Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/1999

Архив

Когда учебники не поспевают за программой

Фролов А.В., Фролов Г.В.
Сервер Web своими руками.
– М.: Диалог-МИФИ, 1998

Закончился очередной учебный год, и каждый учитель вольно или невольно анализирует: какие изменения в очертаниях его предмета наметились, какие из обнаруженных тенденций стоит учесть в планах следующего года? Особенно остро этот вопрос встает перед учителем информатики – предмета, представленного целым спектром концепций, каждая из которых поддерживается соответствующими программами и учебными пособиями. И если относительно алгоритмической линии оснований для беспокойства не возникает, то линия информационно-технологическая ассоциируется разве что со вспышкой какой-нибудь сверхновой.

Вот свежий пример.

Только два года как в самых продвинутых модулях углубленного изучения предмета появился раздел, посвященный созданию Web-страниц. Только год как появился первый школьный учебник, пользуясь которым учителя и ученики осваивали практику нового информационного направления. Это “Практикум по компьютерной технологии” О. Ефимовой и В. Морозова, к которому полгода назад добавилась и “Специальная информатика” С.Симоновича, Г.Евсеева и А.Алексеева. К счастью, создание Web-страниц благодарная для преподавания тема, и не случайно, как показали прошедшие школьные экзамены, многие из выбравших для сдачи экзамен по информатике девятиклассников предпочитают, если им представляется такая возможность, сдавать экзамен в форме защиты проекта школьного Web-сайта (так обычно называют связанный гиперссылками набор Web-страниц).

Но, как это уже бывало неоднократно, вслед за достигнутой вершиной из тумана показалась еще более крутая. Передо мной проект новой программы углубленного курса информатики, подготовленный Лабораторией информационных технологий МИПКРО. Тут уже вопросы разработки Web-сайтов подняты без всяких скидок на профессиональный уровень. Дизайн сайта, фреймы, баннеры, интерактивные формы… А еще динамический HTML, Java-аплеты, сценарии VBScript… И так вплоть до установки и администрирования Web-сервера! Конечно, составить навороченную программу можно куда быстрее, чем написать и издать учебник…

К счастью, я, словно предвидя такое развитие событий, уже успел заблаговременно обзавестись книгой (А.В. Фролов, Г.В.Фролов. Сервер Web своими руками), в которой разобраны практически все важнейшие вопросы размещения информации в Интернет.

Несмотря на свою принадлежность к серии “Библиотека системного программиста”, книга эта по уровню представления материала рассчитана в том числе и на начинающего пользователя сети. Первая ее глава так и называется – “Как это устроено” и посвящена обзору основных компонентов и сервисов Internet, принципам работы серверов WWW. В следующей главе нас последовательно, шаг за шагом, проводят по всем этапам создания простого документа HTML самым гибким и надежным способом и с записью в простейшем текстовом редакторе Notepad операторов языка HTML, из которых, собственно, и состоит такой документ. Приятно, что уже на этом этапе авторы не ограничивают себя строгими целевыми рамками, позволяя себе останавливаться на тех или иных тонкостях, например, интерпретации используемых операторов в различных навигаторах Internet. А знаете ли вы, почему при использовании кириллицы редактор Microsoft Front Page существенно увеличивает объем HTML-документа (с. 43)? (К сожалению, в таблице символьных объектов на той же странице, ввиду очевидного искажения при верстке книги соответствующие этим объектам “латинские” символы – правильнее символы в западной кодировке – оказались заменены символами все той же кириллицы, ввиду чего читатель так и не узнает, чем, например, обозначение сильного ударения отличается от обозначения тупого. Но это не самая большая беда.)

Третья глава специально посвящена таблицам в документах HTML. Несмотря на достаточно высокую подробность изложения, рецензенту показалось, что в жертву справочности стиля была здесь принесена концептуальность в представлении таблиц как исключительно важного средства точного размещения текста в документе и окне навигатора. Не помешало бы и наличие более содержательных примеров. (Все это не в упрек авторам, поскольку рецензируемое издание не является школьным пособием.)

В четвертой главе рассказано о мультимедийной информации в HTML-документе. Самые животрепещущие для каждого начинающего ваятеля вопросы представлены здесь, в частности, в подглавах “Как выбрать формат графического файла”, “Прозрачные изображения”, “Подготовка чересстрочных изображений”, “Анимация”. Материал излагается свободно и доходчиво, с обсуждений различных вариантов и многочисленных тонкостей. Уникальны подробные описания процессов создания прозрачных, чересстрочных и анимированных изображений в редакторе GIF Construction Set, а также работы по анимации в редакторах Microsoft GIF Animator и PhotoImpact GIF Animator.

Использованию в документах HTML ссылок посвящена пятая глава. Большой интерес в ней представляет подглава “Сегментированная графика”, рассматривающая использование ссылок для описания фрагментов сложного изображения географической карты, например. Наряду с ручной подготовкой карты чувствительных областей рассмотрена автоматизация этой работы с помощью загружаемого из Internet приложения Map This!

В следующей главе “Фреймы” приведен весьма содержательный пример документа c фреймами (подокнами, содержащими свои HTML-документы). В этом примере читатель впервые сталкивается со счетчиком посещений, реализованным средствами CGI-программирования. Это обеспечивает естественный переход от элементов статических HTML-документов к концепции динамических, т.е. автообновляемых либо обновляемых сервером по запросу со стороны клиента (навигатора). Приложения CGI, рассматриваемые в следующей, седьмой главе, как раз и являются средством построения активных серверов, обрабатывающих запросы клиента.

Создание CGI-сценария представляется, конечно, “высшим пилотажем” в разработке Web-сайта. Тем более что авторы используют для этой цели язык С, не относящийся к легкоизучаемым. Но начинается-то все с создания форм, содержащих различные элементы управления, используемые для ввода со стороны клиента обрабатываемых CGI-приложением данных. Именно это и рассматривается подробно в начале главы, включая тщательно разобранный пример. Из последующего же ее содержания (рассчитанного на знакомых с программированием на С) можно отметить программу Counter простого счетчика посещений (с. 186 – 188).

За главой 8 (“Приложения ISAPI”), которая пока не представляется актуальной для учебных целей, следует последняя “Установка и настройка сервера WWW”. В ней полезным окажется, в частности, процедура установки и настройки популярного сервера Microsoft Personal Web Server, работающего на базе MS Windows 95(8). Может возникнуть вопрос: а на кой нам нужен этот Web-сервер, если все равно нет возможности аренды линии связи? Такой сервер необходим по меньшей мере для тестирования создаваемых вами динамических документов HTML перед размещением их на сервере провайдера.

Представительство в Интернет – это не прихоть, так же как и все большее внимание, уделяемое этому вопросу в школьной информатике. Во-первых, потому, что к деятельности в этой бурно растущей профессиональной сфере и нужно, и возможно (учитывая активный интерес учащихся) начинать подготовку именно в школе. Ну а кроме того, эта тема интегрирует в себе целый спектр информационных технологий: клиент-серверную обработку, мультимедиа, компьютерную графику и верстку. И представляемое учебно-справочное издание в значительной степени способно готовить школу к освоению очередной ступени происходящей на наших глазах информационной революции.

Андрей МАРГУЛЕВ,
учитель информатики лицея “Вторая школа” г. Москвы

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru