Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/1999

Архив
Елена ЛОСЕВСКАЯ

Сколько наук нужно изучить, чтобы грамотно управлять школой?

Директора школ Московской области становятся менеджерами

Было время, когда директору вполне хватало педагогического образования, чтобы считаться грамотным руководителем и чувствовать себя уверенно на этом поприще. Для решения хозяйственных вопросов годилась житейская смекалка. Все остальное – по обстоятельствам.

Сегодня мало кто из них довольствуется лишь знаниями педагогики: если директор не разбирается в экономических, финансовых, правовых вопросах, школе не выжить. К новым функциям директора уже не относятся как к чему-то противоестественному. Но нужно еще научиться разбираться во всех тонкостях экономических и правовых проблем.

Во многих регионах на помощь директорам пришли специалисты институтов повышения квалификации. Правда, курсы, которые они предлагают, как правило, рассчитаны на несколько дней. Не будем спорить о том, достаточно ли такого срока, чтобы почувствовать себя асом, – это решать самим директорам. Выбор чаще всего небогат, и приходится довольствоваться тем, что есть. Несколько дней – это все-таки лучше, чем ничего.

Наверняка и специалисты, организующие такие курсы, думают и ищут варианты долгосрочной подготовки для тех директоров, кому хотелось бы глубже вникнуть в новые сферы и приспособить их возможности для нормальной жизни школы. В том, что таких желающих немало, подтверждает опыт Московской области, отважившейся на необычный эксперимент.

Кому-то – вершки, а кому-то – корешки

В 1993 году при Московском областном педагогическом университете (МПУ) была создана Академия администраторов образования. Поначалу программа по подготовке директоров нового типа, разработанная организаторами и сотрудниками академии, была рассчитана на две недели. Курсы проходили не только в академии, часто специалисты выезжали в разные районы Московской области, а также за ее пределы.

Но спустя четыре года, в 1997 году, на заочном отделении экономического факультета МПУ была открыта новая специальность – менеджмент в социальной сфере, специализация – управление образованием. Там в течение трех лет учатся директора школ и работники управлений образования, которые по окончании получат второе высшее образование и квалификацию “менеджер”.

Основные направления подготовки – образование, менеджмент, финансы, экономика и право. Кроме того, студентам предлагается ряд современных курсов: организационное поведение, управление персоналом, проблемы лидерства, разработка управленческого решения, проектирование образовательных систем и другие.

– Мне кажется, именно такую глубокую подготовку должен пройти каждый директор школы, – считает Марк Михайлович Мусарский, заместитель декана экономического факультета МПУ. – Без этого переход на финансовую самостоятельность – фикция. Краткосрочные курсы, как показывает жизнь, все-таки не дают желаемого результата – снимаешь вершки, которых, кажется, вроде бы и достаточно, но часто понимаешь, что именно глубины не хватает для того, чтобы четко разобраться в ситуации и принять верное решение.

Вряд ли такой мощный проект можно реализовать без поддержки органов управления. Студентам нового отделения повезло – их направило учиться Главное управление образования Московской области. Правда, его начальник Нина Георгиевна Бурдина хотела, чтобы в первый год поступили начальники районных управлений. В общем-то это логично: директор и управленец должны разговаривать на одном языке.

Но пошла приблизительно половина: кто-то сам посчитал ненужным осложнять себе жизнь, кого-то не отпустили главы администраций. На место недостающих управленцев пришли директора. Команда получилась неоднородной, но оказалось, что это даже к лучшему: есть возможность анализировать проблемы не только с разных сторон, но и на разных уровнях.

Материал для курсовой каждый ищет в своей школе

Учиться здесь трудно, это отмечают все директора и управленцы, оказавшиеся в давно забытой для себя роли студентов. Особенно трудно директорам. Раз в неделю с утра и до вечера – лекции и семинары, в течение семестра – веер самостоятельных и курсовых работ. Это при том, что никто не избавлял от полной ответственности за школу.

Но втягиваются и, несмотря на хронический цейтнот, бросать учебу не собираются. Цель, которую ставят перед собой преподаватели, – совместить обязательность изучения дисциплин и востребованность полученных знаний, – похоже, достигается: директора считают, что студенческий день, осложняющий им жизнь, на самом деле в какой-то степени ее облегчает – избавляет от прямолинейности, вооружает более широким взглядом, помогает разобраться в тех проблемах, которые раньше казались запутанными и неразрешимыми. Многие именно здесь, в процессе занятий, начинают понимать, как школа может сегодня выживать.

