы уже упоминали о пользе, которую может
принести учителю привычка вести записи («ПС» № 35,
1999 г.). Сегодня на полосе – отрывки из учительских
дневников-отчетов, ваши письма, истории… Каждая
запись – это летопись профессии. Свидетельство
того, как она складывается. Может быть, самое
ценное из того, что написано о ней.
Первое время я писала огромные списки, что мне
надо сделать на уроке. Мне казалось, что
маленьких заданий надо нагрести побольше. На
всякий случай: а вдруг дети быстро все схрумкают,
а до звонка еще пять минут, и – о ужас! – мне
нечего будет им предложить.
Только этого никогда не было – чтобы мы
закончили до звонка. Наоборот! Я такая зануда, что
дети не успевали сделать мои задания даже на три
четверти.
Я знала, что это плохо – писать много пунктов
плана урока. Потому что пункты начинают над тобой
довлеть. И ты начинаешь стараться их выполнить,
не взирая на лица. Станешь выполнять пункты плана
для галочки или из высших соображений (это все
равно), а чутье ситуации потеряешь. Детей
потеряешь.
Я это знала. И слава Богу, что не успевала иногда
выполнить и половины задуманной работы.
И все-таки было гадостное чувство, что я
ковыряюсь где-то там, в самой голове списка, а
хвосты все равно надо будет подбирать. И все это
копится, копится. Висит над тобой…
Вспоминается Евгений Евгеньевич Шулешко... Он
бы сказал: «Какие планы? какие звонки? какие
списки? какое начало урока и какой может быть
конец? Вот этим вашим списком – и по башке
ребенку. Так? Вы что, ребята?! Одно предложение
можно писать пять-шесть уроков. Дело же вообще не
в этом. А в том, как развивается сюжет, как там
жизнь. Можно в любом месте закончить урок…»
Было бы интересно так пожить с детьми – ни за
кем и ни за чем не гнаться, не бояться что-либо не
успеть, когда не надо ничему соответствовать и ни
во что укладываться. У меня это долго не
получалось. Боялась.
У меня не было традиционных звонков на
перемену, но я всегда пытался поставить какую-то
точку в уроке (свою точку, конечно!). До какого-то
логического конца довести (в рамках моей логики,
конечно!). Ну а дети были вынуждены мой экстремизм
терпеть. И надо сказать, что терпели, любили,
прощали…
Всегда был комплекс, что что-то не успел, не
досказал, какую-то мысль не донес… Увы!
Я все время жил в цейтноте. Мерзкое чувство.
На самом деле мне, наверное, нравилось так жить.
Удобно. Мы, учителя, сами и создаем разную суету,
авралы, цейтноты. Если что-то не получилось,
всегда можно оправдаться спешкой, нехваткой
времени. Это успокаивает. Ведь дети развиваются
так стремительно. И если себя как-то не защитить
цейтнотом, то вообще никаких сил не хватит.
Некоторые учителя, наверное, думают, что если
они станут жить не спеша, все делать с чувством, с
толком, с расстановкой, то уже не будут иметь
права на ошибку. Мол, раз времени полно – так уж
извольте, чтоб без сучка без задоринки…
Что же касается точки, то точку ставить нужно. В
спектакле, в уроке, в каждой работе...
А кто же должен ставить точку? Учитель-режиссер?
Но ведь дети-то не зрители, которым в спектакле
нужна точка, чтобы начать дружно аплодировать.
Поэтому точка на уроке должна не завершать
действия, а ориентировать на продолжение,
объявляя всего лишь антракт.
Иногда учителю просто необходима какая-то
защита от непосильной ответственности.
Бывает, в тяжелой ситуации человек защищает
себя тем, что тормозится... Засыпает даже.
Я вот что припомнила. В стройотрядах я всегда
была поваром. Там никаких взрослых нет, только
студенты. И нашими учителями по кухне были
девчонки со второго курса.
Я помню, что все время бегала как сумасшедшая.
Что-то таскала, куда-то сыпала, что-то мешала... Как
мельница какая-то.
После второго курса я тоже все время бегала, а
после третьего перестала. Я оказалась
шеф-поваром, и у меня физически не было сил
носиться. Двигалась медленно и с удивлением при
этом замечала, что все делаю быстрее, чем раньше.
Хотя сами движения были значительно медленнее.
Потом я из “Режиссуры урока” узнала, что это
признак профессионального роста – когда одно
движение без рывков, без скачков плавно
переходит в другое.
Плавность эта у меня тогда появилась оттого,
что я просто уставала и не могла бегать. И
оказалось, что не бегать гораздо лучше!
Перестаешь суетиться – и вдруг работа пошла!
Когда приходишь на урок не просто вялая и
больная, а в таком состоянии, что даже встать нет
сил, не то что повысить голос, что-то в классе
происходит. Неожиданно получаются хорошие уроки
– в хорошем темпе, без лишней болтовни. И
наоборот – бывает, приготовишь что-нибудь
интересненькое, у самой аж слюнки текут, а они
есть не хотят, кочевряжатся.
И здесь, видимо, дело в том, что когда мы что-то
делаем через силу и терпим, то ученики
обогащаются нашим спокойствием. Необходимость
терпеть выбивает вас в новый стиль поведения. А
это для детей всегда подарок. Новое приносит
детям радость. И мы вслед за ними тоже становимся
довольными.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|