Преимущество они видят в том, что различные направления деятельности руководителя – экономическое, правовое, информационное, программно-методическое, психолого-педагогическое – изучаются параллельно, выстраивая знания в систему. Между делом отмечают: да после такого марафона можно идти руководителем в любую социальную сферу. Впрочем, размениваться, похоже, никто не собирается. Напротив, охотно и увлеченно говорят о том, какой хотят видеть свою школу и что им, управленцам, предстоит сделать для того, чтобы ее изменить.

Школа №1 из подмосковной Лобни пока не является юридическим лицом. Ее директор Надежда Ивановна Крылова не сторонница революционных перемен, любой ответственный шаг, считает она, требует профессионального, компетентного подхода. Собственно, поэтому и сама оказалась тут – чувствовала, что управленческих знаний и культуры не хватает для того, чтобы понять, как может развиваться школа в современных условиях.

– Меня, как и многих директоров, мучили вопросы: как ввести и юридически правильно оформить платные образовательные услуги, какие выбрать программы, чтобы среди жителей микрорайона они пользовались успехом. Как привлечь в школу родителей, сделать так, чтобы их участие в жизни школы не ограничивалось присутствием на родительских собраниях? Как суметь представить свою школу и выдерживать конкуренцию с другими?

Не могу сказать, что на все эти вопросы мы сегодня нашли ответы. Но ищем, подходим к ним уже не как мечтатели, а как реалисты, внимательно изучая и анализируя все, что происходит вокруг, не только в школе, но и за ее стенами. От платных дополнительных услуг пока отказались, оценив возможности родителей нашего микрорайона.

Но зато отношения с родителями стали более доверительными и партнерскими. Главное – у них пробудилось желание с нами работать, а у нас созрело желание сделать их активными участниками процесса обучения. Кроме того, мы по-другому посмотрели на структуру школы и внесли в нее, на мой взгляд, эффективные изменения.

Жалею о том, что со мной вместе не учатся мои заместители – разговор на одном языке помогал бы экономить время и продвигаться увереннее и быстрее.

И совсем другая ситуация в реутовской школе №8. Когда ее директор Ольга Борисовна Репина поступала в университет, в школе уже происходили события, доказывающие ее состоятельность в смысле выживания: оказывались платные образовательные услуги, находившие поддержку у родителей, вот-вот должны были быть готовы документы, подтверждающие за школой права юридического лица.

Но желание глубже проникнуть в экономическую и правовую кухни убедили директора: все, что они сделали, – это лишь первые шаги в новом направлении, последующие невозможны, если четко не ориентируешься в финансово-экономических и правовых вопросах. Не скрывает: когда нужно было решить какую-нибудь непростую, спорную проблему, частенько заглядывала в собственные конспекты. Но теперь грамотно и безошибочно может заключить любой договор, оформить кредит, умеет так говорить с родителями и представителями общественности, что они чаще всего становятся союзниками. Многие вопросы в школе решает совет, куда входят учителя, родители и ученики: в частности распределяет внебюджетные деньги.

– Для меня самое ценное в обучении то, что каждую курсовую мы пишем, используя опыт своей школы. Закрепляя базовые знания, лучше начинаем понимать именно свою школу и все, что происходит в ней. А на “круглых столах” и деловых играх каждый тоже рассказывает о конкретном опыте – столько разных точек зрения, столько находок! Вот где настоящий простор для сотрудничества!

Как вырваться из плена стереотипов?

Возможно, некоторые читатели возмутятся: бесполезно и неуместно говорить о финансовой самостоятельности и о новом стиле руководства, когда нет денег. Зачем вообще вводить в заблуждение доверчивых директоров, которые, как бы ни хотели, ничего не смогут изменить, пока не будут в срок и в достаточном объеме получать бюджетные деньги?

Действительно, финансовое состояние системы образования зависит в основном от доходной части бюджета того или иного региона. Но во многом также и от политики, которую проводят местные власти – начиная от главы администрации и заканчивая начальником управления образования.

Многие управленцы уверены, что директора не потянут лямку финансовой самостоятельности, да и не очень-то жаждут становиться юридическим лицом. Но что в самом деле кроется за этим – неспособность директоров действовать по новым правилам игры или нежелание управленцев эти правила принимать?

Последним есть что терять: при переходе школ на финансовую самостоятельность они лишаются прежней функции – распределения денег, а значит, и возможности прежнего влияния на своих подчиненных. Но рано или поздно им придется этого лишиться: когда наконец будет определен норматив бюджетного финансирования, денежный поток пойдет мимо них.

Тогда-то точно любому директору понадобится правовая и экономическая подготовка. Там, где это вовремя поняли, обойдется без потрясений.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru